Жители краевой столицы стали в целом чаще использовать электронные средства оплаты за проезд, самый большой рост продемонстрировали проездные для школьников и студентов
Новые тарифные планы для проездных билетов в общественном городском транспорте Барнаула, введенные в том числе в связи с реконструкцией путепровода у Нового рынка, показали свою эффективность, сообщили в администрации города. Об этом позволяет говорить анализ, проведенный муниципальным предприятием "Центртранс" по итогам десяти месяцев 2022 года.
В настоящее время в столице края действуют 14 тарифных планов. Часть из них ввели как раз в связи с ремонтом моста через железнодорожные пути в районе Нового рынка – утвердили дополнительные тарифные планы.
Вдвое больше студентов и школьников
Например, с 1 сентября по поручению главы города Вячеслава Франка школьники и студенты могут пользоваться персональными транспортными картами не только на маршрутах электрического транспорта – в трамваях и троллейбусах, но и в автобусах, работающих по регулируемым тарифам.
Всего в городе работает 79 муниципальных маршрутов, из них 58 предоставляют льготный проезд, в том числе:
- все трамваи и троллейбусы;
- автобусы №1, 2, 2к, 9, 10, 17, 19, 20, 24, 25, 33р, 35, 37, 38, 40, 53, 55, 57, 60, 75, 80, 104, 104ю, 108, 109, 109оп, 110, 113, 113д, 117э, 150.
Оставшиеся маршруты работают по нерегулируемым тарифам, то есть в них льгота не действует: №144, 121, 120, 78, 77, 76, 73, 70, 65, 59, 58, 54, 51, 50, 47, 41, 32, 29, 27, 18, 6.
Использование школьных и студенческих транспортных карт на всех видах общественного транспорта позволяет экономить на проезде. Они дают возможность совершать неограниченное количество поездок и пересадок в течение одного календарного месяца за фиксированную стоимость.
Нововведение для школьников и студентов вызвало заметное увеличение количества активаций их персональных транспортных карт. В сентябре и октябре 2022 года учащиеся активировали более 20 тысяч школьных и студенческих проездных. Это на 56% больше, чем было использовано за первые два осенних месяца прошлого года. По этим проездным уже совершено 987 тыс. поездок.
За сентябрь, октябрь картами воспользовались:
- 12 226 студентов (это на 55% больше, чем за это же время в 2021 году – 7 886 человек),
- 7 817 школьников (это на 56% больше, чем за это же время в 2021 году – 4 998 человек),
- 934 школьника из малообеспеченных семей (это на 56% больше, чем за это же время в 2021 году – было 597 человек).
В соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации Барнаула, перевозчикам на возмещение недополученных доходов из бюджета города предоставляются субсидии. В 2022 году на компенсацию недополученных доходов за проезд школьников и студентов по персональным транспортным картам из казны Барнаула выделено 6,2 млн рублей. В 2023 году эта сумма возрастет до 23,8 млн рублей.
Сколько стоит проездной для учащихся
Стоимость персональной транспортной карты для школьников составляет 550 рублей,
- для школьников из малообеспеченных семей – 400 рублей,
- для студентов – 650 рублей.
При этом с прошлого учебного года стоимость проездных для учащихся не изменилась, хотя появилась возможность ездить не только на трамваях и троллейбусах, но и на автобусах.
Школьными проездными могут воспользоваться ученики с первого по одиннадцатый класс включительно. Студенческими картами – учащиеся, до достижения ими возраста 24 лет, очной формы обучения профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории города Барнаула.
Удобная пересадка
Еще один тарифный план, который в этом году ввели специально в связи с реконструкцией путепровода, – "Электронный пересадочный проездной билет".
Изначально предполагалось, что он должен решить проблему оплаты за проезд тем пассажирам, которые будут вынуждены ежедневно выполнять пересадку в районе Нового рынка или Дома быта из-за закрытия путепровода. Однако возможности этого тарифа в целом шире.
При покупке такой карты пассажир имеет право бесплатно пересесть в течение 100 минут на троллейбусных маршрутах №1, 6, 7 и трамвайных №1, 3, 4, 7. Даже с учетом пересадки стоимость одной поездки по данному тарифу составляет 28 рублей.
