ТКО, эскроу-счета и ЖКХ. Глава алтайского Минстроя рассказал об итогах 2019-го

Экономика, 13:17, 13.12.2019
Иван Гилев, министр строительства Алтайского края
Иван Гилев, министр строительства Алтайского края Фото: Минстрой

Глава алтайского Минстроя рассказал "ТОЛКу" об итогах 2019 года

Глава Минстроя Алтайского края рассказал "ТОЛКу" об итогах работы ведомства в 2019 году. Министр прокомментировал работу "мусорной реформы" в регионе, реализацию национальных проектов, рассказал, сколько денег выделено в рамках программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, а также подвел итоги "революции" в долевом строительстве в связи с переходом на эскроу-счета.

– Иван Васильевич, если говорить об итогах 2019-го в общих чертах, то что бы хотелось отдельно выделить?

– Что касается итогов года, то 2019-й отличается от предыдущих тем, что у нас появились национальные проекты. Частично они вобрали в себя лучшее из того, что уже работало.

В части программы "Комфортная городская среда" этот проект как идея "Единой России" реализуется с 2017 года. С 2019 года мероприятия реализуются уже в рамках национального проекта. Сделано много, больше 900 территорий – и дворовых, и общественных – уже благоустроены, из них 315 в этом году.

Из отличительного, о чем хотелось бы сказать отдельно, – по нацпроекту возобновилась программа по переселению граждан из аварийного жилья. До 2017 года включительно у нас эта программа работала, и край ее исполнил. Здесь мы на хорошем счету у федерации. В 2018-м на уровне федерального законодательства была выдержана пауза. Она была необходима для того,  чтобы те субъекты, которые не исполнили свои обязательства по переселению, смогли их исполнить.

Более 500 человек переехали из аварийного жилья в Алтайском крае в 2019 году

До сентября 2025 года в регионе планируется расселение более 8 тысяч человек

Но наш регион не стоял в это время на месте – мы реализовывали свою программу по переселению. Она, конечно, не такая масштабная, но тем не менее. И в 2019 году нацпроектом запущен второй этап программы, по которому мы должны будем расселить из 120 тыс. кв. метров аварийного жилья, признанного таковым до января 2017 года, свыше 8 тыс. человек. Это большой шаг, большие цифры. Срок реализации мероприятий – сентябрь 2025 года.

На сегодняшний день фактически 6 тыс. квадратных метров расселено (перевыполнили показатели). В следующем году темпы снижать не намерены.

Есть вопрос с финансированием. Дело в том, что основные транши ожидаются в 2022 и 2023 годах. Мы сейчас ведем работу с федеральным Минстроем, ходатайствуем о пересмотре сроков предоставления средств на 2020 и 2021 годы.

– Сколько денег выделено Алтайскому краю по этой программе федеральным центром?

– Почти 5 млрд рублей (4 млрд 900 млн рублей). На этап 2019-2020 гг. предусмотрено 400 млн рублей, первый транш – 180 млн – уже получен. Предполагается, что такие суммы будут поступать первые три года, и только потом финансирование увеличится до 1,5 млрд ежегодно.

– Одна из громких тем 2019-го – это переход на эскроу-счета. Как край провел эту работу и какой результат есть сегодня? Тем более что эскроу многие называли не иначе как революцией на рынке долевого строительства.

– Революция свершилась без жертв. Были опасения, на федеральном уровне в том числе, что переход спровоцирует новые проблемы в долевом строительстве. У нас этого не произошло, с 1 июля прекратилась возможность привлекать средства покупателей на долевое строительство без открытия эскроу.

Иван Гилев, министр строительства Алтайского края
Иван Гилев, министр строительства Алтайского края
Фото: Минстрой

Федеральным Минстроем было принято решение позволить тем, кто выполнил определенные параметры (главным образом речь идет о 30% готовности объекта – прим. ред.), достроить объекты по старой схеме. У нас сегодня 90 домов строятся с привлечением средств граждан, из них 80 - по прежней системе, что позволено по закону, семь по эскроу-счетам, и это количество будет только расти. Застройщики начали работать с банками, а банки с застройщиками по новой цивилизованной схеме, это очень важно. Есть какие-то пробуксовки, но в целом процесс пошел.

Оставшиеся три дома сегодня на эскроу-счета не перешли, так как не соответствуют заявленным требованиям. Но опасений у нас нет. Потому что два из них строят сильные строительные организации. Думаю, что они либо отработают вопрос с банками, либо за счет своих средств завершат строительство. И один объект – это техническая долевка, где всего один дольщик.

– Какие банки работают с дольщиками по эскроу-счетам?

– Сбербанк России и Альфа-банк. Думаю, со временем подключатся и другие финансовые организации.

– Что касается ввода жилья – какие перспективы у края успеть выполнить все нормативы до 2024 года?

