Тру-крайм давно перестал быть нишевым жанром – расследования преступлений и интервью с маньяками сегодня собирают миллионные просмотры и лайки
В чем причина такой популярности тру-крайма? Как влияет этот контент на аудиторию, особенно на молодых людей? И не становимся ли мы сами соучастниками, когда слушаем "красноречивых" преступников? Об этом – в разговоре "Толка" с психотерапевтом Игорем Ляхом.
– Почему интерес к тру-крайму сохраняется из года в год, а в последнее время и вовсе набирает популярность?
– Интерес к жанру тру-крайм — это запрос на справедливость в обществе. Он был, есть и будет всегда. Что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя? Это понятие напрямую коррелирует с нашей моралью.
– Какие мотивы лежат в основе интереса к тру-крайм-контенту?
– Сам запрос состоит из двух частей. С одной стороны, людям хочется понять, как всё происходило на самом деле, и самостоятельно делать выводы о произошедшем. Второй запрос – на справедливость наказания. Нам важно понимать, в насколько правовом государстве мы живем.
– История интереса к преступлениям уходит далеко в прошлое?
– Интерес к такому роду публикациям был всегда. Сначала он реализовывался через литературу. Эту задачу газеты и журналы решали последние пару сотен лет как минимум.
– Может ли популяризация такой информации сыграть роковую роль? Какие опасности вы в этом видите?
– Это во многом зависит от подачи материала. Мы живем во время, когда существуют, например, так называемые колумбайнеры* – люди, которые имеют весьма извращенные представления о справедливости и транслируют их в скрытых областях интернета (в даркнете и закрытых сообществах в соцсетях).
– Что движет такими людьми и в чем кроется главная угроза?
– Эти люди пытаются получить социальную поддержку. С одной стороны, это легитимизирует их представление о справедливости: "Меня поддерживает много людей, значит, я прав". С другой стороны, их действия подталкивают других к повторению этого опыта. Сама идея получения власти через осуществление своей "справедливости" очень вредна. Идея почувствовать себя "рукой Господа" не нова, ей несколько тысяч лет.
– Это находит отражение и в массовой культуре?
– С этим напрямую связана популярность и привлекательность фильмов Тарантино – того же "Криминального чтива". Запрос социума основан на том, что люди часто сталкиваются с несправедливостью в жизни. Но социальная справедливость отличается от идеальной справедливости.
– Еще один вопрос, балансирующий на грани морали: этично ли публиковать интервью с людьми, осужденными за тяжкие преступления?
– Я бы не назвал эти интервью глубокими, раскрывающими внутренний мир собеседников. Да, местами эти люди проявляют склонность к конформизму, признаки адаптивности. Но в этом и есть опасность плохого интервью – оно искажает представление об этих людях.
– Это ведь влияет и на общественное восприятие, верно?
– Такие темы могут давать хорошие просмотры и популярность журналистам и их каналам, но экспертиза качества подобных проектов – сложная задача. Важно избежать популяризации и романтизации этих людей. Это очень скользкий путь. Подобные примеры есть в разных странах мира. Те же Бонни и Клайд, а также "самый красивый и обаятельный" маньяк Тед Банди.
– То есть, чем больше внимания, тем выше риск повторений?
– Это четко прослеживается на примере тех же колумбайнеров*: чем больше муссируется и обсуждается эта тема, тем выше вероятность, что это будет повторяться.
– Как работать с подобными темами, чтобы не навредить обществу?
– Интервью подобного рода и вообще тру-крайм тематика требуют очень глубокого погружения в тему со стороны участников продакшна. Важно не перейти тонкую грань между морализаторством и романтизацией.
– Есть ли способ оценить потенциальный вред от такого контента еще до его публикации?
– В идеале на этапе производства материала нужно привлекать фокус-группу из юных, наивных людей, которые только входят в эту жизнь, чтобы понять, как это повлияет на них. Если влияние будет вредным, такой материал выпускать нельзя.
* "Колумбайн" – движение признано террористическим по решению Верховного суда РФ и запрещено в РФ.