«Машуня, молодец». Глава алтайской КПРФ объяснила победу партии и рассказала о своих амбициях

Мария Прусакова
Мария Прусакова Фото: Олег Укладов

Глава компартии признала: многие кандидаты прошли благодаря бренду партии. Но уверила, что они будут реально работать

Пожалуй, главная интрига выборов-2021 в Алтайском крае – сможет или не сможет глава крайкома КПРФ Мария Прусакова выиграть на одномандатном округе и пройти в Госдуму. И она смогла. Компартия мало того, что получила одного из четырех депутатов-одномандатников ГД от региона, так еще и сразу 24 места в краевом парламенте. Что помогло коммунистам на выборах, будут ли депутаты реально работать и пакует ли Мария Николаевна чемоданы для переезда в Москву. Об этом она рассказала в интервью корреспонденту «Политсибру».

«Я же говорила»

Горе побежденным. Кто из фаворитов не попал в новый созыв алтайского парламента

Список тех, кого там ждали, но не увидели, очень велик

– После выборов вы и ваши кандидаты проснулись победителями. Для медийного сообщества итоги голосования стали, мягко говоря, неожиданными. А для вас?

– У меня удивление вызвало только количество одномандатников. Хотя в ходе предвыборной кампании я говорила: если явка будет в 30%, то «Единой России» хватит админресурса для победы. Если 40-50%, то будут проходить наши одномандатники. Именно так было на выборах в Бийске и Рубцовске в прошлые годы.

Реальный уровень поддержки КПРФ – минимум 35%.

– Многие эксперты, а также проигравшие кандидаты говорят, что на округах победили не реальные персоны, а оппозиционный бренд партии. Как когда-то побеждала ЛДПР. Так все-таки, победила партия или протест?

– Одно другому не противоречит. В том наш бренд и заключается – мы ведь единственная реальная оппозиционная партия. И мы действительно последние пять лет придерживаемся жесткой, даже радикальной позиции. Мы не поддержали продление президентского срока, голосовали против пенсионной реформы и добивались референдума о его отмене. На уровне края бюджет не поддерживает только КПРФ.

А ЛДПР и «Справедливая Россия» по этим же вопросам себя дискредитировали. И сами развеяли мифы, что они оппозиционные.

Алтайский крайком КПРФ. Кабинет Марии Прусаковой
Алтайский крайком КПРФ. Кабинет Марии Прусаковой
Фото: Олег Укладов
Чем дальше на восток, тем злее избиратель. Как на выборах в Госдуму проголосовали сибирские регионы

За исключением двух субъектов, везде наблюдалось протестное голосование

– Многие прошедшие коммунисты – ноунеймы. Они победили известных и ресурсных кандидатов от ЕР. На одном из округов сторож обошел бизнесмена, который был явным фаворитом. Очевидно же, что только благодаря партии.

– Конечно, за счет бренда КПРФ. Я же и говорю: если у партии рейтинг выше 30%, то это обеспечивает победу любому кандидату, который от нее идет.

Главное, чтобы человек был хороший. Лучше сторож, чем уголовник, который сидит в тюрьме. Таких у ЕР сейчас пять (имеет ввиду депутатов прошлых созывов – прим.ред.). Так что чья бы корова мычала.

Им, наверное, обидно, что сейчас люди голосуют за сторожей. Но КПРФ является знаком качества. Гарантия того, что ее кандидат не будет голосовать за пенсионною реформу и другие антисоциальные законы.

Какая разница человеку Лунев это, Аганов или Романенко, если они все голосовали за повышение пенсионного возраста. Человека вообще перестала интересовать личность, они голосуют за партию, за позицию.

– В прошлом созыве некоторые депутаты фракции КПРФ голосовали и за бюджет, и за другие вопросы, против которых выступала КПРФ. И никакой бренд партии, никакая позиция уже не помогли.

– Кадры прошлого созыва – это наследство от прошлого руководства. Я тогда только возглавила партию.

Сейчас за подбор людей отвечала уже моя команда. При выдвижении кандидатов мы руководствовались принципами партии. Я убеждена, что такая ситуация больше не повторится.

– Но будут ли эти депутаты теперь реально работать на своих округах?

– Конечно. И я и мои товарищи настроены работать. Ведь это как раз те, кто и так активен на своей территории. И они получили поддержку потому, что уже работали. Депутатский мандат никак не угасит их пыл.

Чего греха таить, избирателей баловали своим вниманием в основном только те депутаты «Единой России», которые работали в Заксобрании, занимали там посты. Вот они много ездили по краю по работе. А остальные делали это? Я поездила по районам своего округа, так многие жители даже имен своих депутатов не знают.

