Прогноз не ясен. Как готовятся к посевной на Алтае на фоне COVID и роста валют

Прогноз не ясен. Как готовятся к посевной на Алтае на фоне COVID и роста валют
Прогноз не ясен. Как готовятся к посевной на Алтае на фоне COVID и роста валют Фото: Виктория Бородинова с сайта Pixabay

Как поменялась структура посевов аграриев и как пандемия проверяет бизнес на порядочность

Ситуация с коронавирусом и обвалом рубля – это проверка, прежде всего, на порядочность, говорят алтайские фермеры. Доллар вырос на 19%, а цены на импортные запчасти некоторые компании "накрутили" на 75%. Однако эксперты отрасли добавляют: это не повод для паники.

В целом на Алтае готовы к началу посевной. Тем более что основная подготовительная работа проходит задолго до старта кампании. Поэтому многие успели по старым ценам закупить ГСМ, семена и запчасти.

"ТОЛК" расспросил представителей аграрного бизнеса, к чему они готовятся и какие коррективы пришлось вносить в работу на фоне пандемии и экономического кризиса.

Все дело в химии

Многие алтайские аграрии на своих пашнях используют импортную сельскохозяйственную химию. Из-за скачка доллара удобрения сильно поднялись в цене, рассказал "ТОЛКу" Алексей Найден, депутат алтайского парламента, коммерческий директор компании "Алтайский хлеб".

"Мы работаем с официальными представителями швейцарской компании, у которой покупаем дорогую, но качественную химию. Она стоит дороже многих, но и намного лучше. В связи с тем, что цена подскочила, пришлось менять структуру посевов. Ставку сделали на те культуры, которым химия не сильно нужна", – говорит Найден.

Основные культуры компании – пшеница и подсолнечник. Но их пришлось сократить и перейти на "технические" – лен и гречиху, которыми, говорит спикер, они практически и не занимались.

Глава одного из крупнейших фермерских хозяйств региона Иван Рябцев также озадачен вопросом покупки химии по старым ценам. Пока неизвестно, получится ли взять удобрения по посильной стоимости или нет.

Сегодня булка хлеба в Алтайском крае стоит примерно 25-30 рублей, но это мало. Производители, ученые и бизнесмены о перспективах отрасли

"По химии заключили договоры, потому что цены лезут вверх: все компании подняли стоимость на 20%. Мы сделали предоплату. Вроде по старым ценам будем покупать, пока так. Сами еще не знаем", – говорит Рябцев.

"Кому кризис, кому мать родная"

Нестабильная ситуация в мире однозначно негативно повлияла на сельское хозяйство, рассказал "ТОЛКу" Сергей Бенслер, депутат АКЗС, глава крупного краевого агропредприятия "Колос".

Подскочивший курс валют аграриев не напугал, доллар не в первый раз прыгает, и этим никого не удивишь. Но некоторые компании, с которыми работают алтайские фермеры, пытаются на этом заработать сверх меры, говорит Бенслер.

"Кому кризис, а кому и мать родная. Доллар подорожал на 17%, а некоторые начинают накручивать на 30%, 40%, 50%. Если бы мы повысили стоимость своего сырья на 10%, с нас бы сразу потребовали объяснений. У нормальных хозяйств как минимум 50% импортной техники. Это отдельные масла, фильтры, запчасти. Кто-то пытается их цену на 75% накрутить. Не каждый, но большинство", – говорит Бенслер.

И добавляет, что аграрии не собираются поддерживать искусственный рост цен на импортные запчасти. Даже если сейчас кто-то "загнул" цену, все равно сельхозпроизводители дождутся стабилизации ситуации. Если понадобится, то они выведут старую технику, но рост цен поддерживать не будут.

Прогноз не ясен. Как готовятся к посевной на Алтае на фоне COVID и роста валют
Прогноз не ясен. Как готовятся к посевной на Алтае на фоне COVID и роста валют
Фото: Анна Дощечко с сайта Pixabay
"Определяем круг, кто в этой ситуации проявил себя достойно, порядочно и дальновидно. Потому что это временный эпизод, но он характеризует эти компании", – заявил Сергей Бенслер.

Что лен, что полба

По словам Алексея Найдена, у их аграрного предприятия в общей сложности 9 тыс. гектаров. Планируется, что по 1,5 тыс. займет лен и гречиха, 1 тыс. га – семечка. Остальное оставляют под пшеницу.

