Такую ситуацию власти районов объясняют отсутствием перевозчиков из-за убыточности муниципальных маршрутов. Многие жалуются на нехватку водителей
Некоторые районы Алтайского края по-прежнему не могут выпустить новые автобусы на муниципальные маршруты по причине их нерентабельности. Также многие муниципалитеты жалуются на нехватку водителей. Представители власти на местах считают, что проблему сможет решить только краевая субсидия, хотя и сами автобусы покупались на средства регионального бюджета. На эти цели потребовалось без малого 500 млн рублей.
Работают в убыток
Панкрушихинский район прошлой зимой получил три новых автобуса. Первый замглавы муниципалитета Виктор Петров рассказал "Толку", что все автобусы вышли на маршруты, прежде их передали на баланс в муниципальное предприятие "Теплоцентраль".
Сейчас новые автобусы соединяют райцентр с селами Кривое, Луковка, Романово, Высокая Грива, а недавно открылся маршрут до поселка Борисовский.
"За первое полугодие муниципальное предприятие сработало в убыток на 1,7 млн рублей. Если бы этим занимался какой-нибудь частник, он бы просто не выдержал", – отметил Петров.
Собеседник прямо сказал, что в районе таких денег нет и вся надежда только на субсидию из краевого бюджета.
Глава Алейского района Светлана Агаркова сообщила "Толку", что их району достались два "ПАЗа" и две "Газели". Все автобусы сейчас работают:
"У нас сохранились маршруты, техника на них работала изношенная, поэтому новые автобусы пришлись очень кстати".
По словам Агарковой, маршруты внутри района обслуживает частное предприятие, которое также занимается тепло– и водоснабжением:
"Маршруты далеко не все окупаемы. В основном они востребованы социально незащищенными слоями населения, но мы ищем варианты, как возмещать предприятию расходы".
Светлана Агаркова остановилась еще на одной важной проблеме. Алейский, Рубцовский, Первомайский, Славгородский и Бийский районы не имеют райцентров, и все маршруты здесь являются межмуниципальными, а многие жители этих районов пользуются правом на льготы именно на муниципальных маршрутах.
По словам главы, не так давно Алейский район получил из краевого бюджета деньги на возмещение расходов льготников на проезд.
У одних хорошо, у других – хуже
Глава Алтайского района Сергей Черепанов рассказал "Толку", что его муниципалитету удалось получить восемь новых автобусов:
"Мы полностью поменяли парк. Открыли два дополнительных маршрута – "Ая – Алтайское" и "Белокуриха – Алтайское". Все довольны. Автобусы комфортабельные и не ломаются".
Собеседник добавил, что новая техника позволяет существенно экономить на топливе. По его словам, там, где старому "ПАЗу" требовалось 40 литров бензина, новым автобусам хватает 10 литров.
Черепанов заверил, что если раньше муниципальное автотранспортное предприятие терпело убытки на 1-1,5 млн рублей в год, сейчас оно работает с прибылью.
Быстроистокский район прошлой зимой получил два новых автобуса.
Начальник управления ЖКХ местной администрации Алексей Притчин рассказал, что сначала удалось найти перевозчика, он вышел на линию, отработал два месяца и отказался, поскольку маршрут оказался убыточным.
"Когда закончилась весенняя распутица, многие пересели на велосипеды. Остались только совсем старенькие бабушки", – говорит Притчин.
По его словам, теперь автобусы планируется передать муниципальному предприятию "Коммунальщик", но чтобы оно потянуло перевозки, нужна краевая субсидия – 35-40 тысяч рублей в месяц.
Кстати, ранее именно Быстроитокский район получил нагоняй от прокуратуры за несвоевременную организацию конкурса по определению перевозчика на новые автобусы.
Отказались "на берегу"
Начальник отдела по ЖКХ и оперативным вопросам администрации Краснощековского района Владимир Григоренко отсутствие заявки на получение новой техники объяснил кадровой проблемой. По его словам, не хватает водителей даже на школьные маршруты:
"Взять автобусы и чтобы они стояли мертвым капиталом, это просто не по-хозяйски".
Несколько населенных пунктов в Краснощековском районе соединяются проходящим автобусом из Барнаула. Действующих муниципальных маршрутов здесь не осталось.
Глава Усть-Пристанского района Светлана Шипулина рассказала "Толку", что в муниципалитете неоднократно объявлялись аукционы на внутрирайонные маршруты, но желающих перевозчиков так и не нашлось.
Собеседница тоже посетовала на нехватку водителей:
"У нас на школьных маршрутах из пяти водителей три пенсионера работают. Если они уйдут, мы пока не знаем, как будем эту проблему закрывать".
Зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи АКЗС Людмила Суслова рассказала "Толку", что приобретение автобусов это благо, но без субсидирования из краевого бюджета районам не под силу организовать работу нового транспорта на межмуниципальных маршрутах:
"Зачастую районы не знают, куда этот автобус можно прикрепить. Не то, что автотранспортных предприятий, в райцентрах автовокзалов нет, их позакрывали. Элементарно водителей не могут найти".
Собеседница добавила, что столкнувшись с этими сложностями, некоторые главы пошли по пути наименьшего сопротивления и стали отказываться от новой техники.
"Эту тему отдали на откуп муниципалитетам – "вы там что-то придумайте". Не все муниципалитеты, к сожалению, справились с этой задачей".
Нужны микроавтобусы
Ребрихинский район прошлой зимой получил шесть новых автобусов. По словам местного водителя Александра Токарева, один из них до сих пор не вышел на маршрут – некого посадить за руль.
Татьяна Бартошкина проживает в поселке Верх-Боровлянка Ребрихинского района. Каждый раз, чтобы уехать в райцентр ей приходится вызывать такси, а это 500 рублей в одну сторону:
"У кого нет своей машины, такси – единственный выход. Многие в поселке были бы очень рады, если бы у нас запустили какой-нибудь маленький автобус".
Собеседница вспомнила, что когда-то к ним в поселок заходил автобус, который курсировал между Ребрихой и Усть-Мосихой, но теперь Верх-Боровлянка в его маршрут не входит.
Глава регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк также привел пример Ребрхинского района, где на девять единиц подвижного состава всего пять водителей, самому молодому из них 53 года.
Эксперт уже не в первый раз обратил внимание на то, что весь новый транспорт, приобретенный на средства краевого бюджета, относится к категории "D":
"На перспективу стоит рассматривать приобретение микроавтобусов до восьми посадочных мест, которые относятся к категории "B", а это больше возможностей в плане привлечения водителей и меньше сложностей в администрировании".
Еще в ноябре прошлого года губернатор Алтайского края Виктор Томенко говорил о том, что за последние 20 лет количество внутрирайонных маршрутов сократилось в два раза – с 330 до 170. Глава региона признал, что власти "потеряли ситуацию". Планировалось, что покупка новых автобусов изменит ситуацию в лучшую сторону.
По состоянию на конец февраля текущего года из 55 муниципалитетов, получивших новые автобусы, только в 32 районах удалось определить перевозчиков.
Как сообщили "Толку" в региональном минтрансе, именно сейчас ведомство занимается аналитикой за первое полугодие, в том числе ведется подсчет, сколько районов к настоящему времени смогли найти применение новой технике.
По его словам, с вопросом субсидирования перевозок муниципалитетам стоит выходит и на краевой уровень