Глава алтайского Минстроя рассказал "ТОЛКу" об итогах 2019 года
Глава Минстроя Алтайского края рассказал "ТОЛКу" об итогах работы ведомства в 2019 году. Министр прокомментировал работу "мусорной реформы" в регионе, реализацию национальных проектов, рассказал, сколько денег выделено в рамках программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, а также подвел итоги "революции" в долевом строительстве в связи с переходом на эскроу-счета.
– Иван Васильевич, если говорить об итогах 2019-го в общих чертах, то что бы хотелось отдельно выделить?
– Что касается итогов года, то 2019-й отличается от предыдущих тем, что у нас появились национальные проекты. Частично они вобрали в себя лучшее из того, что уже работало.
В части программы "Комфортная городская среда" этот проект как идея "Единой России" реализуется с 2017 года. С 2019 года мероприятия реализуются уже в рамках национального проекта. Сделано много, больше 900 территорий – и дворовых, и общественных – уже благоустроены, из них 315 в этом году.
Из отличительного, о чем хотелось бы сказать отдельно, – по нацпроекту возобновилась программа по переселению граждан из аварийного жилья. До 2017 года включительно у нас эта программа работала, и край ее исполнил. Здесь мы на хорошем счету у федерации. В 2018-м на уровне федерального законодательства была выдержана пауза. Она была необходима для того, чтобы те субъекты, которые не исполнили свои обязательства по переселению, смогли их исполнить.
Но наш регион не стоял в это время на месте – мы реализовывали свою программу по переселению. Она, конечно, не такая масштабная, но тем не менее. И в 2019 году нацпроектом запущен второй этап программы, по которому мы должны будем расселить из 120 тыс. кв. метров аварийного жилья, признанного таковым до января 2017 года, свыше 8 тыс. человек. Это большой шаг, большие цифры. Срок реализации мероприятий – сентябрь 2025 года.
На сегодняшний день фактически 6 тыс. квадратных метров расселено (перевыполнили показатели). В следующем году темпы снижать не намерены.
Есть вопрос с финансированием. Дело в том, что основные транши ожидаются в 2022 и 2023 годах. Мы сейчас ведем работу с федеральным Минстроем, ходатайствуем о пересмотре сроков предоставления средств на 2020 и 2021 годы.
– Сколько денег выделено Алтайскому краю по этой программе федеральным центром?
– Почти 5 млрд рублей (4 млрд 900 млн рублей). На этап 2019-2020 гг. предусмотрено 400 млн рублей, первый транш – 180 млн – уже получен. Предполагается, что такие суммы будут поступать первые три года, и только потом финансирование увеличится до 1,5 млрд ежегодно.
– Одна из громких тем 2019-го – это переход на эскроу-счета. Как край провел эту работу и какой результат есть сегодня? Тем более что эскроу многие называли не иначе как революцией на рынке долевого строительства.
– Революция свершилась без жертв. Были опасения, на федеральном уровне в том числе, что переход спровоцирует новые проблемы в долевом строительстве. У нас этого не произошло, с 1 июля прекратилась возможность привлекать средства покупателей на долевое строительство без открытия эскроу.
Федеральным Минстроем было принято решение позволить тем, кто выполнил определенные параметры (главным образом речь идет о 30% готовности объекта – прим. ред.), достроить объекты по старой схеме. У нас сегодня 90 домов строятся с привлечением средств граждан, из них 80 - по прежней системе, что позволено по закону, семь по эскроу-счетам, и это количество будет только расти. Застройщики начали работать с банками, а банки с застройщиками по новой цивилизованной схеме, это очень важно. Есть какие-то пробуксовки, но в целом процесс пошел.
Оставшиеся три дома сегодня на эскроу-счета не перешли, так как не соответствуют заявленным требованиям. Но опасений у нас нет. Потому что два из них строят сильные строительные организации. Думаю, что они либо отработают вопрос с банками, либо за счет своих средств завершат строительство. И один объект – это техническая долевка, где всего один дольщик.
– Какие банки работают с дольщиками по эскроу-счетам?
– Сбербанк России и Альфа-банк. Думаю, со временем подключатся и другие финансовые организации.
– Что касается ввода жилья – какие перспективы у края успеть выполнить все нормативы до 2024 года?
Если говорить о влиянии этого фактора на рынок жилья в целом, то сегодня по нацпроекту есть определенные показатели. Мы должны построить 4 млн 900 тыс. квадратных метров до конца 2024 года. Показатель на этот год – 700 тыс. "квадратов". По оперативным данным, за 11 месяцев текущего года введено в эксплуатацию 590 тыс. кв. м жилья, это 85% к целевому показателю. К концу года рассчитываем его выполнить. Основное ограничение – это спрос.
