Евгений  Зрюмов: Наша задача научить детей пользоваться «цифрой» правильно, запреты здесь не помогут

Алтайский министр рассказал, что подтолкнуло край к резкому развитию цифровизации

В 2020 году цифровые технологии получили мощный стимул для развития за счет серьезных ограничений из-за пандемии коронавируса. Как Алтайский край с ними справился, и почему регион захватывает искусственный интеллект, рассказал «Политсибру» министр цифрового развития и связи региона Евгений Зрюмов.

- Цифровизация в 90-е годы в понимании людей ассоциировалась с приходом сотовых телефонов, сегодня – речь о более глобальных процессах. Что такое цифровизация для вас?

-В 90-е и 2000 годы шло накопление информации. Повсеместно устанавливалась компьютерная техника, все больше и больше документов и процессов переводилось в электронный вид. Но проанализировать эти данные и сделать управленческий процесс более целостным и объективным не получалось. Сейчас технологии шагнули намного вперед, и весь массив информации, который сегодня называют «Большими данными», уже можно эффективно обрабатывать и на основе результатов принимать управленческие решения. В этом случае нагрузка на человека снижается, оставив ему только функции творчества.

Одна из миссий цифровизации сегодня - сделать самые востребованные сервисы доступнее для каждого человека, вне зависимости от того, где он сейчас находится. К примеру, чтобы через Единый портал государственных услуг можно было получать набор услуг быстро и качественно применительно к интересующей человека жизненной ситуации. В этом году мы это уже ощутили, когда в проактивном режиме были выданы выплаты  на детей до 16 лет.  Ведь данные, кому положена эта выплата в системе, есть.

«Не умеешь – научим»

- Портал госуслуг – пример того как некий размытый термин для обычного человека становится конкретным. Что делать с теми, кто не умеет пользоваться такого рода услугами? 

- Этот вопрос у нас на повестке дня. В целом проблема характерная не только для Алтайского края.  Однако непростой период 2020 года, связанный с ограничениями и пандемией показал: когда наступает безальтернативность использования цифровых технологий, многие категории пользователей вполне эффективно пользуются современными средствами. Это касается не только  мессенджеров и систем видеоконференцсвязи, которыми пользуются и на бытовом уровне и на уровне госвласти. Вспомните: в мае мы увидели пик регистрации на сайт Госуслуг, когда в этом возникла необходимость. Только в этот период у нас зарегистрировалось в пять раз больше человек, чем в предыдущие годы за аналогичный период. Например, за первую половину мая учетную запись на сайте Госуслуг получило практически 80 тысяч жителей Алтайского края.

Конечно, мы понимаем, что помощь нужно оказывать. И в рамках национального проекта «Цифровая экономика РФ» мы это делаем. 2020 год оказался очень насыщенным по внедрению разноплановых образовательных проектов в области информационных технологий в рамах реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики». Проводилась работа со школьниками, студентами, работающим населением с целью повышения уровня цифровых компетенций.

- Мы стали одним из первых регионов, в котором заработал образовательный проект «Персональный цифровой сертификат»…

-  Да. Причем мы вошли вначале в двадцатку пилотных регионов, в которых  предполагалась его реализация. Затем перечень их был расширен до 48. Наша активность позволила привлечь большое число обучающихся на площадки алтайских университетов. Несколько тысяч человек из Алтайского края зарегистрировались и прошли обучение в ноябре-декабре на онлайн платформах. В принципе обучаться можно было на площадках любого учебного заведения России, но наши вузы тоже не сидели сложа руки. К примеру, Алтайский госуниверситет предложил 16 образовательных программ, в итоге 2200 человек из всех регионов России прошли курсы по этим программам. Больше половины из них – из-за пределов Алтайского края. География участников от Владивостока до Калининграда. Наши преподаватели реально были востребованы и не спали ночами, консультировали обучающихся.

- По каким направлениям были предложены программы?

- Самым разным.  Вэб-дизайн,  организация закупочной деятельности в электронном виде, повышение цифровой грамотности,  применение информационных технологий в сельском хозяйстве…  При этом учитывалось, кто именно поступает на образовательные курсы и какие навыки уже имеет.