Мария Прусакова
Мария Прусакова
Фото: Олег Укладов

«Лучше быть генералом в Алтайском крае, чем солдатом в Москве»

– Зюганов звонил поздравить с победой? Что сказал?

– Сказал: «Машуня, молодец!». Очень хватил. Геннадий Андреевич внимательный и всегда поддержит добрым словом. Мне позволили многие коллеги-депутаты из Госдумы. У нас шестой результат партии по стране. Впрочем, мы всегда были в числе первых. А я теперь буду единственной девушкой-одномандатником в КПРФ.

Да и в региональных парламентах у нас одни из самых больших фракций по стране. Это особый предмет для гордости.

– В Москву переезжаете на ПМЖ?

– Нет.

– Будете постоянно ездить туда на работу?

– Да, у меня же здесь партия. Пока плохо представляю, какой режим работы будет в новой Думе. Но я же не единственный действующий первый секретарь партии среди депутатов.

– То есть вы не перестанете руководить региональным отделением? А мы уже все гадаем, кого же вы оставите после себя.

– Себя и оставлю. Честно говоря, я грущу по этому поводу. Придется жить на два города.

– Так почему бы не переехать, не перевезти туда семью?

– А что там делать? Я имею возможность бывать в Москве, но для меня это не город для жизни. Я спокойно отношусь к столице.

И я не собираюсь бросать партию. У нас сейчас очень ответственная миссия – оправдать оказанное нам доверие.

Меня это очень беспокоит. Чтобы фракция КПРФ в количестве 24 человек стала силой, способной принимать политические решения в интересах жителей край. В том числе и законы, которые раньше нельзя было принять, потому что у ЕР было большинство. Те же льготы для «детей войны», тарифы и так далее. Сейчас в АКЗС как раз самое интересное начинается.

Алтайский крайком КПРФ. Кабинет Марии Прусаковой
Алтайский крайком КПРФ. Кабинет Марии Прусаковой
Фото: Олег Укладов

– А как же карьерные амбиции? Перебраться поближе к руководству федеральной КПРФ, закрепиться там.

– Лучше быть генералом в Алтайском крае, чем солдатом в Москве.

Я уже достаточно закреплена на федеральном уровне, являясь членом Центрального комитета партии, уполномочена принимать непосредственное участие в пленумах, на съездах. И я лишена раболепия перед руководством. Свободно высказываю свою точку зрения независимо от статуса моего визави.

«Это будет весело»

– Про льготы для «детей войны» говорили все оппозиционные фракции. И теоретически если вы сейчас объединитесь, то сможете этот закон продавить. Но со своими, наверное, злейшим врагом сейчас, с «Коммунистами России» вы вряд ли договоритесь. А как насчет эсеров и либерал-демократов?

– Сейчас у нас очень много вопросов с СР и ЛДПР, которые мы сможем решить совместно. Тот же бюджет, теперь мы намерены добиться принятия наших поправок. И СР и ЛДПР гораздо сильнее в союзе с нами.

– С эсерами у вас в последнее время были так себе отношения. Вы с Александром Молотовым частенько друг друга поддевали, обменивались критическими высказываниями.

– Я бы не стала переходить на личности. Избиратели дали свою оценку вот такой позиции «Справедливой России» и ЛДПР. Они оказались сейчас в неудобной ситуации. И без того имея такой колоссально опавший рейтинг, они вынуждены быть жестче по принципиальным вопросам.

Я думаю, что вам, журналистам, будет еще веселее, у нас точно собралась веселая фракция, да и на расклад сил будет интересно посмотреть.

Алтайский крайком КПРФ
Алтайский крайком КПРФ
Фото: Олег Укладов
Между двух берегов. О чем говорят итоги выборов в Алтайском крае и почему у КПРФ такой результат

Кампании, в глазах политгуру были скучноваты, а вот их результаты – нет

– Да-да, я полагаю, что некоторые ваши депутаты затмят самого одиозного и оппозиционного депутата прошлого созыва Василия Железовского.

– Я вам обещаю, что так и будет. И не потому, что у нас там люди не профессиональные, а потому, что партия для них – не пустой звук, а дело их жизни. Причем не на профессиональной основе, многие занимаются партийной работой в свободное от основной работы время. И депутатский мандат – площадка, чтобы говорить о проблемах.

Это яркие и интересные люди. Александр Ткачев – один из первых, с кем я познакомилась в партии. Его характера, принципиальности, дипломатичности и человеколюбия хватить, чтобы выстроить работу фракции.

