Губернатор Виктор Томенко назвал ситуацию критической
Похоже, исход врачей со своих рабочих мест в Алтайском крае все же достиг такого масштаба, что его можно только сдерживать, но никак не обратить вспять. По крайней мере, такой вывод можно было сделать после доклада министра здравоохранения Алтайского края Дмитрия Попова на заседания правительства региона 22 сентября. За который его раскритиковал губернатор Виктор Томенко.
На пенсию, на чужбину или вовсе из медицины
Основной темой доклада Попова стали кадровое обеспечение алтайской медицины и то, как краевой минздрав пытается решить проблему нехватки медиков. Она стоит максимально остро: в 2020 году в крае насчитывалось 36 врачей на 10 тысяч населения. До этого, начиная с 1990 года этот показатель менялся волнообразно: сначала падал, затем понемногу поднимался, и, начиная с 2010 года, вновь начал снижаться. Но всегда он был ниже, чем в среднем по стране.
Кстати, всего в Алтайском крае чуть более восьми тысяч врачей и 21,1 тысячи среднего медперсонала. Эти показатели все пытаются и пытаются увеличить, но пока тенденция только на уменьшение.
Врачей и без того не хватает, так еще и те, что есть, уходят. Эскулапы едут в другие регионы (где очень часто выше зарплата), уходят на пенсию (а это, похоже, одна из самых больших проблем), переходят в частную медицину или смежные сферы, вроде индустрии красоты или медицинского представительства.
Кстати, сейчас в Алтайском крае 27% врачей пенсионного возраста. Среднего медперсонала, готового к уходу на заслуженных отдых, – 17%. В минздраве стараются «сохранять персонал в рабочем состоянии», но от этого, похоже, не легче: такие медики могут уйти в любой момент.
И в общем, все довольно таки плачевно: убытие медиков превышает прибавление новых кадров. Так, за 2020 год край лишился 585 врачей, а приобрел лишь 546. Со средним медперсоналом все еще хуже: ушли 1662 работника, пришел 751.
Что же касается частной медицины, тут минздрав не располагает сведениями, сколько там и каких врачей задействовано. Что вызвало вопросы у Виктора Томенко. Дмитрий Попов ответил: отследить частных медиков не очень-то просто, ведь один может работать на шести-семи работах.
Спасаемся, как можем
Масштабы трагедии понятны. А может, есть что-то хорошее, чем можно похвастаться?
Как оказалось, есть, но совсем чуть-чуть. Как отметил министр Попов в завершении своего выступления, принимаемые минздравом меры позволяют сдерживать отток врачей. А в будущем с помощью различных дополнительных инициатив это будут делать еще эффективнее.
Средства для борьбы с дефицитом медицинских специалистов уже давно известны. Это целевое обучение (и новая программа компенсаций для студентов-медиков, позволяющая платникам стать целевиками), а также программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Которые, кстати, по данным Попова, позволили привлечь уже 1275 врачей и 251 фельдшера. Впрочем, по окончании своих обязательств (специалист должен отработать пять лет) уволились 375 врачей и 39 фельдшеров. Остались после отработки 256 первых и 28 вторых. Не доработав пятилетку ушли 220 врачей.
Что же касается работы со студентами, то она, конечно, тоже приносит плоды. Число выпускников медицинских учебных заведений растет. Так, после окончания учебы в профильном колледже или университете на работу в учреждения края приходят порядка тысячи человек ежегодно. Впрочем, закрывать пробелы с помощью вчерашних студентов не всегда получается из-за того, что самих студентов все же меньше, чем могло бы быть.
О причинах этого в своем докладе рассказала новоиспеченный ректор Алтайского государственного медуниверситета Ирина Шереметьева. По ее словам, вузы других регионов весьма активно бьются за алтайских школьников, например из Бийского района и Рубцовска. Кроме того, дети из алтайских муниципалитетов часто не могут поступить в тот же АГМУ из-за того, что в сельских школах им не особенно хорошо преподают химию и биологию. Впрочем, с этим помогает бороться дистанционное преподавание этих дисциплин вузовскими педагогами.
Нужен план
Губернатора столь мрачные картины и не особенно удовлетворительные отчеты об избавлении от кадрового голода не порадовали.
«По итогам этих выступлений у меня осталось тревожное состояние. И удовлетворенности от ваших выступлений нет», – заявил Виктор Томенко.
Он обратил внимание, что согласно данным Попова, сейчас обеспеченность края врачами самая низкая за последние 30 лет. Выше она была даже в 2000-м году. И тренд на снижение продолжается. Со средним медперсоналом в последние 10 лет тоже становится хуже и хуже. Край нуждается еще в полутора тысячах врачей и более четырех тысяч медсестер и фельдшеров. И при этом люди из медицины еще и выбывают. Количество врачей в крае уменьшается даже быстрее, чем его население, констатировал глава региона.
А принимаемые сейчас меры дают слишком маленький результат. И губернатор, по его выражению, не видит «света в конце тоннеля»: ситуацию с нехваткой врачей в крае пытаются только «удержать на плаву», но не разрешить в корне. Способов прорывного устранения проблемы в докладах так и не прозвучало.
«Людям не интересно, как эта система работает. Им хочется чтобы пришел – и врач был на месте», – отметил глава региона.
И по возможности, это должен быть хороший специалист. Сейчас же медицина кадры сугубо теряет. А потому всем причастным необходимо пересмотреть имеющиеся планы по привлечению врачей в отрасль. Потому что нынешние до нормы не дотягивают. Виктор Томенко призвал представителей минздрава разработать меры не таких «микроскопических размеров».