Объем "незавершенки" за последние годы упал в два раза. С таким антирекордом выполнять федеральный план по новостройкам девелоперам станет все сложнее. Но это еще не все проблемы
Как дальше жить и строить? Примерно так можно обозначить повестку заседания правления Союза строителей Алтайского края, состоявшегося в минувший вторник, 25 октября. Судя по накалу страстей, у девелопмента вновь "накипело", ведь будущее отрасли опять под угрозой. Задел в виде незавершенного строительства тает на глазах, а в вопросе с землей все больше неизвестных. Какие еще вопросы волнуют строителей и почему они уверены, что их руки связаны, – в материале "Толка".
"Бомба" замедленного действия
Третий год показатели по вводу жилья в Барнауле и Алтайском крае бьют все рекорды. Планы, поставленные федеральными властями, перевыполняются, что неминуемо вызывает эйфорию, уверен председатель Союза строителей региона Александр Мишустин. Сейчас за ней кроется "мина" замедленного действия в виде резкого снижения объемов строительства жилья в будущем.
"Если ситуация не изменится, то в самые ближайшие годы нас ждет дефицит новостроек. Если пул объектов, находящихся в работе, не будет пополняться, то после введения в эксплуатацию строящихся на сегодняшний день объектов, строительная отрасль может и забуксовать", – отметил он.
Так, начиная с 2014 года объемы "незавершенки" упали почти в два раза – с 1,2 млн кв. м до 695 тыс. кв. м. Число выданных разрешений на строительство тоже стало заметно меньше. Если не считать резкого скачка в 2018 году (в преддверии введения проектного финансирования), то за те же восемь лет их число планомерно уменьшалось с 67 до 19 – именно столько выдано разрешений на сегодняшний день.
"Мы уже три года спорим, нужны ли Барнаулу такие объемы жилья. Есть мнение, что не нужно. Тем временем мы каждый год перевыполняем план, строим жилые дома, в которых все квартиры раскупаются. Пустых зданий не остается. Выводы делайте сами", – сообщил Мишустин.
Большие надежды
Присутствовавший на заседании председатель комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Антон Воробьев пояснил собравшимся, что цифры статистики говорят о стабильном развитии.
По словам руководителя профильного комитета, недавний опрос застройщиков о предполагаемых объемах ввода на ближайшие три года дает основания полагать, что все не так уж плохо. Например, на 2023-й запланировано построить минимум 510 тыс. кв. м, из них уже "набрались" 447 тыс. кв. м.
Воробьев отметил, в зависимости от ситуации цифры будут корректироваться. Мишустин же на это заявил, что львиная доля озвученных квадратов – это индивидуальное жилое строительство. Оно постепенно отвоевывает рынок, а это говорит далеко не в пользу многоквартирной застройки.
"За девять последних месяца объемы ИЖС вырос до 51%. И как мы собираемся дальше жить и строить?" – обратился к присутствующим игрокам строительной отрасли Александр Мишустин.
Нечеткий вектор развития
Проблемы сферы возведения многоквартирного жилья сидят настолько глубоко, что застройщики до сих пор не могут их искоренить. Преимущественно из-за того, что по словам самих строителей, у них связаны руки. Они уверены, что не хватает волевых решений.
В частности, в вопросе с земельными участками. По мнению девелоперов, их не так уж и много. Вторая проблема – отсутствие четкого графика проведения аукционов. Застройщики пожаловались: они до последнего не знают, что, где и когда будут разыгрывать в ближайшее время.
Проблема распространяется и на промышленность. Строительным предприятиям также сложно просчитывать риски, будучи в какой-то степени зависимыми от работы застройщиков.
"Без четкого понимания, в какую сторону развивается город, мы не знаем, что нас ждет в будущем. Будем ли мы наращивать производство, или придется уходить в другой регион", – отметил представитель одного из производств.
Проблему также мог бы решить четкий график аукционов, разыгрываемых на разных уровнях. Независимо от того, какая структура выставляет надел – муниципалитет, край или федералы в лице корпорации Дом.РФ, – застройщики, опираясь на список торгов, получили бы широкие возможности спланировать строительные объемы так, чтобы это было выгодно не только им, но и городу, а также краю.
По предварительным оценкам, земля еще есть. Сюда можно отнести Северо-Западный планировочный район, южное направление и правый берег Оби.
"Безусловно, потенциал есть и нужно его использовать", – отметил Антон Воробьев.
Поток и КРТ
К потенциалу относят и участки для комплексного развития города. И в первую очередь это многострадальный Поток, где так много ветхого и аварийного жилья. Но без участия властей в решении важнейших вопросов формирования участков и инженерной инфраструктуры девелоперы не готовы полноценно заходить на объекты, а это значит, что программа комплексного развития территорий (КРТ) в ближайшее время не будет реализована в полной мере.
Гендиректор ассоциации "Алтайские строители" Зинаида Герасимович уверена, что проблему могли бы решить несколько важных шагов. Для начала надо продумать список льгот для застройщиков, взявшихся за развитие территорий (например, Потока), как это делается в ряде других регионов.
Так, в Пензенской области подобным образом решили освоить почти 200 га застроенной частным сектором территории, рассказали на заседании. При этом власти взяли на себя дороги, инженерные коммуникации, две трети ставки рефинансирования. Девелоперам оставалось только зайти и построить.
В качестве еще одной меры прозвучала идея учредить ведомство, специализирующееся на КРТ. В качестве примера может служить опыт Екатеринбурга, где такая организация прекрасно себя показала, уверена Герасимович.
Откуда не ждали
Еще одной проблемой для строительной отрасли стала частичная мобилизация. Она усугубила и без того острый кадровый голод. Предприятия, как говорится, на пустом месте начали терять высококвалифицированных сотрудников.
По словам Александра Мишустина, Союз строителей с первых же дней мобилизации озаботился составлением списков сотрудников предприятий, подпадающих под отсрочку. Готовый документ отправили в краевой минстрой, откуда пришел неожиданный ответ: для списка использована не та форма.
"У меня вопрос: у кого все же должна болеть голова о том, что могут забрать строителей, технологов с заводов, после чего могут встать социальные стройки?" – задался вопросом Мишустин в ходе заседания.
В итоге время было упущено, а одно из предприятий на период мобилизации потеряло часть высококлассных специалистов, которых теперь сложно кем-то заменить.
Как отметили на заседании, в кардинально иной ситуации оказались компании, самостоятельно оформившие бронь для сотрудников.
В завершение мероприятия участники решили составить письмо-обращение, где еще раз напомнят о самых острых проблемах строительной отрасли. В нем же прозвучат предложения по их конструктивному решению.