"Курьерский" и пенсионный
Нововведением 2022 года стал и тариф "Проездной билет "Курьерский". Его можно использовать на всех видах общественного транспорта Барнаула: в трамвае, троллейбусе, автобусе – без ограничения числа поездок в течение одного календарного месяца.
Этот тариф ввели в апреле 2022 года. "Проездной билет "Курьерский" оказался востребованным среди пассажиров, которые совершают за один день большое количество поездок. С апреля и по начало ноября по нему совершено более 13 тысяч поездок (данные предоставлены МУП "Центртранс" Барнаула. – Прим. ред.).
По-прежнему очень популярными остаются и ранее действовавшие тарифы, предназначенные для пенсионеров по возрасту.
Как рассказали в администрации города, стоимость одной поездки для пенсионеров по персональным транспортным картам в среднем не превышает 15 рублей. Пожилые граждане, пользуясь льготными тарифами, в 2022 году сэкономили по сравнению с оплатой за наличный расчет более 69 млн рублей.
Электронные карты – в приоритете
Всего в Барнауле каждый месяц регистрируется около 7 млн поездок на общественном транспорте. При этом свыше 66%, или двух третей от общего числа пассажиров, используют для оплаты проезда электронные средства. И можно говорить о росте популярности именно такого способа расчета за проезд – в 2021 году этот показатель был ниже на 6%.
Как отметили в МУП "Центртранс", электронные средства платежа позволяют заметно экономить на проезде. Это, правда, не касается бесконтактных банковских карт.
Даже если пассажир не относится к числу граждан, имеющих право на получение персональной транспортной карты, подчеркивают в администрации Барнаула, он может оформить, например, "Электронный кошелек". В этом случае экономия за одну поездку в пределах города составит четыре рубля, а на пригородных направлениях житель краевой столицы сможет сэкономить до девяти рублей за поездку.
Где можно купить и пополнить транспортные карты
В МУП "Центртранс" напомнили, что электронные средства платежа можно приобрести в киосках "Лига-Пресс" и "Роспечать-Алтай" – в виде транспортных карт, браслетов или брелоков.
Студенту для покупки льготной карты нужно предъявить студенческий билет и документ, удостоверяющий личность. Школьнику необходимо представить справку об обучении в общеобразовательной организации и удостоверяющий личность документ – свой или родителя/опекуна (законного представителя).
Купить проездной билет для школьника из малообеспеченной семьи можно только в самом МУП "Центртранс", в которое нужно обратиться по адресу: проспект Ленина, 6. Лучше предварительно записаться по телефону 71-78-20. Там необходимо предоставить справку, что семья признана нуждающейся, справку об обучении в общеобразовательной организации и, конечно, документы, удостоверяющие личность. Как ранее сообщала руководитель "Центртранса" Юлия Дорохова, справку можно получить в городском управлении по социальной защите.
Тем, кто уже пользуется электронными транспортными картами "Студенческий", "Школьный" или "Для школьников из малообеспеченных семей", менять их не нужно.
Купить карту и пользоваться ею учащиеся могут с любого месяца.
Пополнить проездные билеты можно онлайн через "Личный кабинет" на сайте МУП "Центртранс" или через платежные сервисы ПАО Сбербанк.
Для получения и пополнения транспортных карт "Льготная" можно обратиться в отделения "Почты России".
Напомним, реконструкция путепровода в районе Нового рынка началась в мае 2022 года. За это время пролеты моста, все проходящие коммуникации демонтированы, специалисты полностью переложили теплотрассы, чтобы не создавать рисков прохождения отопительного сезона, по обе стороны путепровода построили разворотные кольца трамваев, сегодня мостостроители устанавливают сваи и уже приняли первые партии металлических конструкций нового путепровода.
Полностью завершить реконструкцию планируют до декабря 2023 года. По окончании работ здесь появится по три полосы движения транспорта в обе стороны, две трамвайные линии и широкие пешеходные тротуары.
Реконструкция ведется на средства федерального инфраструктурного кредита.