Если говорить о влиянии этого фактора на рынок жилья в целом, то сегодня по нацпроекту есть определенные показатели. Мы должны построить 4 млн 900 тыс. квадратных метров до конца 2024 года. Показатель на этот год – 700 тыс. "квадратов". По оперативным данным, за 11 месяцев текущего года введено в эксплуатацию 590 тыс. кв. м жилья, это 85% к целевому показателю. К концу года рассчитываем его выполнить. Основное ограничение – это спрос.

– Как сегодня застраивается Барнаул?

– Здесь есть земельный вопрос, Барнаул зажат со всех сторон. Но еще есть места, есть резервы, в том числе в рамках агломерации возле Новоалтайска. Пока жалоб от строителей я не слышал. Опять же спрос. Если он будет – будут строить. Если не будет, то пока не продадут предыдущий объект, на новый строители не зайдут.

– Реформа ТКО. С каким результатом мы подошли к концу года, с какими проблемами мы столкнулись, в чем причины и как их решать? Особенно отличился Бийск.

– О хорошем: коллапса не произошло. И то, что было, например, в Бийске, это больше, наверное, информационная раскрутка. Коллапса – я имею в виду, когда город или село "встало" и у них некуда вывозить мусор – такого не было. Очень надеюсь, что и не произойдет.

До начала реформы у нас было 90 населенных пунктов, где осуществляли централизованный вывоз мусора. Сегодня услугой охвачено примерно 530 населенных пунктов, это почти 2 млн человек. Но есть много вопросов – отсутствие инфраструктуры, проблемы с контейнерными площадками. Кроме финансовых аспектов, которые возникают при покупке контейнеров, а там цифры очень большие – сотни миллионов рублей, есть и другая проблема: в небольших селах жители сами не хотят, чтобы рядом с их домами стояли мусорные баки. Здесь большую работу, в том числе разъяснительную, должны провести органы местного самоуправления. Процесс сложный, но он идет, есть как удачные примеры, так и проблемные.

– Ваше ведомство отвечает за сложнейшее и проблемное направление – ЖКХ. Что в планах работы на следующий год?

– ЖКХ можно разделить на большую энергетику, где один уровень контроля и организации работы. Наше ведомство курирует отрасль малой энергетики, а также водоснабжение, водоотведение. В регионе 280 населенных пунктов, где есть центральное теплоснабжение. Почти 2 тыс. котельных, 3 тыс. км тепловых сетей, 400 тыс. км сетей водоснабжения. Все это построено давно и находится в довольно сложном технологическом состоянии.

Средства на эти цели поступят из Фонда содействия реформированию ЖКХ

Последние два года мы тратим достаточно большие деньги из краевого бюджета, чтобы поддерживать эту систему в надлежащем состоянии. Речь идет о сумме в 1,5 млрд в год, до этого таких средств не направлялось, средние показатели были 200-300 млн. С уровнем финансирования растут и количественные показатели, сегодня модернизируется много объектов. Но, как показывает опыт, иногда выгоднее не ремонтировать существующие котельные, а ставить новые модульные, например, в этом году построили 22 таких объекта.

Про уголь говорили много. Мы стараемся обеспечить потребность в угле и даже с запасом. Для этого проводим совместные торги, объединяем 600 покупателей в один лот, находим одного поставщика, ответственного, и закрываем этот вопрос. Формируем резервный запас угля, чтобы быть готовыми к ЧС.

Еще один важный аспект – подключение котельных к электричеству. Раньше десятилетиями отопительный период начинался с сотнями не подключенных к электроэнергии (из-за долгов) котельных. Каждая осень, запуск тепла – это была война. С помощью судов, с помощью прокуратуры. На улице уже идет снег, а муниципальные власти и эксплуатанты котельного оборудования просто бегают и пытаются электричество подать. А если там не было электричества в августе, в сентябре, о какой вообще подготовке может идти речь?

В этом году вопрос был на контроле у губернатора. С энергетиками был найден общий язык, к концу августа мы уже подавляющее большинство проблем с поставщиками энергии решили, и можно, в общем-то, говорить, что к началу отопительного сезона все котельные были подключены. Мы запустились в два-три дня, обычно запуск идет две-три недели. Вот это хотелось бы отметить, что это большой шаг к цивилизованным взаимоотношениям в сфере ЖКХ. Надеюсь, что мы сохраним эти подходы.

– Вы довольны тем, как работает власть на местах? Есть муниципалитеты, о которых мы слышим чуть ли не каждый отопительный сезон.

– Есть хорошая корреляция между качеством работы местной власти и результатами работы всего района. Проблем действительно много. Хороший руководитель проблемы должен решать до их появления, предвидеть их, а не говорить, что у меня нет угля, и если завтра не привезете, то будет еще хуже.

Ответственность и полномочия по тепло– и водоснабжению лежат на органах местного самоуправления. Если эта работа сегодня проведена хорошо, то про эти органы местного самоуправления мы и не знаем. А если мы о них знаем, значит, что-то пошло не так.

Средства на эти цели поступят из Фонда содействия реформированию ЖКХ

 

Читать tolknews.ru в

Лента новостей