Эти деньги частично покроют расходы на содержание особо охраняемых природных территорий Алтайского края. Плата будет символической
Минприроды Алтайского края рассматривает вопрос введения платы для туристов за посещение особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В регионе обширная сеть парков и заповедников — уже около 1 млн га.
"Всей этой территории нужно пристальное внимание и надзор, и на это нужны большие затраты. Но до сих пор у нас не было права взимать плату за посещение ООПТ регионального значения. При этом федеральные заповедники себе это позволяли. Теперь же правительство предоставило такое право субъектам", — рассказал министр природных ресурсов и экологии региона Владимир Попрядухин.
Плата будет символической и не везде
С июля в крае можно взимать плату с туристов в сумме не менее 0,5 размера минимального душевого дохода за одно посещение вне зависимости от срока пребывания. В Алтайском крае, по расчетам ведомства, она может составить 65 рублей с человека.
"Окончательное решение еще не принято, мы находимся в поиске оптимальной формы. Но надежда на получение возможности зарабатывать по принципу хозрасчета у нас есть. Для справки: затраты на работу "Алтайприроды", занимающейся обслуживанием ООПТ, с 2014 года выросли в три раза — с 7 млн до 22 млн рублей. Нам необходимо содержать штат сотрудников, инспекторский состав, привлекать новых специалистов. Сейчас у нас 28 инспекторов. На 107 ООПТ этого недостаточно", — констатирует министр.
Интересно, что, несмотря на отсутствие механизма взимания платы, в Лебедином заказнике минприроды нашло выход из ситуации. Там за бюджетные деньги построили мостки для наблюдения за птицами. Доступ к берегу озера остался свободным, а вот за проход по мосткам стали брать 50 рублей. Это приносит бюджету до 1,5 млн рублей в год — объект посещают около 30 тыс. туристов.
Более комфортные условия и допуслуги для туристов минприроды планирует создать на реке Шинок в районе каскада водопадов в природном парке Ая. Проектно-сметная документация уже разработана, в этом году состоится конкурс. Парк посещают около 300 тыс. человек в год. Если умножить их на 65 рублей, можно получить до 20 млн рублей.
"Мы пока не уверены, что эта идея будет воспринята положительно. Пока в качестве эксперимента хотим ввести плату на наиболее значимых территориях", — подчеркнул Владимир Попрядухин.
В природном парке "Предгорье Алтая" ведомство планирует создать экологические тропы и туристско-оздоровительный сервис.
В нацпарках можно будет даже дрова рубить
Меньше чем через месяц в Алтайском крае появится первый национальный парк — "Салаир". Проект постановления о его создании уже подписан. Это самая большая ООПТ в регионе — 161 тыс. га. До 2024 года в регионе появится аналогичная территория — "Горная Колывань" площадью до 250 тыс. га.
Не все восприняли это положительно: жители территории, попавшей в границы парка, были уверены, что его захотят огородить и запретят хозяйственную деятельность.
"У нас тоже были такие опасения, и мы консультировались с коллегами. Но наши сомнения развеяли: однозначно могу сказать, что заготовка дикоросов, трав, грибов в личных (не коммерческих!) целях не будет запрещена и не будет лимитироваться. Все необходимые виды деятельности по заготовке древесины будут производиться. Развитию сельского хозяйства, в частности выпасу скота, никто не будет чинить препятствия", — заверил министр.
При этом Владимир Попрядухин подчеркнул, что на территории парка из сельхоздеятельности будет больше приветствоваться пчеловодство, так как оно положительно влияет на развитие биологического разнообразия.
Интересно, что на территории "Салаира" 2,5 га занимает частная собственность — пасека. Ее хозяину разъяснили его правовой статус, и он дал добро на вхождение его участка в нацпарк.
Парк будет разделен по функциональным зонам с определенным режимом пользования. Лишь две из них — зоны особой охраны и заповедная — подразумевают запрет на хозяйственную деятельность. Минприроды постаралось сделать так, чтобы эти зоны не попадали в сферу чьих-то интересов.
Владимир Попрядухин подчеркнул, что решение о создании новых нацпарков не принимают без согласия муниципалитетов. Им предоставляют материалы эколого-экономического обследования территорий, которые, по мнению ведомства, можно отнести к ООПТ, и ожидают решений. К 2021 году минприроды собирает мнения и предложения, после чего начнет работу по формированию соответствующих статусов.