Под горячую руку губернатора и других участников заседания краевого правительства попали министр природных ресурсов и экологии Алтайского края Андрей Стрелковский и министр ЖКХ региона Иван Гилев
Обсуждение реализации в Алтайском крае федерального закона "Об отходах производства и потребления" на заседании правительства региона 9 декабря вызвало жаркую дискуссию. Под раздачу попали два министра – Андрей Стрелковский и Иван Гилев. Губернатор Виктор Томенко после жесткой критики отправил вопрос на доработку.
За чьи деньги строить полигоны?
Министр природных ресурсов и экологии Алтайского края Андрей Стрелковский в своем докладе отметил, к 2030 году в регионе должна быть налажена 100-процентная сортировка отходов. Объем ТКО, отправляемых на полигон, к этому времени должен снизиться в два раза.
На территории Алтайского края из общего годового объема ТКО – 582 тыс. тонн необходимо пустить на захоронение и утилизацию 291 тыс. тонн.
По словам Стрелковского, в регионе в 2019-2020 годах, а также за первые 10 месяцев 2021 года выявлено 730 правонарушений в области обращения с отходами. По всем случаям виновные привлечены к административной ответственности. Сумма наложенных штрафов составила 16 млн рублей, взыскиваемых – 12 млн рублей.
Государственные инспекторы выявили 485 несанкционированных свалок, из них 430 уже ликвидировали.
"В связи с изменением федерального законодательства и передачи полномочий по вывозу ТКО на региональный уровень в местных органах власти пропало желание заниматься этим вопросом", – сказал Стрелковский.
Также он добавил, что сегодня решение вопроса строительства полигона является огромной проблемой – начиная от согласования с местным населением мест размещения отходов до финансирования работ. Министр уточнил, что даже для проведения изыскательских работ необходимо 3-5 млн рублей.
Павловску нужен полигон
Стрелковский предложил рассмотреть возможность выделения бюджетных средств органам местного самоуправления на проведение изыскательских работ по определению участков для строительства полигонов для Павловского и Каменского районов.
На этом докладчика перебил губернатор:
Они что, немощные стали у нас? В Павловском районе кончились все деньги, 3-5 млн не может найти район? Из ушей они уже лезут, не знают когда их освоить до конца года. Почему мы об этом должны подумать? Как такая постановка рождается, я не пойму?
– Главы районов говорят, что эти полигоны создаются для нескольких районов, в соответствии с этим депутаты, рассматривая вопросы, не могут направить деньги на строительство какой-то конкретной площадки, – попытался объяснить Стрелковский.
Будет работать какая-то организация. Завод по производству сахара делает его для района только? Или, может быть, он его куда-то продает? Здесь же будет работать какой-то объект, который будет получать выручку, будет платить налоги в Павловский район. Что за постановка, не пойму, такая? – продолжил Томенко.
– К сожалению, сегодня так происходит, потому что главы говорят, что это будут нецелевые расходы, площадка для будущего завода по мусоросортировке создается для нескольких муниципальных районов, – ответил министр.
Мы саму абсурдность постановки вопроса с вами понимаем, я надеюсь. Это что за постановка такая? Создается не для кого-то. Для себя и создается! – парировал губернатор.
Свалки есть, плана по их уборке – нет
Также Стрелковский рассказал, что сейчас в регионе насчитывается 18 действующих полигонов, внесенных в госреестр объектов размещения отходов.
Помимо этого, в крае есть 50 площадок временного накопления ТКО и 1 тыс. 46 исторически сложившихся свалок, в перспективе подлежащих реконструкции, рекультивации и ликвидации.
По словам министра, в рамках регионального проекта "Чистая страна" планируется ликвидация несанкционированной свалки в Белокурихе.
Стрелковский рассказал, что власти города уже заключили муниципальный контракт с компанией "Проект" на разработку проектно-сметной документации. Его стоимость – 4,9 млн рублей.
Основные работы по ликвидации свалки запланированы на 2024 год, но по поручению президента страны сроки реализации нацпроекта должны быть сокращены как минимум на один год.
Министр добавил, что сейчас ведется работа по включению свалки в Белокурихе в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
– Зачем? Вот у нас свалка. Я взял и пошел ее убрал. В какой реестр ее надо включать? – уточнил губернатор.
– На рекультивацию, Виктор Петрович. На рекультивацию этой свалки будут выделены федеральные деньги, – ответил Стрелковский.
– Там есть оценка, сколько это будет стоить? Убрать этот накопленный вред? – задал очередной вопрос Томенко.
Кто-то из коллег Стрелковского уточнил, что на подобные работы верхней карты полигона ТКО в Барнауле необходимо 146 млн рублей, но там 11 га. В Белокурихе площадь свалки 3,3 га.
Главный федеральный инспектор по Алтайскому краю Юрий Земский поинтересовался у Стрелковского, есть ли план по ликвидации более 1 тыс. свалок и что сделано в этом году в соответствии с этим планом?
– Конкретного плана нет. На это нужны большие средства, – ответил министр.
Андрей Николаевич, да елки-палки, я же вас спрашиваю не то, сколько денег надо. Вы говорите – у вас более тысячи свалок есть, так можно план составить, как их рекультивировать, потом в бюджет края ежегодно закладывать какие-то деньги для рекультивации. А так мы говорим – у нас куча свалок, нам надо кучу денег, но мы это не сделаем, – возразил Земский.
Министр финансов Алтайского края Данил Ситников обратил внимание, что в крае утвердили тарифы на обращение с ТКО, а они находятся за рамками предельных размеров, муниципалитеты и бюджет края все это должны компенсировать. Чиновник добавил, что у него есть масса вопросов по этой теме.
"Как будто живем в дремучем лесу"
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Иван Гилев в своем выступлении отдельно остановился на теме распределения полномочий по уборке мест накопления отходов.
Он напомнил, что органы местного самоуправления должны организовать работу по содержанию в надлежащем состоянии мест накопления ТКО, при этом региональные операторы обязаны обеспечить уборку мест погрузки ТКО в мусоровоз.
По информации Гилева, на начало реализации новой системы обращения с отходами на территории региона было организовано 2 953 контейнерные площадки, на них размещалось 10 794 контейнера.
За три года на территории края создали 4 386 контейнерных площадок, приобрели 19 113 контейнеров. Из краевого бюджета органам местного самоуправления на эти цели направлено около 260 млн рублей.
Министр добавил, что в соответствии с требованиями СанПиНа для полного обеспечения всех населенных пунктов необходимо дополнительно создать более 15 тыс. контейнерных площадок и приобрести более 27 тыс. контейнеров. Ориентировочно на эти цели нужно около 400 млн рублей.
Данил Ситников уточнил, кто собственники контейнеров. Гилев ответил: сельсоветы либо муниципальные районы.
– Давайте на землю вернемся, какие 29 тыс. контейнеров? У нас тысяча сел сегодня, если такой расклад, давайте еще раз территориальную схему смотреть, – возмутился Ситников.
– О какой сумме речь идет, сколько денег нужно на площадки и контейнеры? – задал вопрос председатель АКЗС Александр Романенко.
"Ориентировочно на эти цели нужно около 400 млн рублей, – ответил Гилев. Он же добавил, что главы районов просят деньги не только на контейнеры, но и на площадки. – Контейнерную площадку хозяйственный глава и сельсовет организовать сможет, ничего там сложного нет".
– Иван Васильевич, ну поражаюсь, честное слово. Ничего там сложного нет, плиту, забор. Ну мы что как будто живем в каком-то дремучем лесу. Нужно сделать все как положено. Напишите какую-то программу, давайте мы ее пообсуждаем, определимся. Надо эстетику наводить, надо культурно жить начинать.
"Черт знает, где что лежит"
По итогам обсуждения вопроса Виктор Томенко прямо сказал, что озвученная информация его не удовлетворяет:
"Хотелось бы понять, что происходит с производственными, строительными отходами. У нас большие проблемы. Черт знает, где что лежит. Идешь – наступишь на арматуру или кусок бетона и так дальше в самых неожиданных местах".
Также губернатор сказал, что хотел бы иметь более четкое представление о теме твердых коммунальных отходов:
"Мы что должны делать? Полигоны новые создавать, создавать мощности по переработке мусора и в каком количестве и объеме? Кто будет это делать? А если не найдется частная инициатива, вот не найдется. Мы что будем делать, не выполнять обязательства, которые мы взяли?"
Виктор Томенко заявил, что после обсуждения вопрос не стал для него яснее.
"Работа ведется, безусловно, но надо уметь про нее доложить, рассказать, чтоб было все и всем понятно. Не к таким выводам мы должны приходить и не так это обсуждать. Мы должны принимать решения и по ним действовать. Мы не можем принять такую подготовку. Поэтому данный вопрос придется перенести и подготовиться к нему более серьезно", – заключил губернатор.