Новое освоение Сибири:какое будущее у регионов?

На прошедшем в Красноярске крупном экономическом форуме одной из главных тем стало развитие регионов Сибири по новым принципам. Фактически речь идёт об объединении субъектов в один макрорегион — только так можно планировать качественный рост. Василий Морозов специально для «ПОЛИТСИБРУ» разбирался, как будет проходить новое освоение Сибири.

Менеджмент изменений

Потерянное десятилетие – именно так обозначил последние итоги развития России бывший министр финансов, а теперь – разработчик экономических стратегий Алексей Кудрин. Сейчас экономика страны если и растёт, то не более чем на полтора процента в год – хотя в начале нулевых показатель был на уровне 7%, что соответствовало темпам развитых стран, а иногда превышало их. Если учесть рост мировой экономики в целом, то Россия может безнадёжно отстать. А значит, нужен путь выхода из непростой ситуации. Созданием стратегий развития страны сейчас занимаются параллельно в Минэкономразвития и Центре стратегических разработок Алексея Кудрина. Как говорят в правительстве, разработчики фактически конкурируют между собой. Но если новый министр экономического развития свои взгляды высказывал весьма сдержанно, то Кудрин акцентировал внимание на болевых точках. Немало дискуссий и ухмылок вызвала его оценка того, как сейчас работает власть.

— Систему государственного управления я бы оценил сегодня как старую скрипучую машину с низкой скоростью, которая не имеет высокой мощности и, в общем-то, всё время мы заезжаем не туда и каждый раз корректируем своё движение, но результат небольшой. Современная система государственного управления не соответствует тем вызовам, не фокусирует, не повышает эффективность нашей работы, — сказал Алексей Кудрин.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, также участвовавший в форуме, подтвердил: изменения в системе управления будут. В частности, власть должна будет заняться «менеджментом изменений» — преобразования и рост таким образом станут индикатором успешности работы.

Свободу — регионам

Программу Центра стратегических разработок Алексея Кудрина нельзя назвать исключительно экономической. Она включает в себя меры и демографические, и образовательные — в общем, нацелена на развитие человеческого капитала. Похоже, в этом же ключе движется и Минэкономразвития: на днях ведомство объявило, что есть планы ввести Единый госэкзакмен по новым технологиям. Что из этого войдёт в итоговую версию — сказать сложно. Итоговая стратегия развития России до 2030 года будет составляться за закрытыми дверями. Но уже сейчас понятно, что основная дискуссия пойдёт вокруг региональной политики. Одна из главных вводных: ресурсы для развития субъектам придётся искать внутри — это стало понятно из реплики главы Минэкономразвития Максима Орешкина в ответ на вопрос о возможности изменений налоговой системы. Бюджеты регионов, по мнению ведомства, сейчас стали крепче, чем год-два назад.

— Налоговая база, которая есть у регионов — а это и подоходный налог, и налог на прибыль — активно растёт, — говорит Максим Орешкин. — Поэтому вопрос, скорее, идёт не о перераспределении между разными уровнями бюджетной системы, а о том, какие расходы должны быть у региональных бюджетов, насколько они должны быть эффективны, и насколько они способствуют экономическому росту.

Изменения региональной политики  должны быть, говорит руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Но касаться они могут полномочий властей субъектов.

— Сегодня более чем две трети действий регионов зарегламентированы стандартами, нормативными решениями, планами, KPI, — считает Кудрин. — И той необходимой гибкости у регионов нет, которая предписана законодательством, конституцией, правом самим принимать бюджет. Я поддерживаю тезис, что нужно больше свободы дать регионам. Но это не так просто — изменить уже сложившуюся практику и отношения с центром.

Как раз именно изменение практики отношения с центром регионов Сибири и обсуждали в течение двух дней полпред президента в СФО Сергей Меняйло, эксперты и главы субъектов. Активно в дискуссиях участвовал, впрочем, только глава Хакасии Виктор Зимин, и то по большей части как председатель Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Остальные губернаторы, в том числе и Александр Карлин, лишь поприсутствовали на установочном круглом столе, где, как кажется, и рождалась новая концепция развития Сибири — уже не как территории, состоящей из многих субъектов, а как единого макрорегиона.

Единая Сибирь

Сейчас каждый регион Сибири планирует своё развитие самостоятельно, и долгосрочные и краткосрочные стратегии и программы редко учитывают возможность сотрудничества и взаимодействия с «соседями». Если смотреть из Москвы, то и в правительстве страны округ вряд ли воспринимается единым. По крайней мере, для Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма даже создавали отдельные министерства. Для Сибири — никогда. Поэтому нужно объединять усилия, считает полпред президента Сергей Меняйло.