"Все равно пшеницу мы совсем не уменьшаем, потому что непонятна ситуация с Китаем. То ли откроются границы, то ли нет. Лен идет в основном на Китай. Поэтому сейчас пересматриваем, до конца решение не принято, возможно, гречки больше сеять будем, чем льна", – рассказывает Найден.

Фермер из Шипуновского района края Виктор Кривошляпов выращивает пшеницу, овес, гречиху, просо, чечевицу, полбу, лен и подсолнечник. Основной партнер – это группа компаний "Роса". Она в случае необходимости может и поддержать, говорит фермер.

Может ли Алтай накормить гречкой Россию и стоит ли заранее ее скупать

Ежегодная потребность населения Алтайского края в гречке, муке, сыре и мясе заметно ниже, чем производят местные предприятия

В 2019 году алтайские аграрии большие площади засеивали рапсом, главным покупателем которого является Китай. Сейчас пока непонятно, сохранится ли прежний объем этой культуры.

Прогнозы и готовность к посевной

По словам Найдена, их компании пандемия коронавируса никак не коснулась. С начала этой недели все сотрудники вышли на работу в полном составе.

Что касается готовности к посевной, то она почти 100%-я. Техника в хорошем состоянии, требуются минимальные ремонтные работы, горючее закупили заранее, так что пока работают в плановом режиме.

Что будет дальше – говорить сложно. Из-за снежной зимы сейчас на полях мокро, но все будет зависеть от будущей погоды.

"У нас несколько циклов поливов. Важно, чтобы в эти циклы был дождь. Если нет осадков, то сразу потеря урожайности – минимум на 10%", – рассказал депутат АКЗС.

Высокая готовность и в компании Сергея Бенслера. ГСМ, семена и химию в большей части компания закупила еще осенью, докупать надо не так много. Планы на кампанию сверстали еще в ноябре 2019-го и пока их придерживаются.

Прогноз не ясен. Как готовятся к посевной на Алтае на фоне COVID и роста валют
Прогноз не ясен. Как готовятся к посевной на Алтае на фоне COVID и роста валют
Фото: Виктория Бородинова с сайта Pixabay

"Составляем график работы, исходя из тех опасностей, которые ходят рядом. Мы находимся в южной зоне края. С 20 апреля делаем суперранний сев. Страхуемся. Мы как в той пословице – раскидываем яйца по разным корзинам. Мы же не будем сидеть дома и быть иждивенцами, государство нам стелет соломку, но надеяться нам надо на себя", – считает Сергей Бенслер.

Глава одного из крупнейших хозяйств региона Иван Рябцев также осторожно говорит о прогнозах на посевную и урожайность в целом. Тем более что за годы работы, говорит фермер, он привык уже ко всему.

"Рано говорить, изменят ли планы пандемия и рост валют. Понятно, что ситуация повлияла на нас, как и на всех. Но мы ко всему привычные. От того, что мы что-то говорим, ничего не меняется. Зачем об этом говорить, если ничего не меняется? Хоть говори, хоть не говори – как об стенку горох", – рассказал Иван Рябцев,

Фермер из Шипуновского района края Виктор Кривошляпов так же, как и коллеги, говорит, что пандемия и рост валюты не сказались на посевной. "И не такое переживали", – говорит он.

"Чем нас напугать можно, если у нас и так ситуация тяжелая? Дорог нет, кадров нет, инфраструктуры нет. Молодёжь в село не поедет. И зарплата должна быть не меньше, а то и больше, чем в городе. Я никаких движений в эти стороны не вижу. Нам даже погектарную поддержку сократили. Эти деньги судьбу сельского хозяйства и так не решали, а тут еще и сократили", – говорит фермер.

Как сообщили "ТОЛКу" в региональном минсельхозе, в целом готовность к проведению всего комплекса работ по посевной в крае высокая. 

Яровой сев предстоит провести на площади 4,5 млн га. Уточнённые расчёты показывают, что в яровом севе будет задействовано не менее 16 тысяч тракторов, 1,2 посевных комплексов и не менее 8 тыс. сеялочных агрегатов, что при благоприятной погоде обеспечит проведение посевной кампании в оптимальные сроки (22-25 дней). Посевная площадь в Алтайском крае составит 5,2 млн га, что на 20 тыс. га выше уровня прошлого года. Детальная структура посевов уточняется. 
Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей