Как оказалось, цифры могут обладать волшебным эффектом
К 19 августа стало известно, в каком порядке будут партии в бюллетенях на выборах в Государственную Думу и алтайское Заксобрание (этот порядок мы указали в конце текста). Определил расклад суровый и беспристрастный случай, действовавший с помощью жеребьевки. Теперь политикам остается лишь смириться с полученным «порядковым номером», который, как и многие факторы, кажущиеся мелочами, вполне может сказаться на результатах голосования. Как именно – выяснил корреспондент «Политсибру».
Великолепная семерка
И сразу же нужно отметить, что существует две основные точки зрения на то, как полученный партией номер сказывается на итогах выборов. Одна заключается в том, что нумерологическое влияние на голоса есть, и очень заметное. Другая состоит в том, что партийный номер играет минимальную роль.
Апологетом теории если не всемогущей, то очень и очень влиятельной цифры выступил известный российский политтехнолог Константин Калачев.
«Больше всего повезло (на выборах в Госдуму – прим.ред.) КПРФ. Процента два, а то и три дополнительно они получат за счет этого. Впрочем, «Единой России» тоже повезло (в госдумовском бюллетене у них место №5 – прим.ред.). Пятерка ассоциируется с отличными оценками в школе, родители хотят, чтобы дети получали пятерки», – отмечает в беседе с «Политсибру» Калачев.
ЕР поможет и то, что во главе списка у них тоже пять человек, и это пересечение цифр можно обыграть, а единороссы могут использовать образ «партии ответственных людей» и «партии отличников», уверен эксперт.
А некоторые цифры (тройка, пятерка, семерка) просто считаются счастливыми, встречаются в фольклоре и располагают к себе на подсознательном уровне.
И в целом все внимание избирателя будет сосредоточено на первых семи позициях. Партии, не попавшие в семерку, могут себя считать проигравшими, заявляет собеседник. И достаточно символично, что места в «хвосте» на выборах в Госдуму достались именно мелкокалиберным избирательным объединениям. Впрочем, в сравнении в 1995 годом масштаб невезения, по мнению Калачева, меркнет. Тогда в госдумовском бюллетене было 43 партии и тем, кто не попал в первую десятку, «можно было только посочувствовать».
В этом смысле выбирать в АКЗС будет проще, ведь там всего шесть позиций. Кстати, тут у ЕР уже не пятерка, а двойка. А вот на первом месте тоже коммунисты. Правда, теперь уже малые – «Коммунисты России». Удачная тройка досталась ЛДПР, а удачная и отличная пятерка – «Справедливой России».
Всего лишь цифры
Мнение о том, что номер в бюллетене не обладает большим влиянием, также является вполне распространенным. Так, например, сибирской политтехнолог Татьяна Косачева считает, что неким усиливающим эффектом обладает только первое место. И то с оговорками.
«Это отчасти работает, когда речь идет об избирателях, которым все равно, за какую партию проголосовать. Либо о тех, кто определяется со своим выбором уже непосредственно на участке», – отмечает Косачева.
Впрочем, в случае с КПРФ, которая заняла первую строчку на выборах в ГД, этот бонус может исчезнуть, благодаря все тем же «Коммунистам России», которые стабильно отнимают у них небольшой процент. Можно сказать, что первое место амортизирует эффект от конкуренции с младшим братом. А в случае с бюллетенем в АКЗС и амортизировать нечего, ведь там первыми оказались комроссы.
Кстати, о конкурентах. Известный российский политический эксперт, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко также скептически относится к теории о большом влиянии положения в бюллетене. Однако он отмечает, что когда с партией соревнуются спойлеры, роль места в списке возрастает. КПРФ и «Справедливой России», по его мнению, очень повезло: спойлеры по ГД оказались ниже по списку. В ином случае эффект от партии-двойника был бы гораздо сильнее. То же правило действует и на кандидатов-однофамильцев. А парламент Алтайского края у СР и вовсе не кому оттягивать голоса за счет названия, все конкуренты этого уровня (типа «Партии за справедливость» и «Партии пенсионеров за социальную справедливость» срезались на этапе регистрации.
Что же касается особого эффекта первого места, то и он вызывает у Минченко сомнения. В качестве примера того, что цифра мало влияет на результаты в беседе с «Политсибру» он приводит пример «Родины». Эта партия в 2016 году была на первой строчке в думском бюллетене и набрала лишь немногим более процента.
В общем, похоже, что заменить работу на участках и доверие избирателей удачная позиция в бюллетене все-таки не может. Однако и полностью исключать ее влияние нельзя. А значит, девизом политиков и желающих ими стать, должен быть простой принцип: на номер надейся, а сам не плошай.
Напомним, партии в бюллетенях расположились следующим образом:
Государственная Дума
- КПРФ
- Партия «Зеленые»
- ЛДПР
- Партия «Новые люди»
- «Единая Россия»
- «Справедливая Россия – За правду»
- «Яблоко»
- «Партия Роста»
- «Партия свободы и справедливости»
- «Коммунисты России»
- «Гражданская платформа»
- «Зеленая альтернатива»
- «Родина»
- «Партия пенсионеров за социальную справедливость»
Алтайское краевое Законодательное собрание
- «Коммунисты России»
- «Единая Россия»
- ЛДПР
- КПРФ
- «Справедливая Россия – За правду»
- «Яблоко»