В день открытия движения по мосту на проспекте Ленина "Толк" собрал самые интересные цифры и любопытные факты о новом путепроводе
Мало кто помнит, что мост состоит из двух путепроводов – большого и малого. У них разная длина и конструктив. Самый большой нависает над железнодорожными путями, а "черновой" вариант маленького был готов еще весной. А еще на возведение большого объекта фактически ушел всего год. Его пропускная способность на порядок больше, чем у предшественника, и он без труда выдержит нашествие 1 млн котиков. Что еще известно о новом путепроводе, читайте в нашем материале.
Факт 1. Сколько лет мосту в Копай-городе
Старый мост на проспекте Ленина построили около 60 лет назад. В 1960-х годах руководство Барнаула решило продлить главную улицу за железную дорогу (она рассекает город пополам) до проспекта Космонавтов. Транспортную связь центра города с той его частью, где ранее стоял так называемый Копай-город, наладили с помощью коммунального моста. Его построили в 1962 году.
Уже в новое время путепровод начал постепенно приходить в негодность. На разрушения конструкций обратили внимание еще в 2019 году. Тогда ремонт объекта оценивали в 1 млрд рублей. В 2021-м планировалось начать реконструкцию, но сроки сдвинулись на 2022 год. Благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту, выданному Алтайскому краю на развитие дорожной сферы, город запустил масштабную стройку.
Аукцион на поиск подрядчика разыграли весной 2022-го. На него заявился только один претендент – компания "Барнаульское ДСУ-4". Его-то и утвердила конкурсная комиссия. В конце апреля подрядчик подписал с городскими властями госконтракт. Стоимость работ оценили в 1,7 млрд рублей. В связи с необходимостью строительства подходов к объекту, ростом цен на стройматериалы и т.д. в этом году контракт объективно подорожал до 2 млрд рублей.
Факт 2. Каким был "ветеранский" размер
Как и новый, старый коммунальный мост состоял из двух путепроводов: большого (от ТЦ "Пионер" до улицы Кулагина) и малого (от улицы Кулагина до Дома быта). Самая протяженная часть была перекинута через железнодорожные пути – от насыпи до земляного "острова". Его было хорошо видно, когда старый мост уже снесли, а новые конструкции только начали монтировать.
Старый мост был меньше современного "потомка". Он вмещал четыре полосы движения в обе стороны и 2 трамвайные линии.
- Ширина старого объекта – 23,9 метров.
- Длина – 160,8 метров.
Факт 3. Куда дели старые развалины
Из-за ветхости старый мост снесли быстро. В подрядной организации даже опасались, что во время демонтажа он сложится как карточный домик, поэтому работать пришлось ювелирно.
"Сейчас рабочие ходят по нему пешком. И когда мы увидели, какие разрушения скрываются внутри, была даже мысль частично ограничить их передвижение", – рассказал директор Барнаульского ДСУ-4 в ходе июньского заседания дискуссионного клуба "Точка зрения" в СМГ.
Летом от аварийного моста практически ничего не осталось. Объем строительного мусора составил 4 тыс. тонн. Балки и перекрытия раздробили и увезли на барнаульский полигон ТБО.
Куда дели остальное?
- Рассыпающиеся перила сдали в металлолом (предусмотрено контрактом. – Прим. ред.).
- Рельсы передали Горэлектротрансу (часть из них согнули и построили трамвайные кольца).
- Старые трубы утилизировали.
Факт 7. Зачем на концах кольца
Реконструкция на 1,5 года изменила жизнь города. В первую очередь это коснулось транспортной сферы. Многие эксперты пугали горожан километровыми пробками и коллапсом на дорогах. Благодаря системной работе в части подготовки к предстоящим сложностям негативные прогнозы не сбылись.
"Нами была разработана комплексная схема организации движения на период закрытия путепровода. Мы привлекли научное сообщество, специалистов технического университета, Госавтоинспекцию. Экипажи ДПС первое время работали на особенно сложных участках, помогая организовать движение," – рассказал "Толку" руководитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Валерий Ведяшкин.
