"Следует ли ломать?" На Алтае оценили идею передачи школ в ведение региона

Мебель. Школа
Мебель. Школа Фото: "Толк"

Поправки в федеральный закон "Об образовании" предоставят право регионам брать на себя полномочия муниципальной власти в сфере образования

В России могут разрешить передавать муниципальные школы в ведение региональной власти. Такую возможность предполагает законопроект, который рассмотрят в Госдуме в ближайшее время. Авторы инициативы считают, что это позволит сократить разницу между городскими и сельскими школами по качеству образования, оснащению, условиям работы педагогов. Что такое решение могло бы дать Алтайскому краю? Эти вопросы "Толк" обсудил с депутатами, представителями школ и муниципалитетов.

Что предлагают?

Предложение коммунистов о повышении стипендий вновь не взлетело в АКЗС

Многострадальное предложение коммунистов поднять стипендии студентам ссузов поддержали 26 депутатов. Однако большинство парламентариев от голосования уклонились

Законопроект, который внесли в Госдуму, направлен на создание "правовой основы для усиления роли и ответственности государственного управления" и должен способствовать формированию "единого образовательного пространства в РФ".

Сейчас, как отмечают в пояснительной записке, в системе управления сферой образования "актуализировались определенные проблемы".

К примеру, даже в одном регионе "наблюдается отсутствие однородности качества образования" и "единства в регулировании важных вопросов".

"Сложившаяся длинная цепочка управления с концентрацией влияния на низовом уровне снижает маневренность, управляемость системы образования. В ряде случаев несогласованность позиций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления создает условия для разбалансировки системы образования", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Проект вносит поправки в закон "Об образовании в РФ". Они предполагают, что регионы получат право осуществлять полномочия в отношении муниципальных школ и детсадов и придавать им статус государственных образовательных организаций "путем перевода их в ведение субъекта".

Однако, как подчеркнул соавтор инициативы, зампред Госдумы Петр Толстой, речь идет не про обязанность регионов. Поправки в закон лишь предоставят им такую возможность. А вот брать школы на баланс или нет – решать региональной власти.

При этом авторы проекта считают, что если регион воспользуется этим правом, то это позволит внедрить эффективную модель централизованного управления, повысить прозрачность финансирования системы образования и уменьшить риски недофинансирования, а также улучшит качество выполнения отдельных полномочий.

В случае принятия поправок регионы будут вправе осуществлять полномочия муниципалитетов в сфере образования, которые предусмотрены частью 1 статьи 9 закона "Об образовании". Среди них организация предоставления дошкольного, школьного и дополнительного образования; создание условий для содержания детей в образовательных организациях; создание, реорганизация и ликвидация таких учреждений; содержание зданий и обустройство территории; учет детей, которые подлежат обучению.

Единый знаменатель

Власти рассказали, почему не все алтайские школы могут перейти на пятидневку

Превалирующая часть классов в образовательных учреждениях Алтайского края теперь обучаются по пятидневной рабочей неделе

С одной стороны, передача учреждений сможет снять часть проблем, говорит руководитель комитета по образованию и науке в АКЗС Александр Молотов.

Сейчас, по словам депутата, состояние системы образования очень сильно зависит от районной власти. Например, есть муниципалитеты, которые активно участвуют в различных программах по капремонту и строительству школ, и так далее. А есть районы, которые пассивны в этой части. Но без соответствующих инициатив со стороны местной власти возможности попасть в эти программы нет

Также, по словам парламентария, наблюдается неравенство в зарплатах в учреждениях образования. Потому что, помимо базовой части, у них есть еще стимулирующие и компенсационные выплаты, размер которых зависит как от районной власти, которая, по сути, является учредителем этих организаций, так и непосредственно от руководства образовательного учреждения.

Поэтому передача управления в "руки" региона позволила бы сгладить это неравенство, считает депутат.

Сложно представить

Цена знаний. Как обезопасить школы на Алтае и не превратить их в бастионы

К безопасности детей в школах нужно походить комплексно, уверены эксперты. Для этого мало только заградительных мер, пора еще навести порядок в сфере психиатрии, оборота оружия и многого другого

По мнению Молотова, с точки зрения управляемости в каком-то смысле станет проще, так как регион (если изъявит желание взять школы в свое ведение) будет учредителем образовательных организаций.

При этом погружение в местные проблемы и особенности, как предполагает депутат, может быть меньше. Ведь в таком случае управление отделами образования будет не на местах, а из Барнаула.

"С одной стороны, тренд понятен – укрепление вертикали власти, повышение эффективности работы. А с другой стороны – насколько будут оперативны и своевременны попытки решать вопросы образования не на уровне муниципалитета, а на уровне края, пока сказать сложно. Я пока с трудом понимаю, как это будет выглядеть на практике", – говорит Молотов.

Председатель комитета по социальным вопросам и молодежной политике Барнаульской гордумы Марина Понкрашева пока тоже слабо представляет, как может быть организована работа, если регион примет такое решение:

"У меня, как у муниципального депутата, возникло несколько вопросов. К примеру, есть комитет по образованию. Вот передадим школы, детские сады и учреждения допобразования [региону]. И как эта структура будет функционировать? <...> В то же время город выделяет деньги на охрану школ, компенсирует родителям оплату за накрывание в столовой. Как это будет дальше? Совсем этого не будет у муниципалитета?"