– Как сегодня застраивается Барнаул?
– Здесь есть земельный вопрос, Барнаул зажат со всех сторон. Но еще есть места, есть резервы, в том числе в рамках агломерации возле Новоалтайска. Пока жалоб от строителей я не слышал. Опять же спрос. Если он будет – будут строить. Если не будет, то пока не продадут предыдущий объект, на новый строители не зайдут.
– Реформа ТКО. С каким результатом мы подошли к концу года, с какими проблемами мы столкнулись, в чем причины и как их решать? Особенно отличился Бийск.
– О хорошем: коллапса не произошло. И то, что было, например, в Бийске, это больше, наверное, информационная раскрутка. Коллапса – я имею в виду, когда город или село "встало" и у них некуда вывозить мусор – такого не было. Очень надеюсь, что и не произойдет.
До начала реформы у нас было 90 населенных пунктов, где осуществляли централизованный вывоз мусора. Сегодня услугой охвачено примерно 530 населенных пунктов, это почти 2 млн человек. Но есть много вопросов – отсутствие инфраструктуры, проблемы с контейнерными площадками. Кроме финансовых аспектов, которые возникают при покупке контейнеров, а там цифры очень большие – сотни миллионов рублей, есть и другая проблема: в небольших селах жители сами не хотят, чтобы рядом с их домами стояли мусорные баки. Здесь большую работу, в том числе разъяснительную, должны провести органы местного самоуправления. Процесс сложный, но он идет, есть как удачные примеры, так и проблемные.
– Ваше ведомство отвечает за сложнейшее и проблемное направление – ЖКХ. Что в планах работы на следующий год?
– ЖКХ можно разделить на большую энергетику, где один уровень контроля и организации работы. Наше ведомство курирует отрасль малой энергетики, а также водоснабжение, водоотведение. В регионе 280 населенных пунктов, где есть центральное теплоснабжение. Почти 2 тыс. котельных, 3 тыс. км тепловых сетей, 400 тыс. км сетей водоснабжения. Все это построено давно и находится в довольно сложном технологическом состоянии.
Средства на эти цели поступят из Фонда содействия реформированию ЖКХ
Последние два года мы тратим достаточно большие деньги из краевого бюджета, чтобы поддерживать эту систему в надлежащем состоянии. Речь идет о сумме в 1,5 млрд в год, до этого таких средств не направлялось, средние показатели были 200-300 млн. С уровнем финансирования растут и количественные показатели, сегодня модернизируется много объектов. Но, как показывает опыт, иногда выгоднее не ремонтировать существующие котельные, а ставить новые модульные, например, в этом году построили 22 таких объекта.
Про уголь говорили много. Мы стараемся обеспечить потребность в угле и даже с запасом. Для этого проводим совместные торги, объединяем 600 покупателей в один лот, находим одного поставщика, ответственного, и закрываем этот вопрос. Формируем резервный запас угля, чтобы быть готовыми к ЧС.
Еще один важный аспект – подключение котельных к электричеству. Раньше десятилетиями отопительный период начинался с сотнями не подключенных к электроэнергии (из-за долгов) котельных. Каждая осень, запуск тепла – это была война. С помощью судов, с помощью прокуратуры. На улице уже идет снег, а муниципальные власти и эксплуатанты котельного оборудования просто бегают и пытаются электричество подать. А если там не было электричества в августе, в сентябре, о какой вообще подготовке может идти речь?
В этом году вопрос был на контроле у губернатора. С энергетиками был найден общий язык, к концу августа мы уже подавляющее большинство проблем с поставщиками энергии решили, и можно, в общем-то, говорить, что к началу отопительного сезона все котельные были подключены. Мы запустились в два-три дня, обычно запуск идет две-три недели. Вот это хотелось бы отметить, что это большой шаг к цивилизованным взаимоотношениям в сфере ЖКХ. Надеюсь, что мы сохраним эти подходы.
– Вы довольны тем, как работает власть на местах? Есть муниципалитеты, о которых мы слышим чуть ли не каждый отопительный сезон.
– Есть хорошая корреляция между качеством работы местной власти и результатами работы всего района. Проблем действительно много. Хороший руководитель проблемы должен решать до их появления, предвидеть их, а не говорить, что у меня нет угля, и если завтра не привезете, то будет еще хуже.
Ответственность и полномочия по тепло– и водоснабжению лежат на органах местного самоуправления. Если эта работа сегодня проведена хорошо, то про эти органы местного самоуправления мы и не знаем. А если мы о них знаем, значит, что-то пошло не так.
Средства на эти цели поступят из Фонда содействия реформированию ЖКХ