В частности, были продуманы транспортные схемы движения в районе строительной площадки. Основные потоки автомобильного и общественного транспорта перенаправили на свободные магистрали. Автобусы и маршрутки, проезжавшие по проспекту Ленина, стали ходить по Калинина. Изменились маршруты трамваев. Чтобы совсем не прерывать электротранспортную связь, на подходах к будущему мосту обустроили разворотные кольца для вагонов.
Что еще изменилось?
- В городе впервые появились выделенные полосы для общественного транспорта (автобусов и трамваев).
- В электротранспорте начали действовать пересадочные тарифы для пересадки с маршрута на маршрут в районе Нового рынка.
- Осенью 2023 года запустили автобусный дублер трамвая №1. Маршрут №99 действовал до открытия моста, заменяя вагоны на проспекте Ленина, где к тому времени разобрали кольцо, чтобы воссоединить трамвайную линию.
Факт 8. Откуда взялся пешеходный мост
Для обеспечения пешеходной связи в районе моста еще до его закрытия власти города и подрядчик обустроили пешеходный обход стройки. Его протяженность составила несколько сотен метров. Часть пути проходит по пятипролетному мосту. Его оставили для обеспечения пешеходной связи, а в этом году – для сборки балок пролетных строений большого металлического путепровода.
Характеристики обхода:
- 600 метров – протяженность пути;
- 150 метров – длина обхода на пешеходном путепроводе;
- 15 минут – среднее время его прохождения.
Еще в прошлом году председатель комитета по экономической политике и собственности БГД Валерий Касплер рассказал "Толку", что сооружение построили лет 20 назад. По нему хотели пустить трамвайную ветку, чтобы убрать электротранспорт с проспекта Ленина от площади Октября до Нового рынка и дальше.
По задумке, трамвайные пути хотели проложить от проспекта Строителей (в районе железнодорожного вокзала), мимо нынешнего ЖК "Локомотив", по улицам Профинтерна и Новоугольной, чтобы выйти на Новом рынке. Здесь вагоны должны были пересекать проспект Ленина под углом в 90 градусов, поворачивать на этот мост и двигаться на улицу Кулагина и проспект Калинина, чтобы соединиться "ветками" с улицей Северо-Западной.
Факт 9. Куда денется лестница
Пешеходный обход в районе улицы Кулагина обустроили заасфальтированными тротуарами с бордюрами, лавочками и фонарями уличного освещения. А на склоне насыпи в районе Дома быта установили широкую металлическую лестницу. Сначала она была красной, но со временем ее покрасили в более привычный серый оттенок.
Широкий лестничный сход тротуара смонтировали в апреле, перед самым закрытием аварийного моста на Новом рынке. Его сделали трехмаршевым и оборудовали пандусами. Он состоит из 24 ступеней. После открытия путепровода необходимость в сооружении отпадет, поэтому пока по нему ограничат проход, а затем демонтируют.
Добавим, что пешеходную связь организовали в первую очередь для пассажиров электротранспорта. Она соединяла два разворотных трамвайных кольца.
Факт 10. Чем новый мост лучше старого
Протяженность реконструированного участка путепровода (от Дома быта до ТЦ "Пионер") вместе с подходами составляет 483,6 метров. Его опоры стоят на большом свайном "поле". Так, для трех из четырех "ног" большого путепровода потребовалось обустроить 66 буронабивных свай длиной от 12 до 14 метров. Для них в грунте бурили скважины, куда устанавливали арматурный каркас, чтобы залить бетоном.
Каким стал новый мост
- Ширина объекта – 38,7 метров.
- Длина – 124,5 метров.
- Количество полос – 6 полос в обе стороны движения.
- Количество полос для трамваев – 2 линии.
Факт 11. Как собирали стальной "конструктор"
Любопытно, что конструктивы двух путепроводов разительно отличаются друг от друга. Так, пролеты самого маленького собрали из железобетонных балок. В мае его уже достроили. Для этого потребовалось 25 балок.
Металлический путепровод оказался несколько сложнее. Все три его пролета монтировали из стальных балок. Детали для барнаульского объекта изготовили в Тюмени на заводе "Стальмост". Каждый пролет собирали из 8 главных балок, соединяя между собой поперечными балками и консолями. Самый длинный пролет в 48 метров протянулся над железнодорожными путями.