Наши жители выбирали как образовательные площадки алтайских вузов, так и других российских университетов. Ведь интернет размывает границы и дает возможности учиться везде.

- Евгений Александрович. А вы можете выделить какой-нибудь конкретный проект?

- Совместно с Министерством сельского хозяйства Алтайского края, управлением Алтайского края по труду и занятости, Алтайским государственным аграрным университетом мы сформировали образовательную программу, которую окрестили «Цифровой фермер». Для учебы мы пригласили сельхозтоваропроизводителей старшей возрастной категории. И компетенция, которая была предложена, - цифровые технологии в сельском хозяйстве, с практическим навыками, с демонстрацией этих технологий на передовых предприятиях.

О беспилотных комбайнах

- Сельское хозяйство в последние годы действительно начало активно применять такого рода технологии. Это действительно настолько востребовано?

- От контроля в режиме онлайн работающей сельхозтехники до оптимизации процессов по переработке урожая. Со временем это становится все более востребовано, так как приносит хороший экономический эффект. Цифра не должна быть полезной сама для себя, речь должна идти о повышении конкретных экономических показателей благодаря применению новых технологий.

-  То есть, мы практически дожили до будущего, картинки которого рисовали нам в детстве – комбайн-беспилотник сеет или, наоборот, убирает урожай?

- Да. Технологии этого уровня уже достигли. Теперь нам необходимо нормативное регулирование этой сферы. Мы видим, как тестируются беспилотные автомобили. Но возникает вопрос в юридическом обосновании их нахождения на дорогах. Когда техникой управляет искусственный интеллект, человеческие ошибки сходят на нет, но все же техника управляется по заданному алгоритму, который должен быть понятен и принят обществом. И это уже наша реальность.

- Работало у нас когда-то в поле 60 человек. А теперь мало того что один, так еще и беспилотный. Что делать  освободившимся людям?

- Трансформация идет по всем отраслям. Вытесняются старые профессии, но и появляются новые. Это мировые тренды. Именно поэтому такое внимание и уделяется вопросам переподготовки. Но компьютер никогда не сможет заменить творческие профессии. Все что касается создания, разработки новых технологий ляжет на плечи инженеров, администраторов. программистов – профессионалов, которые задают эти тренды. То есть высвобождаются время и мысли людей для использования в более креативной деятельности.

Обгонять время

- Из-за пандемии цифровые технологии получили мощный толчок к развитию. Ведь изначально планы на год были более скромные...

- Действительно, многие процессы перестраивались на ходу. Например, там, где нужно было активнее внедрять цифровые технологии и обгонять время.  Мы объединялись с Министерствами и управления Алтайского края для решения этих задач. Многие процессы были переведены в формат онлайн. Мы говорили вначале о государственной поддержке в цифровом виде жителей края. Ведь это действительно победа, когда отлажено межведомственное электронное взаимодействие для подтверждения условий получения субсидий, материальной помощи, получения справочной информации.

Онлайн обучение. Совместно с Минобразованием и науки Алтайского края при переходе на дистант нужно было перестроить образовательный портал «Сетевой город», чтобы можно было и ученикам, и педагогам, и родителям с ним эффективно работать. Причем мы понимали пиковые нагрузки, которые должны выдерживать наши информационные системы. Была проделана подготовительная работа, и в течение трех дней мы перевели работу нашего портала в режим работы с одновременным подключением порядка 180 тысяч пользователей.

Отдельный вызов – цифровизация здравоохранения. Без интеграции различных информационных систем, оказать вовремя помощь не всегда было бы возможным. Государственные информационные системы в области здравоохранения уже свою эффективность показали. Это такие информационные системы как «Поликлиника» и «Электронная аптека». Отдельный инструмент – организация единых горячих линий в поликлиниках, когда все поликлиники Барнаула, Бийска и Рубцовска объединили на одной виртуальной АТС и управляли процессами на основе данных: выявляли, где имеется перегрузка, куда надо добавлять операторов. Эту систему отстроили примерно за неделю после того как соответствующее поручение было дано на оперштабе Виктором Петровичем. Этот пример был отмечен на федеральном уровне. Сейчас мы дорабатываем систему под нужны региона.

