Перспективный район новостроек на Ядринцева рискует задохнуться в пробках

Юлия Абрамкина

Юлия Абрамкина

Редактор, Недвижимость, 6:04, 11.03.2021
Микрорайон около ул. Ядринцева в Барнауле
Микрорайон около ул. Ядринцева в Барнауле Фото: Анна Меньшикова

В центре Барнаула расселяют огромный квартал ветхого жилья под дома-гиганты. Но дороги и "социалка" критично запаздывают

Крупный район в Барнауле оказался зажат между транзитными улицей Челюскинцев и переулком Ядринцева. Если первая более или менее справляется с пропуском автомобилей, то второй уже стоит в пробке, а горожане жалуются на отсутствие тротуаров. Между тем, эта территория – мощный центр реновации в городе, который уже даже называют Барнаул-сити за акцент на высотках. "Толк" узнал, есть ли шансы, что эта территория не встанет в пробках и получит инфраструктуру.

"Побочка" капитализма

Микрорайон в границах ул. Челюскинцев, пр. Строителей, пер. Ядринцева и ул. Партизанской исторически застроен частным сектором, тут есть и большая промзона. Он стал участком реновации в Барнауле – на месте частных домов строятся жилищные комплексы. Рядом – за "Сити-центром" – развивается еще один застраиваемый микрорайон, и для его жителей близлежащие дороги тоже актуальны.

Здесь по генплану и вслед за покупательским спросом строят новые дома и запланированы соцобъекты. Интерес застройщиков к этой территории растет по мере того, как у города заканчиваются пустые участки под квартальную застройку – остался только один на восемь многоэтажных домов.

В итоге население между Ядринцева и Челюскинцев вырастет колоссально, посчитали разработчики проектов планировок на этот участок. Например, если сейчас между ул. Молодежной и Папанинцев проживает около 1,8 тыс. человек, то после застройки будет уже 7 тыс., сообщали проектировщики на градосовете в 2018 году. А это только треть от намеченной территории реновации в этой части города.

Микрорайон реновации в Барнауле. Ул. Ядринцева
Микрорайон реновации в Барнауле. Ул. Ядринцева
Фото: Фото: Анна Меньшикова
В 2021 году на ул. Песчаной заселят ЖК "Солар", "Димитровские горки 2". Также к вводу готовят вторую очередь ЖК "Джаз" на ул. Молодежной. А в них спроектировано больше 1,1 тыс. квартир примерно на 3 тыс. человек, следует из градостроительных нормативов.

Это не первый такой опыт для Барнаула. В 1970-е годы соседний микрорайон №17 (между Ядринцева и Красноармейским) перестраивали за бюджетный счет: сносили бульдозером все частные дома и проектировали город с новой сеткой дорог и инженерных сетей. Теперь избушки под многоэтажки выкупают частные инвесторы, а вот "социалку" должно спонсировать государство.

И это самая главная проблема нового макрорайона, считает главный архитектор "Алтайгражданпроекта" Евгений Башкиров: чтобы территория была комфортной для жизни, надо много земли под школы, детсады, поликлиники и прочую социальную инфраструктуру. Например, до трех гектаров, чтобы спроектировать полноценную школу со стадионом.

Стоимость сотки, говорят риэлторы, в этой части города варьируется от 600 тыс. рублей до 1,5 млн. То есть по рыночной цене земля только под образовательное учреждение обойдется в минимум 180-450 млн рублей. Это при том, что на строительство одного здания из федерального бюджета для Барнаула выделяют всего около 500 млн. Своих денег на школы в регионе нет.

Что запланировали?

Вместо частных домов у Galaxy в Барнауле будет квартал повышенной комфортности

Вместо частных домов у Galaxy в Барнауле будет квартал повышенной комфортности

Кроме многоэтажек, проектировщики предусмотрели школу, детсад и торговый центр

Для территории в границах ул. Челюскинцев, пр. Строителей, пер. Ядринцева и ул. Партизанской разработано три проекта планировки.

  1. Квартал "Строитель" между ул. Молодежной и Папанинцев. По периметру и внутри квартала запланированы шесть новых многоэтажных домов на 7 тыс. жителей, школа на 550 мест и детсад на 330.
  2. Квартал между ул. Папанинцев и Партизанской – всего 32 га на 25 высоток, в том числе в 25 этажей. Здесь предусмотрена школа на 1,1 тыс. мест и два детсада по 240 мест, а еще поликлиника на 300 посещений в смену.
  3. Квартал между ул. Молодежной и пр. Строителей. Здесь можно разместить семь 16-, 12– и 10-этажных домов и одну 20-этажку. В них должно быть 1,46 тыс. квартир общей площадью 65,5 тыс. кв. метров. Здесь запланирована школа на 550 учащихся, стадион, детский сад и торгово-офисное здание на углу ул. Челюскинцев и пр. Строителей.

