Новшества напрямую коснутся прежде всего крупного бизнеса, львиная доля малых предпринимателей должна остаться "при своих". Но косвенно изменения могут коснутся большинства жителей края
С 1 января 2025 года в России заработают положения налоговой реформы, которые увеличат финансовую нагрузку на значительную часть бизнеса. О том, как на предприятиях Алтайского края по прогнозам отразится повышение налога на прибыль, введение НДС для предпринимателей на УСН и какие меры поддержки "сгладят" новшества, "Толку" прокомментировали в региональном управлении налоговой службы (УФНС).
Плюс 3 млрд налога на прибыль
В УФНС объяснили: ожидается, что такая схема распределения сохранится до 2030 года. После этого федеральная доля сократится до 7%, а региональная, соответственно, вырастет до 18%.
Изменения коснутся плательщиков на общем режиме налогообложения. Их в Алтайском крае – порядка 10 тысяч. По предварительным расчетам, сообщили в налоговой, предприятия края за 2025 год дополнительно могут отчислить более 3 млрд рублей. То есть в среднем плюс 300 тысяч рублей на плательщика.
Много это или мало? В 2023 году всего в крае заплатили 34,2 млрд рублей налога на прибыль. Это было на 60% больше, чем в провальном 2022-м. В 2024 году за 10 месяцев предприятия края заплатили уже более 30 млрд налога на прибыль. Это на 4,6%, или на 1,3 млрд больше, чем за январь-октябрь прошлого года.
При этом нужно понимать, что в стране и СФО в целом тренд совсем другой – динамика поступлений налога на прибыль ушла в минус. За эти же 10 месяцев по Сибири снижение составляет 20,8%, по России – 1,8%. То есть плюс, который дает алтайский бизнес – скорее, исключение.
Таким образом, 3 млрд рублей, которые по прогнозу могут дополнительно перечислить плательщики края после реформы – это около 8-9% от поступлений двух последних лет.
Непростая "упрощенка"
Тем, у кого оборот окажется ниже 60 млн, платить НДС не придется, но им нужно будет направлять уведомление в налоговую. Если это не сделать, ИП или компания автоматически станут считаться плательщиками НДС.
На "упрощенке" в Алтайском крае "сидит" подавляющее большинство малого бизнеса – и ИП, и юрлиц. По данным ФНС, более 53 тысяч плательщиков. При этом 97% из них – 51,5 тысяч – имеют доход до 60 млн рублей в год. От 60 до 250 млн – 1 636 (3%), свыше 250 млн – пять предприятий.
То есть на львиной доле тех, кто платит УСН, введение НДС никак не отразится.
В налоговой рассказали, что есть методические рекомендации, в которых рассматриваются реальные жизненные ситуации – с рекомендациями, как действовать предпринимателю: "Например, если в 2024 году доходы налогоплательщика не превысили 60 млн рублей, то с 1 января 2025 года НДС он не платит. Но если в течение следующего года его доход превысит отметку в 60 млн рублей, то уже с первого числа следующего месяца он станет плательщиком НДС".
При этом повышение лимита по доходам для работы на "упрощенке" позволит части тех, кто "сидел" на общей системе, перейти на УСН.
Как сообщили в УФНС, в крае налогоплательщиков общего режима с доходами до 450 млн рублей — порядка 7 тысяч. Это 75% от общего числа компаний. Из них выручку до 60 млн рублей задекларировали 6 тыс. плательщиков, то есть около 60%.
"Безусловно, мы ожидаем изменения качественного состава плательщиков и делаем прогнозы в связи с предстоящими новеллами законодательства. Однако мы видим, что для большинства плательщиков с доходами до 60 млн рублей ничего не изменится. Они автоматически освобождаются от уплаты налога, им не нужно будет платить НДС. В сложившихся обстоятельствах, по нашему мнению, выбором специального налогового режима в условиях налоговой реформы могут воспользоваться не более 1 тыс. организаций", – сообщили в налоговой службе.
Что будет с краевым бюджетом
Изменение ставки налога на прибыль на объеме денег, направляемых в бюджет края, никак не отразится – весь прирост уйдет в федеральную казну. Край как получал свои 17%, так и будет их получать. На динамике могут отразиться только общеэкономические тренды, влияющие непосредственно на саму прибыль предприятий.
А вот изменения по УСН и возможная миграция предпринимателей с одной системы налогообложения на другую теоретически повлиять на поступления могут. Например, тот кто перейдет на "упрощенку", уже не будет платить тот же налог на прибыль.
Но в региональном управлении ФНС считают, что изменения не приведут "к существенному снижению доходов консолидированного бюджета края", поскольку те, кто не заплатит налог на прибыль, перечислит долю дохода по УСН.
Впрочем, тут есть нюанс, и слово "консолидированный" звучит не зря. Консолидированный бюджет – тот, что объединяет бюджеты края и всех входящих в регион городов и районов. И общая сумма всех отчислений из-за реформы, действительно, скорее всего не изменится. Но, например, налог на прибыль зачисляется в краевой бюджет, а деньги по УСН идут в том числе и в местные бюджеты. То есть между уровнями бюджетов произойти перераспределение может.
Бюджетом края на 2025 год предусмотрено, что в него соберут 25,3 млрд рублей налога на прибыль (это второй по ёмкости налог в регионе после НДФЛ), а налогов на совокупный доход, куда входит и УСН, – 7,2 млрд.
Льготные ставки по взносам
В региональной налоговой сообщили, что "при условии сохранения средней зарплаты, которая в 2024 году сложилась у субъектов МСП на уровне 35 тысяч рублей, ежемесячные отчисления на одного работника могут вырасти не более чем на 1 673 рубля".
В целом же, по оценке ФНС края, поступления в фонды в 2025 году вырастут на 10% и превысят 100 млрд рублей.
Почему налоговая реформа касается всех
Увеличение налоговых платежей – это рост издержек для любого бизнеса. Это значит, что предприятия либо будут сокращать другие издержки, либо закладывать их в цену конченой продукции, а возможно – и то, и другое. На практике это может быть следующее.
- Сокращение инвестиций в своих работников. Это может быть что угодно: сокращение социальных "плюшек" (питания, лечения, отдыха, материальной помощи и т.д.), неповышение зарплат, увеличение нагрузки при сохранении прежней оплат ытруда и прочее.
- Снижение инвестиций в развитие – в модернизацию, условия труда, автоматизацию, выпуск новых видов продукции и т.д.
- Увеличение стоимости конечной продукции. Если речь идет о продуктах, тарифах, общепите и прочих потребительских сферах, то жители "эффект" почувствуют довольно скоро, напрямую в ценнике. Рост цен на изделия других производителей действует не так в лоб, но сказывается в целом на экономике и теоретически может разогнать и без того высокую инфляцию, которую уже год пытается охладить ЦБ.
- А вот бюджетная сфера края больших изменений – какого-то большого дополнительного наполнения – именно из-за реформы вряд ли почувствует. Основной прирост уйдет в федерацию или страховые фонды.