-  Каким образом?

- Например, заработал единый номер «122». Условно его можно назвать «номер единой социальной помощи». Позвонив на него, можно выбрать интересующий вас раздел. Это запись в поликлинику или переадресация  на горячую линию регионального Минздрава, Министерства социальной защиты Алтайского края или Роспотребнадзора, вызвать волонтера. Голосовой помощник поможет сориентироваться. Мы также внедрили искусственный интеллект. То есть если вы звоните, чтобы записаться в поликлинику, голосовой робот спросит, из какого вы города, уточнит в какую именно поликлинику вы намерены записаться. После этого переадресует на ее номер.

Также необходимо было построить площадку, которая помогала бы жителям узнать результаты теста на коронавирус. В итоге те, кто жители, которые указали номер телефона для обратной связи, оповещаются с помощью страховых компаний посредством СМС. А на нашей площадке – Министерства цифрового развития и связи Алтайского края - мы запустили в начале декабря портал, где войдя в личный кабинет через учетную запись на Госуслугах можно увидеть результат теста.

- В 2019 году очень популярной темой стала защита персональных данных. В этом году за «гонкой» мы об этом не забыли?

- Мы реализуем региональный проект  «Информационная безопасность». Задача сохранения персональных данных в различных государственных информационных системах является чрезвычайно важной. У нас в Алтайском крае таких систем 20. Мы на региональном уровне приняли закон  о государственных информационных системах Алтайского края. Внимание этому вопросу громадное. Избежать утечек данных мы обязаны. На базе Минцифры организован центр обработки данных, где будут размещены все краевые информационные системы, и уже сейчас установлены технические и программные средства защиты современного уровня. Также мы проводим профилактическую работу, консультируем Министерства, управления и другие структуры, даже проводили практические мероприятия, к примеру, тренировку «Антиспам».

Конечно, идет постоянное противоборство. Есть так называемые «темные силы», которые постоянно ищут брешь в информационной защите, но все это оперативно исправляется разработчиками.

-  Президент Владимир Путин на пресс-конференции поставил задачу, обеспечить  все  школы  скоростным интернетом. Успеем?

-  Это очень важная задача. Президент уже несколько раз акцентировал на ней внимание. Мы уже реализуем проект по подключению  социально-значимых объектов в рамках еще одного регионального проекта «Информационная инфраструктура». Определено, что в Алтайском крае к скоростному интернету должно быть подключено 2537 социально-значимых объектов. Из них 826 – школы. Мы приступили к реализации этого проекта в 2019 году.  Тогда мы подключили 592 социально-значимых объекта, а план на 2020 год, который обозначен нашим региональным проектом и согласован на федеральном уровне,  исполнен. То есть подключено 731 объект.

Особенность Алтайского края – большое количество объектов, которые расположены в сельской местности.  ФАПы, пожарные части объекты Росгвардии, школы. И мы организуем практически во всех селах  узлы связи, чтобы обеспечить интернетом все эти структуры. Мы идем по графику и завершим все строительство вместе с нашим партнером по этому проекту (ЭР-Телеком) в 2021году.

Главное не запретить, а научить

- Как родитель, Вы ограничиваете детей в использовании гаджетов?

- Самое главное для всех нас – воспитание культуры обращения в различных информационных средах. Есть большое количество ресурсов и технических средств. Мы должны  понимать, как в них ориентироваться. Конечно, идем не на ощупь.  Есть большое количество партнеров,  мы привлекаем большие корпорации, к примеру «Лаборатория Касперского». На осенних каникулах прошли семинары со школьниками, на которых объясняли принципы работы различных технологий. Родителям мы рассказываем, какие есть инструменты родительского контроля. Это сейчас очень востребовано.

Вообще мы стоим на пороге больших преобразований. Заметьте, нами все больше востребованы цифровые технологии, и в будущем это будет развиваться еще быстрее,  нам – родителям - необходимо научить детей не просто пользоваться гаджетами, но делать это правильно, безопасно и с максимальной пользой. Запреты здесь не помогут.

Интервью с министром цифрового развития и связи Алтайского края

 

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей