Накануне Нового года редакция "Толка" вспомнила самые яркие и важные события 2022-го, изменившие дорожную и транспортную сферы краевой столицы
Насыщенный на события 2022 год подходит к концу, а это значит, пора подводить итоги. Чем он запомнится автовладельцам, водителям автобусов, пассажирам общественного транспорта и чиновникам? "Толк" вспоминает, как и почему на протяжении последних месяцев перестраивалась дорожно-транспортная система Барнаула.
Блокмост и глобальная стройка
Первым в нашем списке событий стоит путепровод на Новом рынке. Его реконструкция стала, пожалуй, самой масштабной, дорогой и резонансной бюджетной стройкой этого года. Именно с ней связана львиная доля дальнейших преобразований дорожно-транспортной сети.
Напомним: о плачевном состоянии объекта стало известно еще в 2016 году. Шесть лет назад эксперты пришли к неутешительным выводам: долго мост не простоит, ведь железобетонные конструкции испещрены трещинами, а бетон рассыпается.
Снос объекта начался после 21 мая, когда мост полностью перекрыли для движения. А вот готовиться к большому событию начали заранее.
Для начала власти города разработали новую схему движения общественного транспорта. Многие автобусы ходили по проспекту Ленина, часть которого впоследствии снесли вместе с мостом, поэтому экспертам пришлось поломать голову над тем, как обустроить бесперебойный проезд горожан из отдаленных частей Барнаула в центр.
Не забыли и про пешеходов. Для них построили обход с тротуарами, фонарями, лавочками и лестницей. На такие хлопоты власти города пошли в первую очередь ради сохранения электротранспортного сообщения.
По этой же причине пришлось вложиться в строительство трамвайных колец. Демонтаж путепровода разорвал линию ГЭТ, ведущую из спальных районов в другие части города. Ее условно объединили с помощью пунктов пересадки в районе Дома быта и ТЦ "Пионер", соединенных "перемычкой" пешеходного обхода.
Полосы для избранных
Путепровод стал спусковым крючком и для множества других преобразований, затронувших практически всех жителей Барнаула. Люди боялись транспортного коллапса, слома логистики и перебоев в работе общественного транспорта. За счет превентивных мер ряда проблем удалось избежать.
Например, благодаря выделенным полосам автобусы и трамваи стали ходить быстрее, а вот пробок по понятным причинам стало больше. В связи с этим часть автолюбителей пересели на общественный транспорт. Пассажиропоток вырос, а вот качество услуги лучше не стало. Но об этом мы расскажем чуть ниже.
Пока же отметим, что выделенные полосы "А" для общественного транспорта заслуженно заняли вторую позицию в списке самых знаковых событий года. Они существенно изменили дорожную ситуацию в городе в 2022-м и, судя по всему, останутся с нами надолго.
Выделенки для автобусов появились на проспектах Ленина, Калинина, Строителей и улице Аносова. А еще дорожники огородили столбиками трамвайные пути на улицах Советской Армии и Челюскинцев.
По полосам "А" могут ездить автобусы, трамваи, такси с желтыми номерами и шашечками, а также спецтранспорт – машины скорой помощи, пожарные расчеты и т.д.
Меру оценили водители автобусов, вагоновожатые и, конечно, сами пассажиры.
"Такое решение нам очень упростило жизнь. Давно бы уже так сделали. Раньше в часы пик всегда стояли в пробках, начиная от улицы Папанинцев. Сейчас ездить стало гораздо проще. Конечно, бывает кто-нибудь залезет на пути, но это скорее исключение. Основная масса автолюбителей соблюдает правила", – рассказала "Толку" вагоновожатая трамвая №5.
Многих рядовых автовладельцев выделенные полосы возмущают до сих пор. На особо загруженных участках дорог Барнаула из-за них пробки стали еще плотнее и протяженнее. Несмотря на это власти не намерены отменять выделенки даже на время предновогодней лихорадки.
Сонмы камер и светофоров
Тем временем число штрафов, выписанных за выезд на выделенную полосу, только множится. Начиная с мая этого года нарушители уже получили почти 10 тысяч уведомлений. 7,3 тысячи нарушений засняли камеры видеофиксации, установленные на выделенных полосах. Их смонтировали и протестировали еще осенью этого года. После чего нарушителей и взяли "под прицел".
Кроме этого, в нескольких точках Барнаула появились современные светофоры. Часть из них должна улучшить заторовые ситуации, связанные с закрытием на реконструкцию моста на проспекте Ленина.
Например, на перекрестке улиц Попова и Антона Петрова заработало рекордное число светофоров – здесь количество элементов (транспортных, пешеходных и регулирующих движение трамваев устройств) достигает 40 штук.
Новые "регулировщики" появились на перекрестке улиц Гоголя и Горького, около дома №57 на улице Попова и на перекрестке Комсомольский – Молодежная (здесь заменили на новое изношенное оборудование), вблизи транспортной развязки Малахова – Павловский тракт. Дополнительные светофоры поставили на пересечении Змеиногорского тракта с улицей 6-й Нагорной.
И это далеко не все. В мэрии не раз отмечали: установка светофоров на миллионы рублей продолжится и в следующем году. Не исключено, что новые рекорды попадут в дорожно-транспортные итоги 2023-го.
Дорогой проезд
В качестве одной из мер поддержки развития общественного транспорта администрация Барнаула пошла еще на одну противоречивую меру – увеличение стоимости проезда. И это одно из самых напряженных событий уходящего года. Решение было принято в конце 2022-го, а вот в силу оно вступит 1 января 2023-го. Стоимость проезда на большинстве маршрутов увеличится до 30 рублей при расчете наличными или банковской картой.
Льготные проездные, как и прежде, продолжат действовать. В том числе единые тарифы для школьников и студентов, позволяющие ездить не только на трамваях, но и на городских автобусах, которые обслуживаются по госконтракту.
Причиной повышения платы за проезд стал рост цен на топливо, расходники и комплектующие. Именно такую причину в числе первых озвучили перевозчики Барнаула в обосновании необходимости повысить тариф.
При этом главы предприятий не стали кривить душой и сразу предупредили, что денег хватит только "на поддержание штанов". Говорить о каком-то серьезном развитии и тем более про обновление подвижного состава пока не приходится.
Тариф "равенства"
И если известие о повышении цен возмутило и расстроило горожан (о чем люди незамедлительно начали писать в соцсетях), то новость о единой тарифной зоне несколько примирила население с грядущими изменениями.
Вопрос об этом мэр Барнаула Вячеслав Франк поднял еще перед закрытием моста на проспекте Ленина. Власти города понимали, что нужны действенные преобразования в сфере общественного транспорта, чтобы люди активнее им пользовались. В числе таких предложений, как выделенки, льготы на проезд и транспортные кольца, прозвучала идея уравнять городской и пригородный тарифы.
Эпоха равенства для жителей Бельмесево, Новомихайловки, Березовки и Урожайного начнется с 1 января 2023-го. Как и обитатели самого Барнаула, они будут платить за проезд 30 рублей. Пока же "сельчане" тратят на билет в одну сторону в зависимости от маршрута от 39,5 рубля и выше.
А вот Новоалтайск в список счастливчиков не входит. Он не является пригородом краевой столицы и не относится к ее городскому округу. Из города-спутника, как и прежде, можно будет доехать до Барнаула за те же 50 рублей.
18 автобусов для счастья
Что касается проблем, скопившихся в сфере общественного транспорта, то власти города пообещали решить их в ближайшее время. Работа в этом направлении уже началась.
В частности, на особый контроль поставлено выполнение условий контрактов, в том числе соблюдение расписания и правил дорожного движения. Порочную практику переводов платы за проезд на карты водителей тоже обещали пресекать. В случае нарушений перевозчиков ждут письменные претензии, а потом и штрафы.
"Есть закон, и он должен исполняться", – твердо заявил Вячеслав Франк 13 декабря в ходе брифинга в "Сибирской медиагруппе".
Кроме того, мэр Барнаула решил открыть третье (автобусное) направление на базе муниципального предприятия "Горэлектротранс". Для реализации задуманного власти города планируют купить 18 автобусов большой вместимости.
Но это еще не все: в планах по-прежнему остается разработка мер по поддержке перевозчиков субсидиями и другими видами государственной помощи. По мнению мэрии, все это поможет стабилизировать ситуацию в сфере общественного транспорта краевой столицы.
К слову, в этом году произошли серьезные перестройки внутри существующих маршрутов. На дороги краевой столицы вернулись автобусы №70, 73, 110. На автобусах действуют регулируемые тарифы и льготные проездные.
Новая транспортная схема
В список мер поддержки развития общественного транспорта можно отнести ремонт и строительство дорог. На эти цели в уходящем году уже потрачена рекордная сумма в 3,5 млрд рублей.
А вот новая схема работы общественного транспорта стоит особняком. Масштабный и наукоемкий проект тесно связан с разработкой генплана и может потребовать (вместе с обновлением подвижного состава) не меньше 4 млрд рублей.
"Схема есть, она утверждена. Сегодня мы находимся на контакте с разработчиками. Это наукоемкий документ. Конечно, схема будет немного меняться, поскольку меняется и генеральный план развития города. Думаю, что после открытия моста мы будем планово двигаться в сторону внедрения транспортной схемы. Вероятно, этот процесс необходимо будет разбить на этапы", – рассказал глава Барнаула Вячеслав Франк в ходе брифинга, посвященного транспортным вопросам, который прошел в "Сибирской медиагруппе" 13 декабря.
Отметим, что разработчики генерального плана перспективного развития Барнаула, специалисты института "Гипрогор", уже проработали предварительные предложения по расширению дорожно-транспортной сети краевой столицы. По новым веткам и будут проложены обновленные маршруты.
Пока это только в планах. К поэтапному внедрению новой транспортной схемы можно будет приступать не раньше окончания реконструкции моста на Новом рынке.
Мостостроители уверены, что закончат в срок, поэтому о глобальных изменениях можно будет говорить не раньше ноября 2023 года. Вероятнее всего, старт больших перемен отсрочат до 2024-го. А пока нас ждет не менее большое и долгожданное событие – открытие моста на проспекте Ленина.