Промышленники Алтайского края набрали тысячи новых сотрудников, серьезно повысили зарплаты, увеличили объемы. А некоторые заводы сменили собственников
2023 год стал прорывным для алтайской промышленности – предприятия региона рванули по объемам производства "в штуках" и в деньгах, по зарплатам и набору персонала. И потенциал роста еще не исчерпан. Триггером стали СВО и необходимость импортозамещения. Но такой стремительный рывок оказался испытанием на прочность, которое заставляет работать заводы на пределе, а где-то и сверх него. И еще не известно, все ли его пройдут и во что оно выльется отрасли.
"Толк" называет основные итоги года в промышленности.
№1. Те еще кадры
Сегодня промышленности региона требуется около 7 тысяч сотрудников, из них в оборонке – свыше 3,4 тысяч, сообщили в минпромэнерго региона.
Для сравнения: весной власти промышленники говорили, что незакрытая потребность в кадрах составляет около 5,5 тысяч человек, более 2,5 тысяч из них — в оборонке.
И это при том, что в январе – сентябре 2023 года штаты промпредприятий выросли в целом на 1,7 тысяч работников, да и в 2022-м удалось привлечь не меньше. Только оборонные заводы с осени приросли на 3,6 тысяч сотрудников.
То есть заводы набирают новый персонал сотнями людей, но и они не закрывают потребность в кадрах. Она только нарастает.
Для привлечения сотрудников предприятия повышают зарплаты невиданными раньше темпами, договариваются со службой исполнения наказаний о привлечении заключенных, предлагают рабочим дополнительные бонусы вплоть до погашения части ипотеки. Но острейшая конкуренция предприятий не только друг с другом, но и с другими регионами не позволяет закрыть кадровые прорехи.
Повышенная потребность в людях возникла, во-первых, на заводах ОПК, где заказы выросли на десятки процентов, а то и кратно, во-вторых, на производствах, которые стали помогать оборонке, в-третьих, на предприятиях, которые выросли в оборотах на фоне импортозамещения.
№2. Рост зарплат с отложенным эффектом
Острая борьба за кадры привела к неизбежному: работодатели, хотели они или нет, оказались вынуждены повышать зарплаты, причем не декоративно, а реально, значительно выше темпов инфляции.
За два года зарплаты в промышленности региона выросли в полтора раза (по Сибири – на 28%). По итогам девяти месяцев 2023 года средний размер составил 48,7 тысяч рублей, и это на 25,7% больше, чем за такой же период 2022-го.
Больше всего оплата труда в 2023 году выросла в оборонке и котлостроении – в полтора раза, в производстве одежды – на 46%, в выпуске автокомпонентов (например топливных систем на АЗПИ) – на 37%.
В рублях средняя зарплата на некоторых предприятиях выросла на 10–20 тысяч при базе чуть выше 30–40 тысяч.
"Такого никогда не было. До этого в год прирастали в среднем на 2,5–3,5 тысячи рублей", – еще весной говорил исполнительный директор краевого Союза промышленников Виктор Мещеряков.
Сотрудники многих заводов, впрочем, утверждают, что за выросшими цифрами стоят огромные нагрузки, включая работу на нескольких ставках, переработки, труд в выходные и т. д. Да, сотрудники идут на это, чтобы заработать, но цена таких зарплат – в огромной интенсивности труда.
При этом власти и собственники не исключают, что такой рывок в размере зарплатных фондов может выйти ряду заводов боком, особенно гражданским.
"Не считаю это абсолютно нормальным, потому что рабочая ситуация все-таки тогда, когда идет планомерный рост и зарплат, и инфляции, – говорил на круглом столе в октябре министр Вячеслав Химочка. – Беспредельно увеличивать фонд оплаты труда руководитель не может".
По словам министра, сегодня гражданские предприятия вынуждены "гнаться" за оборонными. Но те повышают зарплаты, согласовав расценки на продукцию с заказчиком – с государством. У гражданских заводов такой возможности нет, констатировал министр.
"Однако они понимают, что людей надо сохранять – и зарплаты повышают. Хотя это не всегда соответствует даже правилам формирования себестоимости – съедается та маржа, которую можно было бы вложить в модернизацию". По его оценкам, то, к чему приведет настолько стремительное увеличение ФОТ, станет ясно примерно к середине 2024 года.
Также в минпроме не исключают, что из-за удаленности алтайских заводов от рынков сбыта в европейской части страны и, соответственно, больших транспортных расходов рост издержек на зарплаты "может снизить конкурентные преимущества продукции".
Еще один отрицательный фактор, который отмечают в министерстве, – переток людей на заводы из других муниципалитетов и сфер экономики: "Это создает нехватку кадров уже в тех отраслях и территориях, откуда люди уходят".
№3. Залповый рост оборонки
Собственно, рост оборонзаказа стал одним из ключевых драйверов роста промпроизводства в крае.
В текущем году предприятия ОПК выпустили продукции на 24% больше, чем за такой же период в прошлом. Это плюсом к 27%-ному росту 2022-го. С начала СВО выпуск продукции ОПК в регионе вырос более чем в 1,5 раза, а по самым востребованным позициям – в 3–4, а где-то и в 10 раз.
