Обезлюдение или здравый смысл: "бросят" ли малые села на произвол судьбы

Село. Деревня
Село. Деревня Фото: Андрей Сороко

Главы районов констатируют: из сел, особенно малых, идет отток населения, найти кадры на муниципальное управление — задачка со "звездочкой", а процесс урбанизации не остановить

Судьба малых сел в районах Алтайского края стала одним из острых вопросов обсуждения на сессии краевого заксобрания (АКЗС). Оппозиция почти кричала, что людей "просто бросят", но главы, депутаты-аграрии и вице-спикер парламента просили "не передергивать", говорили о неизбежности перетока людей в крупные населенные пункты и предлагали коммунистам самим попробовать поработать главой сельсовета.

На выживание

Депутаты подняли эту тему при обсуждении вопроса о преобразовании очередного пула районов в муниципальные округа (предполагает упразднение сельсоветов и сельских глав, а также консолидацию управления в окружной/районной администрации). 24 апреля депутаты АКЗС одобрили преобразование в округа Ключевского, Панкрушихинского, Петропавловского, Табунского районов.

Еще три района Алтайского края трансформировали в муниципальные округа

"Округлению" предшествовала продолжительная, но как будто бы лишенная новизны дискуссия: все ее стороны озвучивали уже давно известные противникам тезисы

Уже вторую сессию подряд вокруг этих решений идут часовые дискуссии разной степени напряжения, здравомыслия и депутатского раздражения. В этот раз действительно остро прозвучал именно вопрос судьбы малых, зачастую умирающих сел.

Все началось с того, что коммунист Антон Арцибашев процитировал Александра Пластеева, главу первого образованного в крае округа — Залесовского, которого сторонники преобразований называют первопроходцем и успешным реформатором.

"[Одна из целей] – расставить приоритеты, что мы будем развивать в ближайшие годы. Мы не сможем развивать все 22 населенных пункта. Под развитие попадают опорный населенный пункт Залесово и несколько крупных сел. Нужно создавать условия, чтобы люди оставались в Залесово, а из отдаленных сел переезжали в райцентр", – это цитата Пластеева (из его поста в телеграм-канале).

По мнению Арцибашева, такие слова свидетельствуют о том, что в тех районах, где переходят на округа, на малые села, лишенные сельсоветов, махнут рукой: "Людей в них просто бросят на выживание".

Руководитель фракции "Справедливая Россия" Александр Молотов тоже посчитал, что Пластеев "проговорился": "Когда нет сельсоветов, некому выступить против. Это неправильно. Это ведет к обезлюдению наших территорий".

Однако патетику оппозиции категорично и резко опровергли сразу несколько спикеров.

Что думает сам Пластеев?

Во-первых, подчеркнул глава Залесовского округа, поддержка опорных населенных пунктов — райцентров — это политика и приоритет федерального правительства, которое считает их точками роста и будет выделять на это деньги.

Александр Пластеев
Александр Пластеев
Фото: телеграм-канал главы Залесовского округа

Во-вторых, в том же канале Пластеев пишет: "В остальных периферийных селах жизнеобеспечение населения будет финансироваться из местного бюджета и поддерживаться через краевую программу поддержки местных инициатив".

У нас отмена! Власти передумали упразднять сельсоветы, но тема все равно искрит

Почему вдруг активизировался переход из районов в муниципальные округа, чем конкретно это "грозит" жителям, где именно он оправдан, а где не имеет смысла

В-третьих, глава округа приводит простую статистику.

"У нас 22 населенных пункта. При этом 60% населения проживает в Залесово – из 11 тыс. жителей 6,5 тыс. В 11 населенных пунктах проживает меньше 100 человек. А из этих 11 в пяти — меньше 10 человек. То есть в пяти селах совокупно живет меньше 50 жителей. Поэтому в нашей стратегии и сделан этот акцент, что мы не сможем развивать все села одинаково. И поэтому мы предлагаем селам, которые не попадают под федеральное или краевое финансирование, работать по программе поддержки местных инициатив, которая точечно решает на каждой территории те проблемы, которые в первую очередь волнуют жителей", – объяснил глава "Толку".

Он подчеркивает: искусственно сохранить деревню невозможно:

"Это общемировые тенденции, естественный ход вещей. Во-первых, демография – количество смертей намного выше рождаемости. Во-вторых, мы не остановим урбанизацию – прагматичная молодежь будет уезжать туда, где лучше. Останутся только пожилые люди. И на мой взгляд, я об этом уже говорил, сейчас требуется федеральная программа по стимулированию переезда людей из малых сел в более развитые территории с лучшими условиями жизни".

Истопника — в главы

Депутат и аграрий из Алтайского района Александр Демин напомнил коммунистам исторический факт: в 1960 году ЦК КПСС принял решение о ликвидации неперспективных сел, и в стране ликвидировали за 15 лет больше 300 тысяч населенных пунктов.