Надежда Зимина – прекрасный человек, руководитель нашей парторганизации в Волчихе. У нее одна из лучших пионерских организаций. Павел Митрофанов – депутат из Локтевского района, принципиальный человек, борец, всегда добивается решения вопросов, которые поднимает. Петр Тютюнников имеет большой авторитет в Каменском районе, под его руководством победила наша команда на выборах в райсовет.

Всех нас, коммунистов объединяет одно – чувство обостренной социальной справедливости.

– Я правильно понимаю, что не будете убиваться, если ваш кандидат не станет спикером, но на пост вице-спикера вы серьезно рассчитываете? Есть даже предположения, что могут сделать два заместительских поста: чтобы и вашим, и нашим.

– Да хоть три, хоть четыре. Главное – чтобы было распределение политической ответственности исходя из процентов поддержки. В седьмом созыве этого игнорировали. Но «Единая Россия» уже не партия власти, у нее нет большинство.

Та фракция будет главной, которая покажет мудрость и умение идти на компромиссы.

И да, мы рассчитываем минимум на пост вице-спикера.

Алтайский крайком КПРФ. Кабинет Марии Прусаковой
Алтайский крайком КПРФ. Кабинет Марии Прусаковой
Фото: Олег Укладов
Александр Романенко сохранит пост спикера алтайского парламента – источник

Чтобы он остался руководителем, за него должны проголосовать большинство депутатов

– Вопрос компромисса сейчас самый главный.

– Неспособность к компромиссам – это как раз та причина, почему мы сегодня не готовы поддерживать Александра Романенко на пост председателя.

– А ваш кандидат достоит стать спикером?

– Наш кандидат достоин стать даже президентом.

– Какие комитеты вам наиболее интересны в плане получения руководящих постов?

– Это уже мелочи. Нам важно иметь возможность принимать законы в интересах жителей края.

«Партия-ошибка»

– Сколько голосов вы бы получили, если бы «Коммунисты России» не стали первыми в бюллетене на выборах в АКЗС?

– 35-36%, это же очевидно. Это же даже не партия, это техническая ошибка, люди явно голосовали за нас, когда ставили галочки напротив них. Посмотрите регионы, где они не стали №1 в бюллетене, везде же у них совсем низкий результат.

Но это наши избиратели, точно не единороссовские. Благодаря их голосам ЕР в АКЗС формально получает большинство – 35 человек. Но вспомните посещаемость партии власти в прошлом созыве, у них то в тюрьму кто-то садится, то на сессию не приходит, то кнопкой ошибается. Принятие любого вопроса для них уже имеет вероятность срыва. Четыре голоса – недостаточно.

– Думаете, комроссы будут поддерживать ЕР?

– Это очевидно. И то, что они будут голосовать как ЕР, подтвердит, что это партия-спойлер.

Мария Прусакова
Мария Прусакова
Фото: Олег Укладов

– Есть такой распространенный слух, что ваш округ в Госдуму был договорным. Что вам расчистили поляну, чтобы вы победили. Договорился ли кто-то насчет вашей победы?

– Если бы это был договорной округ, то зачем бы администрация собирала подписи для кандидата Попова (экс-коммунист Владимир Попов шел одномандатников, собрал подписи, но уже после регистрации снялся с выборов – прим.ред.). Зачем бы арестовывали агитаторов Прусаковой, зачем препятствовали проведению моих встреч.

Можно делать разные предположения, почему Виктор Зобнев выбрал для себя алтайское Заксобрания (должен был, как и в прошлый раз, идти по Рубцовскому округу, но незадолго до выборов стало известно, что он будет баллотироваться в краевой парламент, впрочем, чтобы через АКЗС стать сенатором – прим.ред.). В том числе и потому, что понимал: по этому округу победит Прусакова.

Кто-то может объяснить победу Прусаковой по Рубцовскому округу тем, что были какие-то особые условия. Но я не выбирала этот округ. Это решение съезда, руководства партии. Изначально планировалось, что я пойду по Барнаульскому округу. Да и если бы это был договорной округ, то победа бы была только на нем, а не по всему краю.

У меня нет сомнений, что я победила бы Даниила Бессарабова, если бы пошла по Барнаульскому. Да даже и наш кандидат там набрал неплохой результат.

– А если бы вы боролись с Зобневым на Рубцовском округе?

– Понятия не имею. Не хотела бы говорить «если бы да кабы».

Пенсионеры, бизнесмены и один студент. Кто есть кто в восьмом созыве алтайского парламента

На этот раз в законодательный орган попали представители практически всех слоев населения

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей