Кампании, в глазах политгуру были скучноваты, а вот их результаты – нет
Коммунистам помогли одновременно протестные настроения и краевая власть, а в Алтайский край (подобно перелетной птице) вернулась публичная политика. Все было довольно скучно, спокойно и размеренно. Но результаты выборов 2021 года должны стать для многих встряской перед будущими электоральными процессами. Почему прошедшая кампания и ее итоги столь противоречивы, рассказали в беседе с «Политсибру» алтайские политтехнологи.
Больше фракций хороших и разных
Политтехнолог Константин Лукин уже давал оценку и кампаниям, и процедуре выборов ранее. И довольно нелестную. По его мнению, многие кандидаты и партии даже не пытались вести агитацию (отчего откровенно ее провалили). Выборы, как, кстати, считают и другие эксперты, были натужными и проходили без огонька. Но кое-что хорошее они уже принесли.
«Главным результатом стало возвращение в Алтайский край публичной политики», – считает Лукин.
По словам эксперта, еще весной Центр политического консалтинга, который он представляет, говорил о необходимости повышения доверия избирателей к институту выборов и в принципе политике. Теперь с неожиданными результатами на выборах в АКЗС (множество новых лиц, победа коммунистов почти на половине одномандатных округов и появление пятой фракции в лице «Коммунистов России») в крае будет активнее политическая жизнь. И это очень хорошо.
Впрочем, одной победы мало, считает депутат со стажем, медиаменеджер Андрей Абрамов.
«Теперь и новичкам комроссам, и коммунистам, которые существенно увеличили свое представительство, предстоит показать себя в деле. Не просто говорить о проблемах, а принимать реальное участие в их решении. И исполнять все предвыборные обещания. А избиратели в течение пяти лет могут обращаться со своими проблемами не только к депутатам от «Единой России», но и к коммунистам. А потом сделают выводы», – добавляет Абрамов.
Зеленая тоска
Среди тех, кого выборы явно расстроили, был коллега Лукина по цеху Андрей Некрасов.
«Кандидаты обленились работать с избирателями, кампании были невнятными (…) Все было лениво, незатейливо», – дал оценку предвыборным процессам этого года Некрасов.
По его словам, успехи КПРФ в АКЗС были предсказуемы, пусть и не такие большие. То, что именно эта партия станет точкой притяжения всего протестного настроя, причем не только левого, было понятно еще до голосования. Это произошло потому, что все остальные партии в глазах людей перестали быть по-настоящему оппозиционными, а «буйных, стремящихся стать вожаками» задавили.
Отчасти КПРФ выбирали и как вариант графы «против всех». Политолог Ярослава Шашкова считает, что так люди выразили свою неподдерждку партии власти.
При этом власти сами еще и подогревали интерес к КПРФ, то тут, то там запрещая ей проводить митинги. А раз запрещают, значит партия в глазах людей становилась еще большим борцом за светлое будущее.
А вот отдельные кейсы у Андрея Некрасова вызвали удивление. Например, поражение Ирины Шудры на ее округе в Рубцовске. В этот раз она уступила коммунистке Надежде Дрюпиной, хотя ровно пять лет назад разгромно там победила и почти весь созыв была единственной одномандатницей от оппозиции.
Неудачи же ЛДПР в целом Некрасов объясняет «невнятной кампанией»: дескать, заменить полноценную подготовку к выборам «проездом автобуса и раздачей плюшек» нельзя. Впрочем, здесь видится некоторое противоречие: ведь если кампании были невнятными у всех, то почему просели именно либерал-демократы?
А эсеров, по мнению собеседника, подвело то, что им, в общем-то особо нечем было похвастаться перед избирателем. Не хватило неких конкретных дел, того, что можно было бы, что называется, потрогать. СР, как считает политтехнолог, «заигралась с рассказами о собственном профессионализме».
Медаль за «привоз»
Наконец, политтехнолог Виталий Булдаков, давно работающий с КПРФ, пролил свет на некоторые из неявных причин, повлиявших на столь большие успехи коммунистов в крае. По его словам, КПРФ должна вручить «партийную медаль» тем, кто отвечал за массовое прикрепление бюджетников, сотрудников больших предприятий и силовиков к новым участкам. Те, как результат, в большинстве случаев попросту не получали бюллетеней по одномандатным округам в АКЗС. И, таким образом, расчистили коммунистам поле.
И в целом в крае, по мнению Булдакова, остались только два полюса политического притяжения: коммунистический и лоялистский (то есть провластный). Все остальные силы либо являются «политическими карликами», либо проектами, инспирированными сверху. Ко второй категории он отнес и «Коммунистов России». Впрочем, появление комроссов может сыграть неожиданным образом: люди, которые пройдут в парламент по их мандатам, – настоящие темные лошадки.
Кстати, прохождение «Коммунистов России» Виталий Булдаков объясняет сугубо ошибками, связанными с их удачным расположением в бюллетене АКЗС. В пользу этого говорят все те же успехи КПРФ на одномандатных округах (где «младших красных» почти не было), а также совсем крохотная поддержка КПКР на выборах в Госдуму (1,33%). По словам Булдакова, звонков в духе «я ошибся, что делать?» о случайном голосовании за комроссов партийный колл-центр за ночь получил весьма немало. Впрочем, это может стать прививкой от подобных неурядиц для избирателей в будущем.
Добавим к этому то, что КПРФ в последние пару лет очень удачно «оседлала конек» народного недовольства пенсионной реформой. Партия, в отличие от соперников, громко и внятно делала отчасти популитские, но столько желанные для уха избирателя призывы: вернем пенсионный возраст.
Что же касается результатов голосования в Госдуму, то здесь, по мнению Булдакова, партии все-таки не удалось в достаточной мере мобилизовать электорат. Он предпочел «отсидеться дома». Больший уровень избирательской активности мог улучшить и «федеральные» успехи коммунистов.
В общем, однозначно можно сказать: политическая карта Алтайского края изменилась, и изменилась неожиданным образом. Будущий созыв АКЗС, вероятно, станет насыщенным на события: из-за обилия новых лиц и паритета между властью и оппозицией. Да и результаты Госдумы в регионе показали: запрос на некие перемены у людей уж оформился достаточно ясно.
Так что активнее работать придется всем. Триумфаторам-коммунистам, чтобы доказать, что они получили народную поддержку не зря, партии власти и ЛДПР, чтобы накопить жирку к следующему циклу, а СР, чтобы снова и снова удерживаться на плаву. Ведь уже через год будет большая муниципальная кампания, а затем губернаторская и президентская. Выборы-2021 здесь должны послужить встряской. Особенно для «Единой России», которой теперь придется договариваться с коммунистами.
А значит, скучать в ближайшие пять лет всей околополитической общественности точно не придется.
Она заявила, что оснований сомневаться в законности электоральной процедуры нет