Александр Демин
Александр Демин
Фото: Виталий Барабаш

"Вокруг моего родного села было их восемь, все переехали в крупные. Сегодня мы имеем то, что имеем. И возможности — получше гужевого транспорта. Сейчас хозяйства могут обрабатывать по 10-15 тыс. га, спокойно ездить и охватывать эту территорию", – сказал он.

И обозначил главную проблему, которая толкает районы на преобразование и отказ от сельсоветов, – отсутствие управленческих кадров:

"В Нижнекаменке в сентябре заканчивается срок полномочий главы, мы не можем найти кандидатов. Хотя это село с профицитным бюджетом и вторым по численности населением после райцентра. И мы пока даже не говорим про переход на округ, но скоро заговорим, потому что будем вынуждены".

Денис Леснов, глава Ключевского района, рассказал, что в 10 селах сменилось шесть глав и очереди на вакансии нет совсем.

В Николаевском сельсовете Петропавловского района власти кое-как уговорили истопника в клубе занять должность главы. "Образование — 10 классов кое-как", – рассказал руководитель района Сергей Козликин.

Сергей Козликин
Сергей Козликин
Фото: Пресс-служба АКЗС / Дмитрий Черских

По словам главы Табунского района Павла Литке, выборы в селах "проходят безальтернативно при наличии технических кандидатов". Например, в Алтайском сельсовете, где пять месяцев не было главы, избранный новый написал заявление об увольнении через 1,5 месяца работы. С 2023 по 2025 год в Большеромановском сельсовете сменилось три главы, в общей сложности кресло пустовало девять месяцев.

С депутатами ситуация и вовсе катастрофичная. Скажем, в Лебединском сельсовете мандаты сдали сразу шесть из семи депутатов. Найти и уговорить других — тот еще квест.

Шабаш и горлопаны: Солонешенский район округлили в жаркой дискуссии

Несмотря на продолжительность и эмоциональность дискуссии по данному вопросу, большинство депутатов поддержало решение о преобразовании района

"Мы теряем глав поселений, сельских депутатов. Раньше была позиция, что сельский депутат – это руководитель хозяйства, предприятия, чтобы была возможность получить помощь. Сегодня начался колоссальный отток, ребята, которые годами работали, уходят. Причина — декларационная кампания. Мы замещаем депутатские мандаты людьми, которые не всегда понимают, о чем мы вообще говорим, какие полномочия у них есть", – признался Денис Леснов.

При этом, подчеркивает Литке, во всех населенных пунктах района происходит отток населения.

Между тем практически все сельсоветы дотационные, собственных бюджетных денег хватает в основном на выплату зарплаты тем же сотрудникам администрации. А все полномочия по содержанию села все равно финансирует район. "И какой в этом смысл?" – говорит Сергей Козликин.

"Берут весла и гребут к вершине"

Фактически грудью на защиту глав встал и вице-спикер АКЗС Денис Голобородько, который призвал "не передергивать слова Пластеева и других глав":

"Они говорят о правильном финансовом планировании, управлении и укреплении тех территорий в рамках тех возможностей, которые у них есть".

По мнению Голобородько, оппозиция, "качая" тему преобразования районов в округа, "зарабатывает политические очки".

Денис Голобородько
Денис Голобородько
Фото: пресс-служба АКЗС / Дмитрий Черских

"Да, коллеги, это так, я возгласов ваших [возражающих] не могу принять, потому что все видно на земле. Я понимаю, вы тоже работаете в территориях, но почему-то я, приезжая в эти же территории, вижу другое. Розовые очки не ношу, с людьми также общаюсь, – заявил вице-спикер. – Вот эти главы [которые преобразуют районы] выбирают не плыть по течению, потому что базис – это экономика. Не право, не общественно-политические процессы, а экономика. И они, извините, берут весла, ответственность на себя и “гребут” свой район на вершину".

Голобородько также напомнил, что переток жителей в более крупные населенные пункты — процесс не навязанный.

"Да, неплохо было бы иметь программу и предоставлять жилищные сертификаты с возможностью выбора места жительства на селе. Но я вас уверяю, все бы выбрали райцентр. Я разговаривал с одним из сельхозпроизводителей, а он из райцентра людей к себе на работу возит. Он говорит: "Я в селе создаю все условия, но люди хотят жить в райцентре". Люди так хотят! И те, у кого есть возможность, ее реализуют. Это выбор людей", – резюмировал зампредседателя АКЗС.

А депутат Игорь Панарин предложил коммунистам, ратующим за сохранение сельсоветов, самим попробовать закрыть пустующие вакансии глав кем-то из своих представителей, в той же Нижнекаменке Алтайского района.

Александр Волобуев, молодой депутат от КПРФ, ответил, что если потребуется, то коммунисты так и сделают.

100 законов и минимум политических амбиций. Спикер АКЗС — об итогах года и планах

Александр Романенко рассказал о нашумевших законах, "апгрейде" мусорной реформы, борьбе с низкой рождаемостью, а также о "глухоте" старших товарищей к инициативам из края и своем будущем в политике

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFH5yHk4