За чей счет комфорт?

Проблему с дефицитом школ и детсадов новоселы Ядринцева могут прочувствовать чуть позже. Сейчас для них неприятна перспектива жить бок о бок с вечной пробкой и дорогой, которая не приспособлена для пешеходов.

Накануне депутат Барнаульской городской думы Евгений Носенко рассказал "Толку", что горожане жаловались: здесь нет тротуаров и фонарей. Их попросту негде устроить, потому что дорога идет практически встык к домам. Жители также написали "Толку", что Ядринцева – это больше не переулок в частном секторе, а полноценно загруженная улица в центре города. Ее необходимо расширять до четырех полос, делать тротуары и освещение, ставить светофоры.

"В противном случае как дети будут переходить дорогу по неосвещенным улицам?" – спрашивают они. 

На депутатский запрос о перспективе Ядринцева в мэрии ответили, что в бюджете на тротуары и фонари средств до 2023 года не предусмотрено. В пресс-службе мэрии на запрос "Толка" добавили: "мероприятия по реконструкции дороги капиталоемкие и требуют значительного финансирования". 

Ул. Ядринцева в Барнауле
Ул. Ядринцева в Барнауле
Фото: Фото: Анна Меньшикова

Поэтому пока все остается на откуп застройщикам. Хотят строить дом – пусть расселяют рядом с ним участки и под будущую дорогу. Так сейчас и делают, передавая их затем в собственность города. Но не все удастся решить за счет строителей.

Во-первых, такой способ формирования места под застройку долгий. У частных инвесторов на переговоры с собственниками уходят годы, а расселять, по данным сервиса 2ГИС, надо около 30 домов. Во-вторых, не все участки интересны застройщикам именно сейчас и у дороги.

И в-третьих, некоторые невозможно купить. Как, например, площадку детского сада на углу Партизанской и Ядринцева. А между тем дошкольное учреждение нужно оттуда убирать, так как оно не может размещаться на магистральной улице, говорили на одном из градосоветов.

Архитектор Евгений Башкиров добавляет: чтобы реконструировать дорогу на Ядринцева, необходимо расселить все участки от пр. Строителей до ул. Партизанской и даже ниже. Только после этого можно начинать работу.

"Действительно, сейчас этот переулок достаточно напряжен. Две полосы не справляются с потоком автомобилей, поэтому в перспективе он должна стать многополосной магистралью", – добавляет Башкиров.

Нет простых рецептов

Градостроители не возлагают на расширение дорожного полотна Ядринцева все надежды решить проблемы с пробками. Потому что, говорит Сергей Павлов, доцента кафедры "Организация и безопасность движения" АлтГТУ, концентрация населения в этой части города – не причина заторов. Виной всему транзит из центра в спальные районы, который упирается в загруженные пр. Строителей и Павловский тракт.

"В основном новые кварталы строятся в районе Попова и Ускова, в результате чего возрастает нагрузка на Павловский тракт. А кварталы вдоль Ядринцева расположены рядом с центром города, и они будут создавать нагрузку не на основные проспекты – Строителей, Ленина и Красноармейский, – а на перпендикулярные улицы", – говорит эксперт.

Ул. Ядринцева в Барнауле
Ул. Ядринцева в Барнауле
Фото: Фото: Анна Меньшикова

Также следует решить проблему поворота со Строителей на Челюскинцев, увеличить пропускную способность других перекрестков, подумать об установке новых светофоров и принять другие меры.

По мнению Ксении Белоусовой, директор компании "Алгоритм" (возводит ЖК "Джаз" на ул. Молодежной, – прим. ред.), в Барнауле надо уходить от концепции спальных и административных районов. Также следует создавать дополнительные транспортные связи, ведущие к местам притяжения людей, думать над регулированием светофоров в зависимости от времени суток и интенсивности движения. 

Руководитель проектной компании "АрхИ-Групп" Андрей Суртаев хотел бы видеть в Барнауле программу "Перекрестки". Ее задача – выделить самые проблемные места в городе и наладить там движение – где-то за счет регулирования работы светофоров, где-то за счет дополнительных полос.

А Башкиров напомнил, что в очередной версии генплана сохранилась идея строительства тоннеля под ЖД-мостом со стороны пр. Красноармейского. Он, по мнению архитектора, решит множество вопросов с пробками в центре города.

30 млн и два года до счастья

Эксперты едины в том, что городу необходим комплексный план развития дорожной сети. Такой, который бы "посмотрел" не только на проблемные Ядринцева или Челюскинцев, а учел всю ситуацию в городе.

"Я, например, не уверен, что надо расширять дорожное полотно под ЖД-мостом на пр. Строителей, чтобы убирать пробку с Ядринцева. Сейчас это буфер для трафика в центр. Если туда пойдет больше машин, то встанет вопрос с парковками. Около "политеха" уже негде оставить автомобиль, – говорит Павлов. – То есть разгружая один участок, мы можем создать проблему на другом. Каждое решение нужно просчитывать и обосновывать".

