Жители региона обращались к главе как с вопросами краевого масштаба, так и с личными пожеланиями
Больше четырех тысяч вопросов задали жители Алтайского края губернатору Виктору Томенко в ходе его первой прямой линии, которая прошла 23 ноября. Людей интересовали наболевшие краевые и российские беды: коронавирус и ковидные ограничения, трудности с получением медпомощи и проблемы ЖКХ (включая все тот же дефицит угля и проблемы с отоплением). Самое важное – в обзоре трансляции от «Политсибру».
Губернаторский код
Вопросы о QR-кодах, вызывающих в регионе множество споров, стали открывающей темой трансляции. Кто-то из жителей края опасается, что его персональные данные через систему QR-кодов могут утечь и попасть в руки мошенников, кто-то счел, что вместо введения кодов нужно налегать на пропаганду ЗОЖ, кто-то же и вовсе выступил как представитель новой профессии – контролера QR-кодов – которые сталкиваются с грубостью в свой адрес и не имеют возможности от нее защититься. Были озвучены и жалобы на нехватку пунктов вакцинации против ковида.
Губернатор ответил на все вопросы в целом: почему борьба с ковидом протекает именно так, а не иначе. Ужесточение противопандемийного режима связано с тем, что победить болезнь силами одной лишь медицины не выходит, а возможности ее далеко не безграничны. Она нуждается в помощи, которую ей и должны оказать ограничения и соблюдения санитарных правил. «По-хорошему надо бы» вводить систему QR-кодов еще и в общественном транспорте, сказал Томенко. Но делать этого не будут, слишком уж непредсказуемые последствия.
А еще помочь медицине может вакцинация.
«Ничего нового не придумано. Необходимо вырабатывать коллективный иммунитет. Это главный ключ к прохождению пандемии, к разрешению этой ситуации», – оценил важность прививок губернатор.
С нынешними темпами вакцинации коллективного иммунитета Алтайский край достигнет в первой половине 2022 года.
При этом позицию тех, кто оказался лишен доступа к тем или иным учреждения из-за отсутствия QR-кода краевое правительство, по словам губернатора, уважает. Но с теми, кто кричит о нарушении Конституции согласиться тоже нельзя: увы, к подобным мерам призывает тяжелое время и тяжелая ситуация.
Что же касается проблем с вакцинацией (из Белокурихи поступила жалоба на очереди за прививкой), то конкретно в городе-курорте, если там сохранится поток желающих, просто откроют дополнительный пункт прививания. А вот участки на вокзалах вряд ли вернутся – они оказались не особенно эффективными. Мобильная вакцинация также пока не появится: и из-за технически ограничений и отсутствия ресурсов у здравоохранения.
Неудержимые врачи
Разумеется, нехватку врачей стороной в ходе прямой линии тоже не обошли. Жительница Новоалтайска подняла довольно неожиданный аспект этой проблемы: врачи из городской поликлиники уезжают в учреждения Первомайского района по программе «Земский доктор». Из-за чего возникает все тот же дефицит кадров.
Губернатор подтвердил, что такая ситуация действительно «кое-где» присутствует. Однако она связана скорее с общей нагрузкой (даже перегрузкой) системы здравоохранения: врачи выбывают с рабочего места, а количество обращений за помощью растет. Но в целом же система все-таки работает. А власти края ведут работу по «выращиванию» новых специалистов из числа алтайских студентов-медиков. Вероятность же переезда специалистов из других регионов губернатор оценил как невысокую.
Замерзающее Яровое
ТЭЦ в Яровом было посвящено коллективное обращение инициативной группы обеспокоенных горожан. Озвучила его председатель совета ветеранов города Галина Волченко. Губернатора попросили помочь решить проблему станции (за счет модернизации или реконструкции) и оказать содействие в обеспечении ее качественным углем.
Глава региона напомнил о непростой судьбе ТЭЦ, которая многократно меняла владельцев, и попадала далеко не в «добрые руки».
Проведение ряда работ и использование хорошего топлива действительно могут сделать возможной ее дальнейшую эксплуатацию. Однако подготовка к сезону 2021-2022 уже провалена, а отдаленное будущее станции пока остается неясным. По словам губернатора, не разработано даже техзадание для потенциальной замены ТЭЦ. Томенко надеется: на некое «необходимое решение» вопроса отопления Ярового власти края выйдут уже в следующем году. Сейчас же ситуация там находится в режиме ежечасного контроля.
Команда «Газы!»
Голубое топливо, и доступ к нему также попали в «хит-парад» вопросов. Причем спрашивали о нем жители не только районов, но и краевой столицы, а точнее, микрорайона Затон.
Губернатор отметил, что край пока еще остается отстающим по газификации регионом. Всего снабжены голубым топливом лишь 125 населенных пунктов (1,6 тысячи), где пользуются этим благом 70 тысяч домовладений. При этом еще примерно столько же домов газа не имеют: газопровод не доходит до границы участка, и исправить это должна программа бесплатной догазификации. Всего же до 2025 года в крае должны провести в общей сложности около тысячи километров газовых труб.
«Мы за ближайшие четыре-пять лет сделаем очень широкие шаги и ситуация заметно изменится», – дал оптимистичный прогноз губернатор.
Даешь стране угля
Жители Змеиногорского района рассказал о нехватке в районе угля. Просто так купить черное топливо для обогрева дома там не удается.
