Родители сетуют на огромную перегруженность классов, детей, учителей и, как следствие, на низкий уровень образования в школах, а педагоги призывают смотреть на ситуацию шире
Отсутствие мотивации у детей, огромное число учеников в классах, нехватка новых методик преподавания, кадровая проблема и порой взаимное неуважение детей и учителей – эти проблемы напрямую сказываются на качестве школьного образования в Барнауле и в Алтайском крае. Главные боли родителей, учителей и детей обсудили эксперты на заседании дискуссионного клуба "Точка зрения" 6 сентября в "Сибирской медиагруппе".
Они выделили, а где-то и основательно поспорили по поводу нескольких основных проблем.
Классы переполнены
Здесь речь шла, конечно, преимущественно о школах Барнаула, во многих из которых число учеников в классах давно превысило 30 человек, а в начальных доходит и до 36-38.
"В классе на 35 квадратных метрах 33 человека! Я не знаю, как выживают учителя и дети. А о развитии в таких условиях и говорить не приходится", – сказала Елена Степанова, президент общественной организации поддержки семейного образования "Альтернатива".
Частично с ней согласилась Жанна Михеенко, мама школьницы, получающей семейное образование:
"Все хорошо с целями, которые ставит образовательная система. Вопрос, как обычно, в деталях – в том, как это преподается. Одна из главных проблем школьного образования – большие классы. Я вижу, что учителя и дети перегружены, очень много дается заданий, не расставляются акценты, приоритеты. Дети на уроках не говорят устно. Устная речь, высказывания – то, чем в школе не занимаются. Потому что нужно время, чтобы выслушать ребенка, переждать его паузы. Школа не обладает этими ресурсами. 34 ученика в классе! Поэтому какие-то навыки, которые декларируются, школа просто не в состоянии дать".
Директора школ, пришедшие на "Точку зрения", подтвердили, что, да, проблема есть. И они хотели бы, чтобы в классах было меньше детей. Но пока объективно ситуация такая, какая есть.
А отец школьницы и выпускника этого года, предприниматель Александр Зайцев призвал быть терпимее:
"Вот говорите, что число учеников – 33 и не понятно, как они живут. Но 90% живет и работает вот в таких условиях. Кто на машине ездит, а кто-то в маршрутке. Да, у кого-то есть возможности иначе дать образование, и это хорошо, но не нужно плевать в другие варианты. Сейчас застраиваются микрорайоны, строятся новые дома в том же центре, а школ новых быстро не появится".
Он призвал быть родителей к компромиссам и терпению. На что Елена Степанова ему ответила, что "пока мы будем терпеть, простите, дети вырастут".
Что себе позволяют и учителя, и дети
Именно неуважение педагогов к детям, их интересам одной из главных проблем школьного образования назвала другая мама, Ольга Козодой. В частности, поэтому она после окончания начальной школы переведет младшего ребенка в частную школу.
"Там моего ребенка будут уважать, – сказала она. – Я знаю, что себе позволяют учителя, когда не считаются с ребенком, с его мнением, особенностями. Так что не только в учебной нагрузке проблемы, но и в отношении к детям".
Однако ей возразила директор барнаульской школы №52 Татьяна Пономарева:
"Давайте откровенно говорить: есть и другая сторона – это дети, которые также не уважают учителей. И здесь мы говорим об уровне воспитания, родителей тоже не нужно убирать со счетов".
Не делать учителей крайними призвал и Александр Зайцев: "Надо стараться в детях воспитывать уважение к учителям".
Не учат думать и гоняют на физкультуру
По мнению Жанны Михеенко, сегодня школа фактически не учит детей размышлять, анализировать, выражать свои мнения, в том числе альтернативные.
"Мы должны учить детей размышлять? Да. Тогда должны уделять этому внимание. А сейчас что мы видим? "Ээээ, бэээ, гмммм, – говорит она. – Кроме того, у школы большие проблемы с восприятием критики. Есть только одна точка зрения – правильная. И разнообразие мнений уходит. Есть на произведение литературоведческая точка зрения – и всё. А может быть и альтернативная, опирающаяся на анализ текста. Но ее школа не воспринимает. А раз школа против других точек зрения, значит, и не учит иметь их".
Ольга Козодой рассказала, что в школе ей честно сказали – они не могут дать ее старшему сыну тот уровень преподавания математики, который ему требуется.
Дмитрий Оскорбин, известный в Барнауле педагог-математик, который руководит центром развития "Грани" и преподает в школе, признался – да, чтобы поработать с каждым учеником, он "забирает" внеурочное время, частично уходит за рамки ФГОСов (государственных образовательных стандартов). А так, как он, готовы делать далеко не все учителя.
Кроме того, у родителей уже несколько лет вызывает вопросы необходимость изучения некоторых предметов вроде родного или второго иностранного языка.