Павловский тракт
Павловский тракт
Фото: Фото: Анна Меньшикова

По его словам, для создания понятной и работающей программы развития уличной сети в городе нужно финансирование около 30 млн рублей и два года на исследования и проработку решений.

Пока же Барнаул живет в правовом вакууме. Имеющийся в администрации города проект развития улично-дорожной сети сделан с опорой на старый генеральный план 2010 года. После принятия нового в 2019 году должен был появиться другой документ, но его нет и из-за этого уже возникают споры.

Обновленный автосервис на Павловском тракте может помешать расширению дороги

Обновленный автосервис на Павловском тракте может помешать расширению дороги

Намерение предпринимателя реконструировать автосервис на крупной городской магистрали обнажило глобальные градостроительные проблемы

Так, в феврале на градосовете решался вопрос с реконструкцией  Павловском тракте. Градостроителям пришлось принимать сложное решение – дать бизнесу развиваться на месте будущей дороги, которая обозначена в новом генплане, или нет? (Решение отложили, – прим. ред.).  

Но и это не все. Начальник комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Антон Воробьев подчеркивал относительно предстоящей реконструкции Павловского тракта: нужен проект и финансирование. Также он нужен на ул. Ядринцева и Челюскинцев, но их нет.

Зато есть планы по вводу жилья в Алтайском крае, которые спускает федеральный центр. К 2028 году в регионе должны вводить почти 1 млн кв. метров жилья. Большую часть многоэтажных домов построят именно в Барнауле.

Тесно ему. Градосовет сопротивляется строительству дома в тихом центре Барнаула

Тесно ему. Градосовет сопротивляется строительству дома в тихом центре Барнаула

Жители дома, который соседствует с будущей новостройкой, расстроены, что у них забирают даже надежду на полноценный двор

 

  1. Квартал "Строитель" между ул. Молодежной и Папанинцев. По периметру и внутри квартала запланированы шесть новых многоэтажных домов на 7 тыс. жителей, школа на 550 мест и детсад на 330.
  2. Квартал между ул. Папанинцев и Партизанской – всего 32 га на 25 высоток, в том числе в 25 этажей. Здесь предусмотрена школа на 1,1 тыс. мест и два детсада по 240 мест, а еще поликлиника на 300 посещений в смену.
  3. Квартал между ул. Молодежной и пр. Строителей. Здесь можно разместить семь 16-, 12– и 10-этажных домов и одну 20-этажку. В них должно быть 1,46 тыс. квартир общей площадью 65,5 тыс. кв. метров. Здесь запланирована школа на 550 учащихся, стадион, детский сад и торгово-офисное здание на углу ул. Челюскинцев и пр. Строителей.
Новости партнеров

Наивные до сих пор уверены, что расширение проезжей части спасёт от пробок? Удачи вам, и счастливого будущего в высотных человейниках...

Почему-то даже не удивительно, что ни один из так называемых "экспертов" ни слова не говорит о необходимости развития системы общественного транспорта. Впрочем, какое дно в городе Б, такие и эксперты...

Расширения дорог... о боже. Барнаульские архитекторы просто бездари. "Сейчас добавим полосу и все поедет". Нет, не поедет. Многополосные магистрали в под окнами жилых домов. Зачем нам комфортный город, правда? Барнаулу уже давно пора перестать строить из себя мегаполис и спокойно развиваться в духе провинции.

Обнять и плакать... А ничего, что уже высотки построены ВПЛОТНУЮ к этим дорогам? На Партизанской высотка выходит практически на проезжую часть. Объезжать будут? Сейчас Партизанская колом стоит. На Ядринцева алгоритмовский Литерный стоит практически вплотную к проезжей части, с другой стороны так же вплотную стоят девятиэтажки. КУДА будут расширять? Вы когда это пишете, господа из Толка, сначала съездите и посмотрите. Там не в частных домах будет затык по расширению дорог, а уже в высотных. И строили их именно эти эксперты, которые там так бордро рапортуют.

Поразительно. Одни казнокрады. Все идеи представляют собой распилы. Почему никто не высказался из них против этого многоэтажного г , который построен и строится? Дороги они собрались расширять! Идиоты! А про общественный транспорт, трамвай вдоль Павловского тракта? Бизнесу они мешать не хотят, смех

"Эксперты" не в курсе, что люди вынужденно стоят в пробках, так как общественный транспорт в городе практически уничтожен. Многие ездят с работы до дома и обратно. Если бы ходил нормальный общественный транспорт, многие оставляли бы машины дома или даже продавали их.

Нужна кольцевая автодорога вокруг города это должно решить частично проблему с пробками.