Всего же для сборки понадобилось 60 металлоконструкций. Их привозили на протяжении нескольких недель. Первая партия прибыла в Барнаул в ноябре прошлого года. Чтобы доставить все элементы, тралам исполнителя потребовалось сделать 53 рейса.
Самый протяженный пролет изначально планировали собирать путем надвижки с помощью гидравлического силового оборудования, как это было сделано при возведении Крымского моста. В итоге для монтажа этих конструкций мостостроители использовали тяжелые краны.
"В целях ускорения работ решение было пересмотрено. В итоге укрупнительная сборка и монтаж производились с существующего пути – пешеходного путепровода", – рассказал нам замначальника по капитальному строительству ДСУ-4 Денис Попрядухин.
Факт 12. Откуда в земле тонны железобетона
На сегодняшний день под обоими путепроводами "покоятся" тонны высококачественного бетона и километры арматуры. Поэтому можно смело говорить о том, что новый мост крепко стоит на ногах. Общая грузоподъемность в потоке – 3,5 тыс. тонн.
Заложенная в его конструкции прочность оценивается примерно в 5 тыс. тонн. "Толк" посчитал, сколько это будет в котиках и не только. По нашим расчетам, на мосту могут одновременно находится 1,4 тыс. барнаульских памятников Александру Пушкину, 2 тыс. внедорожников и не менее 1 млн котиков.
Факт 13. Как стройка отразилась на отоплении
Благодаря реконструкции путепровода Барнаул обновил в центре города 590 метров теплосетей. Современные трубы еще в прошлом году смонтировали на новых опорах параллельно объекту.
С 22 сентября новые трубы снабжают теплом 568 домов северо-восточной части Барнаула. Они расположены со стороны ТЭЦ-2: в микрорайоне Жилплощадка, а также на проспектах Ленина (до улицы Молодежной) и Комсомольском (до улицы Партизанской).
Обустройством опорных конструкций для трубопровода занимались специалисты Барнаульского ДСУ-4, монтажом теплосетей – компания "СТЭК". Работы были выполнены за несколько месяцев.
"Четыре месяца для такой работы – это не много и не мало. Оба подрядчика шли почти в графике и хорошо справились с поставленной задачей – запустили магистрали к началу отопительного сезона", – рассказал в прошлом году директор Барнаульской теплосетевой компании Александр Гросс.
Отметим, что 250 метров современной магистрали, нависшей над железной дорогой, забраны в специальные футляры. Это трубы большего диаметра (700 и 1600 мм), не заваренные по краями. Они "надеты" сверху тепловых, чтобы в случае аварии не дать горячим потокам залить проезжающий поезд и размыть железнодорожное полотно.
Факт 14. Куда "улетели" лебеди
За 60 лет старый коммунальный мост оброс не только трещинами, но и собственными легендами. Здесь даже появилась местная достопримечательность – лебедь Андрюша. Легендарный алтайский тренер-самбист и создатель школы "Спарта" Валерий Метелица когда-то увидел очертания птицы в обломке трубы и с помощью подручных средств завершил образ.
Не все горожане оценили это творчество. "Пернатого" не раз пытались сжечь, но он, как птица Феникс, вновь возрождался на том же месте. Разумеется, силами его создателя и неравнодушных жителей Барнаула.
Со временем у Андрюши появилась большая семья, а рядом с мостом установили беседку для влюбленных. В прошлом году сохранившихся лебедей сняли с труб во время демонтажа старого моста. Четверка лебедей "поселилась" в Барнаульском зоопарке, еще шесть птиц-фигур "улетели" во двор художественной школы "Традиция" (во Власихе). А самого Андрюшу решила забрать дочь автора.
Факт 15. Что за важный день появится в ноябре
Путепровод уже готов. Сегодня, 30 ноября, по нему откроют движение для транспорта. И теперь список памятных дат пополнится днем рождения моста.
Важный для города инфраструктурный объект ждали многие горожане. На протяжении 1,5 лет их внимание было буквально приковано к объекту. Споры о том, успеют ли мостостроители возвести его к назначенной дате, не стихали до последнего дня. Сегодня этот вопрос будет наконец-то закрыт.