Дольщиков только четырех домов Алтайского края признали пострадавшими. Другие долгострои на постоянном контроле у власти, но сроки строительства продлевают по несколько раз
В 2020 году дольщики долгостроев Барнаула, которые не дождались квартир и статуса "обманутых", вынудили власть предпринять реальные меры помощи. Однако, говорят строители, ничего не поменялось – прозрачного и реального механизма решения подобных проблем нет. А пандемия, скорее всего, обострит проблемы, которые прежде сдерживали. По данным краевой Госинспекции, 17 компаний могут не выдержать заявленных сроков ввода домов.
История № 1. "Мы ему давно не верим"
Дом на пр. Ленина, 195а строит компания "ПР-Холдинг". В начале лета его дольщики устроили пикет. Ситуация банальная, рассказывает "Толку" Елена. В 2016 году она купила долевку и через год должна была получить ключи, но до сих пор платит ипотеку и арендует квартиру, как и многие будущие соседи.
"Три года обиваем пороги администрации, а чиновники только посмеиваются и отправляют в суд, – продолжает Елена. – Застройщик ссылается то на кризис, то на рост цен, то на действия приставов. Мы ему давно не верим. Ситуацию обострил коронавирус: многие лишились здоровья, работы. Им уже не на что жить. Некоторые готовы чуть ли не сброситься с крыши, чтобы внимание властей привлечь", – рассказывает Елена.
Застройщика кто только ни проверял, и надзорные органы установили: бухгалтерия ведется идеально, деньги дольщиков направляются только на строительство дома. Подключилась и прокуратура, которая предписывала приставам отменить запрет, но его вновь накладывали.
"ПР-Холдинг" "вытащил из своего кармана" около 45 млн рублей и достроил дом до 97% готовности: осталось остеклить часть окон, смонтировать лифт и завершить отделку подъездов, говорит Клейнатовский.
"После вмешательства мэрии арест приставов на дом на пр. Ленина, 195 сняли. На завершение нужно 15 млн рублей и при нормальном финансировании – 2-2,5 месяца", – говорит Клейнатовский.
Дольщица Елена рассказывает: после пикета мэр города Вячеслав Франк обещал ей, что дом достроят: "Вот только не сказал когда". 29 июня она получила уведомление от застройщика, что разрешение на строительство продлено на год – до 26 июня 2021-го.
История № 2. "Как в яму с помоями"
Дом на Павловском тракте, 291 тоже "злостный" долгострой, но ситуация по нему отличается от предыдущей. Напомним, заказчиком строительства была компания "Барнаулкапстрой" (100% акций принадлежат мэрии), а генподрядчиком – сначала "СтройГАЗ" (обанкротился), потом "Сибресурс" (не справился со сроками).
Дольщики рассказывали "Толку", что их не раз просили "не выносить сор из избы" и они терпеливо ждали, потому что строительство все же шло. Но когда директора "Барнаулкапстроя" Александра Канакова арестовали, они запаниковали. Несостоявшиеся новоселы начали писать открытые письма. В мэрии прошли совещания, и довольно оперативно нашелся инвестор для завершения строительства.
Им стал предприниматель Андрей Комяков, руководитель компании ПСК "Строительная перспектива", которая занимается точечным строительством в центре Барнаула. Сейчас, например, готовит к застройке площадку на углу пр. Красноармейского и ул. Партизанской, а также осваивает участки в районе улицы Ядринцева.
"Для завершения строительства необходимо порядка 70 млн рублей. Помощь финансовыми и другими ресурсами возьмет на себя ИП Комяков Андрей Геннадьевич", – отметил Вячеслав Франк на одном из совещаний.
Стройка ожила, но завершить ее к концу июня, как обещал мэр, не удалось: разрешение на строительство продлили до второго квартала 2021 года.
Директор "Барнаулкапстроя" Сергей Шумов сообщил "Толку", что компания со временем вернет деньги, которые Комяков вложил в стройку. Ранее за такую помощь строители получали участки под дома без аукциона.