Директор школы №132 Инна Борисенко объяснила: с этого года снова обновили ФГОСы, и теперь часть предметов, которые многие считают "лишними", можно исключать из программы по согласованию с родителями. Среди них – второй иностранный, родной язык, родная литература.
"Сказать, что в школе много ненужных предметов, я не могу. Дети настолько разные обучаются, с совершенно разными интересами. Но есть предметы, которые входят в вариативную часть. Например, черчение. Не в каждой школе оно есть. У нас всегда набирается группа старшеклассников, которые в основном планируют обучаться по инженерным специальностям. Но в учебный план мы его не включаем", – привела она пример.
Борисенко не считает ненужными такие предметы, как физкультура или музыка:
"Многие спрашивают: зачем включать физкультуру, если и так много времени уделяется физической активности? К сожалению, это не так. Дети все больше сидят. Нельзя убирать музыку: человек должен иметь базовые знания о стилях, композиторах. Если мы формируем целостную картину мира, то должны рассказывать обо всем", – считает она.
По мнению Татьяны Пономаревой, сегодня нужно обсуждать подходы к обучению, но не к содержанию, вводить новые формы образования. "Наверно, вот так может собираться класс, так можно говорить с учениками", – привела она в пример формат проведения самого дискуссионного клуба.
"Современными бы хотелось видеть модели преподавания, возможности, чтобы были виртуальные очки, компьютерные плашки. Дети сейчас берут телефон – и у них на ладошке мир. Вот хотелось бы, чтобы и в классах тоже весь мир мог уместиться у них на ладони. Но, к сожалению, пока это невозможно", – объяснила Пономарева.
По мнению детского омбудсмена края Ольги Казанцевой, сейчас идет поиск новых методик преподавания. По ее мнению, что точно можно было бы добавить в образовательный процесс, так это больше внимания к психологическим особенностям детей.
"Шалтай-болтай" с педагогами
"Со средней школы с учителями начинается шалтай-болтай: постоянная смена, девочки из институтов, которые сами ничего не знают, пишут с ошибками, исправляют правильное на неправильное", – высказала свое мнение Ольга Козодой. По ее же словам, нередко в школах можно найти учителей-пенсионеров, которые просто досиживают до пенсии.
Однако Татьяна Пономарева вступилась за педагогов, отметив, что, во-первых, возраст в принципе не показатель квалификации педагога и среди тех же опытных педагогов есть очень хорошие. Равно как и среди молодых. А во-вторых, подчеркнула она, для того, чтобы "набраться" квалификации, учителю тоже нужно пройти свой путь.
"Найти баланс между всеми родителями, детьми, принимать учеников, любить их – а школа любит детей! – вот наши задачи. И мы тоже разные – с разными целями, темпераментом, как в любом коллективе. Мы тоже не можем отключить душу, эмоции", – сказала она.
Александр Зайцев подчеркнул, что, да, есть проблемы с подготовкой педагогов – чего стоит только тот факт, что в педуниверситет поступить чуть ли не проще всего, судя по проходным баллам. Но, по его словам, это вопрос престижа профессии, отношения к учителям в обществе, это системный вопрос.
К тому же, отметил он, школы перегружены показателями, которые должны выполнять, и учителя зачастую вынуждены тратить на эту работу большое количество времени.
Глава комитета по образованию краевого парламента Александр Молотов и вовсе предложил не забывать о главном – о зарплатах.
"Как бы мы ни хотели, но с нее надо начинать. Если педагог приходит в школу, а у него в голове, что он будет есть и чем платить ипотеку, ему, к сожалению, не до детей", – заявил депутат.
Однако он рассказал, что этот вопрос в крае начали системно решать в последние два года.
"Зарплата начала расти опережающими темпами. До этого держали педагогов в черном теле. В этом году – уже плюс 16%. К тому же структура зарплаты меняется, растет доля оклада, а это важно", – сообщил он.
Отбивают мотивацию учиться
"Если вы возьмете любой педагогический журнал, то каждая вторая статья будет посвящена теме, почему дети не хотят учиться. В первом классе учитель говорит: делай то, что тебе задали, не надо делать проекты каждую неделю, надо раз в год на конкурс, а потом и его отменили. Очень мощно отбили мотивацию. Уже после первого класса мы получили хорошего, социализированного ученика, который делал только то, что задавали. А между тем мотивация детей – внутри, для них развиваться и жить – естественная потребность", – высказалась Елена Степанова.
Однако, по словам Татьяны Пономаревой, очень многое зависит и от самих детей, и от родителей.
"Дети очень разные: есть глубоко мотивированные, а есть столь же глубоко немотивированные. Если родители, которые развивают своих детей, а есть, которые вечером домой не пускают – просто потому, что у мамы не день приема ребенка. Иногда ребенок приходит в школу – шнурки завязать не может, а мы говорим о труде, мотивации, – сказала директор. – Когда школа, родители будут находить точки соприкосновения и в унисон решать проблемы, тогда выйдет результат".