Губернатор сообщил, что такая ситуация возникла лишь в 2021 году. Уголь резко подорожал, его стало «интересно» продавать за рубеж, плюс возникли трудности с транспортировкой. А своего угля в Алтайском крае нет. В итоге цены на него поднялись. Вопрос снабжения черным топливом внутри страны на законодательном уровне не отрегулирован, вот и образовался дефицит.
Сейчас властям края приходится всеми силами убеждать поставщиков угля вообще продать топливо по хоть какой-то цене. И, похоже, что ценники не уменьшатся, а значит, придется подстраиваться под них, например, за счет субсидий.
Был еще один вопрос о росте цен, уже на продукты. Здесь губернатор разводит руками: эти процессы происходят по всему миру, повлиять на неурожай, инфляцию и всю мировую экономику власти никак не могут.
Вода и ржавые трубы
Водоснабжение – тема вечная. Затронули ее и в ходе прямой линии: от проблем в муниципалитетах (Крутихинском и Первомайском районах) до печально известной «Сибирской долины» в Барнауле, где жители даже устраивали акции протеста.
По словам губернатора, в Алтайском крае лишь 1200 населенных пунктов обладают централизованным водоснабжением. И везде складывается разная ситуация. В «Сибирской долине» вопрос должны решить власти Барнаула, и в их компетентности Томенко уверен. А вот в остальных случаях сети нуждаются в стороннем вмешательстве. Причем финансовом: либо со стороны края, либо со стороны частников через концессионные соглашения.
Там же, где воды вообще нет, вопрос может быть решен за счет создания систем водоснабжения, водоподготовки и фильтрации. Но это совсем другая история – в целом для решения водных проблем нужен «серьезный, большой разговор».
«Большая проблема для края, требующая системного подхода и доходящая для каждой конкретной системы водоснабжения», – отозвался о водных трудностях губернатор.
Алтайская бойня
О недавно введенном в крае запрете на забой, как сообщила ведущая трансляции Вера Климанова, было задано «бесконечное количество вопросов». И губернатору пришлось в этой теме поставить точку. Увы, окончательный вердикт суров: вернуть «домашний» забой скота уже не удастся, а то, что он вообще сохранялся в крае до 2021 года – результат юридической помощью лазейки. Которой больше нет.
«Ситуация сейчас успокоится немножко(...). Это реальность нашей жизни, с которой нужно дальше жить», – подытожил губернатор.
Запрет создает спрос на новые бойни, который, как водится, порождает предложение. И уже за последнее время, по словам Томенко, в крае заработали около дюжины новых участков забоя скота (а желающим включиться в эту работу власти обещают помогать). Да и санитарные проблемы в животноводстве региона действительно имеются: так, из-за того что в нем долгое время сохранялся подворовой убой, край относится к категории неблагоприятных по распространению ящура.
Ветеранская миграция
Еще один вопрос был о сохранении выплат ветеранам труда Алтайского края, если они покинут регион. Некая жительница Краснодарского края рассказала, что лишилась права на выплаты, так как заработала их еще в Алтайском крае.
Губернатор рассказал, что эта проблема уже скоро получит решение: поправки в закон, сохраняющие выплаты, алтайские парламентарии рассмотрят уже на сессии 26 ноября. И именно глава региона совместно с прокурором края Антоном Германом и вынесли нужные изменения на депутатский суд.
Муниципальный автопарк
Огромное количество жалоб поступило на внутри- и межмуниципальный транспорт края. Где-то автобус ходит редко, где-то его и вовсе нет.
По словам Томенко, межмуниципальные маршруты в крае пребывают во вполне стабильном состоянии. А вот количество внутрирайонных маршрутов за 20 лет сократилось в два раза (с 330 примерно до 170). И причин множество: от сокращения пассажиропотока до роста числа личных автомобилей.
Но и тут заготовлено решение: в 2021 году из краевого бюджета выделили 500 млн рублей на покупку транспорта для внутримуниципального сообщения. Первый транш техники уже отправили в районы. Где-то с их помощью вернут старые маршруты. Где-то даже создадут новые.
О разном социальном
Многие проблемы, поднятые в ходе прямой линии относились к социальной сфере. Это очереди на жилье для детей-сирот и землю для многодетных семей. Это реставрация (а то и строительство с нуля) сельских и городских домов культуры – с этим обратились жители Алейска и села Маралиха.
Это и детские проблемы. Например, вопрос приобретения системы измерения уровня глюкозы в крови для детей, больных диабетом. А мать двух сыновей-инвалидов из Барнаула обратилась с просьбой: помочь ей и детям отдохнуть в санатории. В общем, широкий спектр чаяний жителей края.
«Надеюсь, что разговор наш подошел. Может быть, если не ждать от него сразу результатов, отчета о проделанной работе за много лет или решения всех вопросов в крае за 2,5 часа или прояснения всех проблем, то, думаю, как одна из форм решения вопросов, обсуждения вопросов, диалога между жителями – это очень хороший формат», – оценил прошедшее мероприятие губернатор.
Повторимся, шла прямая линия два с половиной часа. Вопросы задавали и напрямую через включение с мест, и через видео-обращения, и через ведущих. И отвечал глава региона довольно честно: поможем, где можем, но чуда не свершим. Кстати, все вопросы передадут профильным министерствам. Ответы обещают дать всем четырем тысячам обратившихся.
Скорее всего, эта линия в карьере главы региона не станет последней. Надо делать это несколько раз в год, сказал Томенко. Да и вопросов у жителей края наверняка осталось немало.