Это произошло в том числе потому, что на Алтае работает несколько заводов, которые единственные в стране производят какую-то продукцию: авиашины, двигатели, электронное оборудование и т. д.
№4. У крупных заводов – новые собственники
2023-й стал годом смены собственников и управленцев на крупнейших предприятиях Алтайского края. Три лидера химической отрасли региона отошли под крыло одной окологосударственной группы компаний, а "Сибэнергомаш – БКЗ" приобрел частный инвестор.
В августе новым владельцем барнаульского котельного завода официально стал московский "Стройэнергоактив", который еще в мае выкупил на торгах предприятие за 1,3 млрд рублей. Ранее "Сибэнергомаш – БКЗ" входил в структуру ВЭБ, для которого предприятие было непрофильным активом. Изначально завод достался корпорации как банкрот с крупными долгами и потерянными рынками сбыта. Но к 2023 году это уже было прибыльное, набирающее обороты предприятие. ВЭБ искал покупателя с 2021 года. В текущем году сделка состоялась.
В октябре новым собственником завода "Кучуксульфат" по итогам торгов стала компания ГК "Росхим". Она выкупила 100% акций и весь имущественный комплекс у государства, которое, в свою очередь, получило их в 2022 году по решению суда, признавшего, что приватизация 30 лет назад была проведена с нарушениями.
Также в октябре ГК "Росхим" стала управляющей компанией на двух других связанных друг с другом алтайских предприятиях – "Нортек" и "ЯШЗ Авиа", работающих на площадке шинного завода в Барнауле. На них "Росхим" зашел, предположительно, при согласовании с Минпромторгом РФ.
№5. Увеличение объемов и темпов
За 10 месяцев текущего года промышленники Алтайского края произвели продукции на 7,1% больше, чем за январь – октябрь 2022-го. В Сибирском федеральном округе (СФО) регион занимает второе место (из 10) по темпам, уступая только Новосибирской области.
Такую динамику обеспечили такие отрасли, как:
- производство автокомпонентов – 138% (АЗПИ),
- котельного оборудования и продукции ОПК – 124% ("Сибэнергомаш – БКЗ", Бийский котельный завод, оборонные предприятия Барнаула, Бийска и Рубцовска),
- вагонов – 119% ("Алтайвагон" и Барнаульский ВРЗ),
- пищевых продуктов – 114%,
- химических веществ – 112% (Бийский олеумный завод, "Кучуксульфат").
№6. Денег меньше, прибыль – больше
Но рост физических объемов в целом по региону не обеспечил такой же рост денежных. По итогам января – октября промышленность края сработала на 539 млрд рублей, это на 3% больше, чем за такой же период 2022-го. При этом итоги семи месяцев и вовсе показывали небольшой минус.
Тогда все дело было в ценовой ситуации на рынке кокса, которого физически произвели даже больше, но стоимость его оказалась значительно меньше – примерно на 35%, рассказывал ранее Вячеслав Химочка. А с учетом того, что "Алтай-Кокс" – крупнейшее предприятие региона, это сильно ударило по общим итоговым цифрам.
Однако в итоге многие отрасли показали финансовый плюс: производство одежды – в 1,6 раза (тут главная заслуга – у Барнаульского меланжевого комбината), автокомпонентов – на 46% (АЗПИ), электроники – на 41% ("Спецавтоматика"), металлургической продукции — на 35% (рубцовский филиал "Алтайвагона"), электрического оборудования – на 30% ("Алттранс").
Если же говорить о чистой прибыли предприятий (а не об обороте), то она совокупно выросла на 29% (данные семи месяцев). В минпроме подчеркивают: "Это говорит о том, что рентабельность производств не снижается из-за удорожания логистики при параллельном импорте и росте заработных плат".
№7. Без пресса мировых корпораций
"Крупные транснациональные корпорации имели возможность воздействовать на рынок демпингом, агрессивным маркетингом, лоббированием своих интересов в российских госкорпорациях и холдингах. Сегодня эти препятствия во многом сняты и появляется спрос на традиционную и новую продукцию алтайских предприятий", – говорил на октябрьском круглом столе Вячеслав Химочка.
Импортозамещение фактически стало вторым важным триггером роста промпроизводства в крае.
Самым наглядным примером для потребителей стал рост производства напитков, замещающих известные бренды сладкой газировки. Однако тренд коснулся не только пищевки.
Сегодня, рассказали в минпроме, значительно выросли заказы не только АЗПИ, у которого потенциальных заказчиков уже больше, чем производственных возможностей, но и, например, на "Алтайгеомаше", который выпускает буровое оборудование, на "Алтайтале", изготавливающем грузоподъемную технику.
"Алтайский химпром" долго работал над созданием новых присадок для химической и нефтяной промышленности. Но пробиться в крупные федеральные компании на фоне жесточайшей конкуренции с импортными поставщиками не удавалось. В 2023 году спрос на составные элементы смазочных масел увеличился в разы. За восемь месяцев удалось увеличить объемы производства в 2,2 раза.
Барнаульский меланжевый комбинат завершает модернизацию, которая позволит в том числе создать производство специальных тканей для рабочих костюмов с масло-, нефте– и водоотталкивающими свойствами, защищать от огня и статического напряжения, для медиков. Сейчас более 20% рынка таких тканей – у импортных производителей.