В Барнауле под новый закон о комплексном развитии территории попадает 150 га под 800 тыс. кв. метров жилья. Вопрос только в том, как их "взять"
Чтобы в Алтайском крае заработал федеральный закон о комплексном развитии территорий (КРТ), надо принять местную нормативную базу и выделить участки. Потенциально в Алтайском крае есть около 230 га на почти 1 млн кв. метров жилья. Однако на эту работу уйдет около года, сообщил министр строительства Иван Гилев на круглом столе по применению нового закона, который организовала фракция "Справедливая Россия" в краевом заксобрании.
Алтай отстающий
Напомним, что в конце 2020 года в России приняли поправку в Градостроительный кодекс для обеспечения развития территорий. Она касается пустых участков, территорий с ветхим и аварийным жильем, участков, занятых промзоной, или просто неразграниченной земли без застройки. Еще закон применим к домам, которые могут расселять по инициативе граждан.
Специалисты называют этот закон рамочным. Чтобы он заработал в конкретном регионе, местная власть должна проработать нормативную базу. Иван Гилев отчитался: работа идет и должна финишировать в конце 2021 года.
Однако есть опасения, что "сливки" с нового закона достанутся передовому Новосибирску, который уже подготовил 44 площадки под КРТ, говорит глава регионального исполкома ОНФ Сергей Войтюк.
"Чтобы рассчитывать на инфраструктурные кредиты (которые анонсировал президент в недавнем послании – прим. ред.), мы должны приносить не красивые картинки, а готовые проекты. У Новосибирска, например, в публичном доступе есть 42 проекта, и можно посмотреть, как они реализуются и что планируется", – рассказал Войтюк.
Он добавил, что в Кемерове таких проектов 25, в Омске – 25, в Республике Алтай – девять, в Красноярске – шесть, а в Алтайском крае – 1. Последний – это квартал 2012 в Барнауле, который готовится под застройку уже несколько лет.
Что надо сделать?
Замминистра края по строительству Игорь Спивак рассказал, что в регионе должны определить критерии жилья под реновацию (КРТ), у которого нет статуса аварийного.
"Устанавливаются критерии, по которым такие дома могут попасть в проект КРТ. Это когда физический износ основного конструктива (крыша, стены, фундамент) превышает специально установленную степень аварийности. И когда совокупная стоимость ремонта превышает установленную допустимую для этого стоимость", – пояснил Спивак.
Также в программу могут включать многоквартирные дома периода индустриального домостроения, к которому относится период с 1940-1960 годов. В Барнауле это может быть район Потока. В проект также можно включить дома без центральных сетей. Под эту категорию могут попасть частные дома.
Еще одно новшество закона – собственники домов сами могут подать заявку на участие в КРТ. Для этого надо провести собрание, на котором будут присутствовать не менее половины жителей и получить 2/3 голосов "за участие".
Это даст возможность муниципалитету подготовить необходимые документы, в том числе проект планировки территории, а также аукцион. А затем в процесс включается застройщик, который и будет заниматься собственно реновацией. Но как именно – пока непонятно.
Сергей Войтюк отметил, что на данном этапе программа не учитывает ряд проблем.
- Как расселять частный сектор с его комплексом проблем?
- Как организовать дорогостоящее подключение к инженерной инфраструктуре?
- Как обеспечить справедливый выкуп недвижимости? Здесь могут столкнуться мощное лобби строителей и потребительский экстремизм.
- Как организовать расселение в пределах микрорайона, где у людей рабочие места, школы их детей и так далее?
- Кто будет строить детские сады, школы и другую социальную инфраструктуру? Пока строители ждут, что этим займется государство.
- Как можно использовать в проектах КРТ-меры господдержки, например, материнский капитал?
Пока власть самоустраняется
Единственный представитель строительного сообщества Юрий Фриц также прокомментировал работу муниципалитета по подготовке проектов КРТ. Он коснулся проблем создания социальной инфраструктуры. Именно из-за них сейчас под большим вопросом строительство в центре Барнаула на участках, которые с трудом и за свой счет расселяют предприниматели.
"Я понимаю причины, по которым муниципалитет устраняется от решения проблемы комплексной застройки. Нам говорят, что нет денег. Но это вопрос эффективности, потому что мы знаем, за сколько отыгрываются аукционы на землю. Было бы правильно часть средств направить на расселение", – заметил Фриц.
Предприниматель настаивает, что расселением многоквартирных и частных домов должен заниматься не застройщик, который постоянно входит в клинч с жителями, а муниципалитет – по понятным и честным правилам.
"Обсуждаемый закон не решает главной задачи: исключить общение застройщика и жителя. В этом главный конфликт. Власть должна расселять, застройщик строить, а житель получать комфортабельное жилье взамен аварийного".