— Сибирь мы сможем рассматривать как центр экономического развития, если мы сможем раскрыть её потенциал. Основа потенциала — это передовые технологии комплексного развития территории, — говорит Меняйло. — Это богатый, но нереализованный ресурсный потенциал: энергетика, сельское хозяйство, транспорт, туризм. Это сама география сибирских регионов, которая даёт энергетический и транспортный потенциал. Кроме того, мы находимся географически в таком положении, которое может связать и запад, и восток.

Сибири нужна единая стратегия развития, которой были бы подчинены не только аналогичные документы и программы регионов, но и муниципалитетов, корпораций, считает полпред. О необходимости синхронизировать развитие говорит и глава Хакасии Виктор Зимин. Республика готова шагнуть вперёд, но может упереться в инфраструктурные проблемы.

— Мы уже сейчас приросли в добыче угля на три миллиона тонн, а через пять лет ждём прироста в 30 миллионов тонн, — рассказывает Зимин. — О чём это говорит? О том, что через полтора года на Транссибе случится транспортный коллапс. И здесь я беру только узкий участок того прироста, который планируется. Сейчас каждый регион по-своему развивается, но надо объединить нас, создать структуру, которая будет координировать усилия. Общая экономика должна быть, не нужно создавать на одно пшеничное поле две мельницы. Как можно спланировать развитие транспортных коридоров, энергомостов, если мы не знаем, что происходит рядом и что произойдёт через пять-семь лет?

Сейчас структуры, которая бы курировала развитие макрорегиона в целом, фактически нет. Ассоциация «Сибирское соглашение» не имеет политических полномочий и лоббистского аппарата, поэтому занимается пока созданием различных обобщающих документов — из последних это каталог продукции, выпускаемой на севере округа. В Красноярске на форуме звучало несколько вариантов такой структуры: агентство, корпорация, министерство по развитию Сибири. Виктор Зимин высказывался за то, что у СФО должен быть свой федеральный министр и вице-премьер, потому что информацию в Москву нужно нести не «каждому губернатору в отдельности».

Дружить с «соседями»

Логическим продолжением обсуждения новой концепции стал круглый стол по «Новой экономической географии». Она тоже предполагает комплексный подход к развитию регионов и тесное взаимодействие властей, но представляет ситуацию с несколько другой стороны — а именно с позиции федеральных властей. Директор Центра экономики Севера и Арктики при Минэкономразвития Александр Пилясов считает, что кооперация регионов при реализации крупных проектов может стать весомым аргументом для Москвы при выделении финансирования.

— Объединение соседних регионов может превратиться в совершенно другой инструмент, если федеральный центр из Минфина будет давать деньги на договороспособность, на способность к сотрудничеству, — говорит Александр Пилясов. — Вы получите деньги, только когда продемонстрируете, что способны организовывать совместные проекты. Если вы не способны, значит всё, гуляйте, вы будете без денег.

Сотрудничество регионов позволит территории Сибири быть более привлекательной для инвесторов, говорит управляющий партнёр «Леонтьевского центра» Алексей Крыловский. Компания разработала стратегии развития для субъектов центральной части страны по заказу региональных властей, и опыт говорит о том, что объединение усилий даёт как внешний, так и внутренний мультипликативный эффект.

— Внутри своих границ региону не хватит населения, инвестиций, технологий для опережающего экономического роста, — объясняет Алексей Крыловский. — Соответственно, нужно вовлекать человеческие ресурсы из соседних регионов, привлекать их эффективными рабочими местами. Соседи, в свою очередь, будут инициировать свои аналогичные проекты. Кроме того, каждый регион в отдельности сегодня не сможет создать систему поддержки экспорта на одном высоком качественном уровне.

Идея проста. Крупному инвестору — а для качественных изменений сейчас нужен именно большой капитал — явно будет привлекательнее территория с 20 миллионами населения, живущими пусть и в соседних регионах, но рядом, чем один субъект с 3-5 миллионами жителей. Такие региональные кооперации называются «полюсами роста». Аналогичные формации есть в Приволжском федеральном округе (Татарстан) и в Южном (Краснодарский край). Вряд ли Алтайский край с подчёркнуто аграрной экономикой может возглавить этот полюс, но стать составной частью — вполне.

В общем, в современных реалиях без взаимодействия регионам желаемого роста экономики уже вряд ли удастся добиться. К тому же, ещё возникают курьёзные случаи, когда на границе регионов один субъект строит туристический комплекс, а другой — цементный завод. А ведь могли бы договориться и всем было бы хорошо. 

Читать tolknews.ru в

Лента новостей

Реклама: ООО СЗ «ВиСКью» ИНН: ИНН 2224188899 Токен: LjN8Ju18L