В Алтайском крае хотят построить жилье для врачей и учителей в 60 районах

В 60 районах Алтайского края могут построить жилье для молодых специалистов, которые приезжают на село. Таким образом власти хотят поддержать работников и решить проблему с дефицитом кадров

Обеспокоенность вызывает и то, как в таком случае будут решаться вопросы содержания зданий (сейчас это забота органа местного самоуправления). Ведь, как отметила директор барнаульской школы №132 Инна Борисенко, все муниципалитеты края отличаются друг от друга.

К примеру, затраты на содержание крупной школы с бассейном и огромной территорией краевого центра не сравнятся с затратами на содержание малокомплектной школы в отдаленном селе. И специфика районов и городов явно должна быть учтена, чтобы от этого не пострадала ни одна школа.

Дело не только в управлении

Председатель Госдумы Вячеслав Володин еще в сентябре заявлял, что без уровня региона качество образования не повысить и кадровый вопрос не решить. А вот алтайские эксперты считают, что исключительно одна только передача управления края эти проблемы не закроет – нужно еще увеличивать финансирование.

В России на законодательном уровне хотят бороться с буллингом в школах

Авторы инициативы и эксперты отмечают, что в России очень актуальна проблема буллинга, однако законодательно сейчас она никак не регулируется. Поэтому ситуацию необходимо изменить

Депутат Александр Молотов провел параллель с системой здравоохранения, учреждения которой в свое время передали с муниципального уровня на краевой, но проблемы кадров это не решило.

"Не важно, из какого кармана платятся зарплаты. Если денег в систему образования больше вливаться не будет, то ожидать каких-то принципиальных изменений с точки зрения качества образования не стоит", – считает Молотов.

Сейчас по большей степени учреждения системы образования находятся на краевом финансировании: регион выделяет соответствующую субвенцию, из которой платится зарплата учителям, дает деньги на ремонт и строительство школ. И чтобы закрыть системные проблемы, по словам экспертов, без дополнительных вливаний в отрасль краю не обойтись.

Как с медициной

Быть на одной волне: что думают молодые педагоги Барнаула о работе в школе

Молодые специалисты идут работать в школы по разным причинам – кто-то по зову сердца, а кто-то по воле случая. Но объединяет их одно – желание сделать педагогику современной

В 2012 году по такому пути пошли медицинские учреждения Алтайского края – полномочия в сфере здравоохранения, которые были за органами местной власти, закрепили за региональной властью. И в муниципалитетах в этом увидели немало плюсов.

"Когда пришел ковид, край мог оперативно решать проблемы по открытию госпиталей и так далее. Если бы это было на уровне муниципалитетов, то мы бы просто не справились с этой проблемой. И ремонты проводятся планово, системно, в соответствии с требованиями. Если изменения в образовании будут на примере медицины, когда край на себя забрал финансирование и зону ответственности, то это будет правильное решение", – считает глава Залесовского округа Александр Пластеев.

Депутат АКЗС Ирина Солнцева отметила, что, когда в свое время регион принял решение взять "под свое крыло" районные больницы, многие боялись этих изменений, возникало немало вопросов о том, как будут решаться те или иные моменты. Но со временем все нормализовалось, строились ФАПы, проводились ремонты больниц.

"В вопросах финансирования стало где-то и получше. Потому что раньше были районы самодостаточные, которые тратили деньги на свое здравоохранение, а некоторые муниципалитеты не могли содержать больницы. А когда все перешло на уровень края, то уже он начал за это отвечать".

Новый закон в образовании: нужна ли школам России единая основная программа

Эксперты считают, что единая общеобразовательная программа поможет детям быстрее адаптироваться при переходе в другую школу и не отставать от сверстников

Муниципалитетам рекомендовали содействовать в оказании медпомощи населению (в укреплении кадрового потенциала, организации вывоза отходов, расчистки подъезда к больнице и так далее). В первое время возникали трудности, так как не все районы хотели в этом участвовать. И сегодня, по словам Солнцевой, без помощи местных властей было бы сложнее решать кадровую проблему. Кто-то из глав муниципалитетов сейчас предоставляет им жилье, кто-то дает подъемные приезжим врачам, кто-то оплачивает аренду. И все это позволяет закреплять специалистов в муниципальных образованиях.

Пройдет ли с образованием так, как было в медицине, спикеры не уверены. Все же система здравоохранения имеет свою специфику, медицинских учреждений в разы меньше, чем организаций образования. Только школ в регионе более одной тысячи, не говоря уже о детских садах и дошкольных учреждениях. А потому совершить такой переход краю будет непросто, да и надо ли?

"Поэтому если этот закон примут, то Алтайский край вряд ли будет торопиться его реализовывать. Надо отдать должное, что нынешняя система управления образованием в регионе свою эффективность показала. Это можно посмотреть и по программе капремонта школ. Если не ошибаюсь, мы единственные в СФО подали 43 школы. Несмотря на то что они муниципальные, взаимодействие между муниципальным уровнем управления образованием и краевым выстроена достаточно эффективно. А то, что работает эффективно, следует ли это ломать? Вот какой вопрос", – рассуждает Молотов.

Эксперты сошлись в одном: для такого большого и разнопланового региона, как Алтайский край, предварительно должна быть проведена тщательная проработка всех нюансов.

Авторами поправок стал 341 депутат во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и руководителями всех фракций. Законопроект поддержан министерством просвещения и минфином.
Карьера на паузе. Как рынок труда Алтайского края отреагировал на мобилизацию

Бизнесу становится все сложнее найти нужного сотрудника. Мало того что специалисты продолжают уезжать из региона, так еще и на фоне нестабильности в стране многие боятся менять работу

Лента новостей