Но тут все зависит от привлекательности участка. Например, потенциальному инвестору достройки дома на ул. Южсиба, 52а в Новоалтайске предложили взамен землю в этом же городе. Он отказался.
Однако, говорят строители, это неприемлемый и несистемный способ решения проблемы, который рождает кривотолки.
"Взяться за чужой объект – это как в яму с помоями наступить. Тебе достанутся огрехи предыдущего строителя и уже накаленные бесконечными обещаниями дольщики", – говорит Вячеслав Ширшов, исполнительный директор Союза строителей Алтайского края.
История № 3. "Умножает скорбь и печаль"
Для строителей очевидно, что подобные методы решения проблем с долгостроями работают плохо. Поэтому региону нужен доступ к финансам Фонда защиты прав граждан для завершения строительства домов или компенсации гражданам.
Но чтобы получить их, нужно соблюсти три условия: признать застройщика банкротом, отнести дом к проблемному (специальный статус), создать в регионе свой фонд для софинансирования.
В Алтайском крае "заветный" статус "проблемных" есть у пяти домов: у двух в Белокурихе, одного в Новоалтайске и двух в Барнауле. То есть их дольщики признаны пострадавшими, или обманутыми. Остальные пока "вызывают настороженность", говорит замначальника Госинспекции Ольга Дерявская.
По некоторым дольщики пробовали инициировать процедуру банкротства, но застройщик "гасил" ее. В том числе это касается "ПР-Холдинга".
"Я никогда не рассматривал банкротство всерьез: оно не рождает решение проблемы, а умножает скорбь и печаль", – рассуждает Евгений Клейнатовский.
Он считает, что инструмент Фонда не сработает, потому что у него небольшой бюджет, который почти весь уходит на проекты Москвы.
"Чиновникам дано предписание – не доводить застройщиков до банкротства, потому что деньги на завершение строительства они не получат. То есть механизм объявлен, но достройка домов может растянуться на пятилетки", – продолжает Клейнатовский.
"Не боги горшки обжигают"
У коллег по рынку другое мнение: они считают, что ресурсами Фонда надо пользоваться.
"Зачем уговаривать застройщика продолжать работы? Если он банкрот – банкротьте его, выносите объект на достройку, – говорит Александр Мишустин, председатель правления Союза строителей Алтайского края. – В регионе достаточно строительных организаций, которые готовы за нормальные деньги и на "прозрачных" условиях завершить работы по домам, которые другие не могут ввести в эксплуатацию".
В любом случае, чтобы получить деньги федерального Фонда, нужно на региональном уровне создать свой для софинансирования. Пока его в Алтайском крае нет. Но больше половины регионов такие фонды создали, в том числе Новосибирская область и Красноярский край.
"Значит, это возможно. Не боги ведь горшки обжигают. Но в Алтайском крае такого фонда нет. Если бы он был, некоторые наши застройщики "с удовольствием" обанкротились и не мотали нервы ни себе, ни людям", – говорит исполнительный директор Союза строителей Алтайского края Вячеслав Ширшов.
В краевом минстрое "Толку" ответили, что регион подал заявку на финансирование долгостроя в Новоалтайске на ул. Южсиба, 52а из средств Фонда.
"В июне в Фонд направлено обращение с приложением пакета документов. Вопрос необходимости создания регионального фонда будет изучен после рассмотрения предложений Алтайского края на федеральном уровне правительством РФ", – сообщил замминистра Игорь Спивак.
Между тем, по данным Госинспекции, 17 застройщиков могут теоретически воспользоваться правом по неначислению неустойки за просрочку ввода дома. Соответствующее постановление правительства действует с 3 апреля до конца 2020 года. Строители "переводят" – 17 застройщиков находятся в группе риска и могут не справиться со своими обязательствами по срокам ввода домов.