Отголоски американских выборов: сможет ли повлиять избрание Трампа президентом США на жизнь в Алтайском крае?

Президентские выборы в США 2016 года стали уже 58-ми за всю историю страны. Вокруг возможных результатов политических кампаний выдвиженцев велось множество споров. В итоге победа Трампа стала резонансным событием в жизни не только американского общества, но и всего мира. Вот и наши эксперты  пытаются заглянуть в будущее: как повлияют результаты выборов в США на жизнь в России, например. А на радио «Комсомольская правда» - Барнаул» задались вопросом, смогут ли повлиять американские выборы на жизнь в Алтайском крае? Как связаны Дональд Трамп и бывший губернатор Михаил Евдокимов? Ждет ли нас волна беженцев из Китая? На эти и другие вопросы постарались ответить гости программы «Тема дня» общественник и глава Сибирского сельсовета Олег Боронин, руководитель регионального антикоррупционного центра Станислав Андрейчук, писатель, поэт, журналист и философ Михаил Гундарин, президент Алтайской торгово-промышленной палаты Борис Чесноков, редактор журнала «Алтайская стройка» Константин Ганов, а также «Веселый молочник» Джастас Уолкер.

Станислав Андрейчук: Я думаю, избрание Дональда Трампа президентом США никак не отразится на жизни Алтайского края. Отразиться могло бы, если бы были подвижки по санкциям. Это бы касалось всей России и в том числе Алтайского края. Я не думаю, что там будут какие-то серьезные перемены. Ожидать, что на Алтайском крае отразится избрание президента США, мне кажется, несколько оптимистично.

Прошедшие в США выборы очень отличаются от того, что мы привыкли видеть в России и у нас в Алтайском крае. Отличается политическая, избирательная системы. Очень жесткая конкуренция буквально до последних минут не понятно кто победит. Это показывает, что действительно избирательная система политически нейтральна и выиграть может любой кандидат, как пользующийся каким-то содействием со стороны Белого дома, так и идущего против него. Что поражает, так это очень высокий уровень политической культуры у самих граждан. Практически все агитаторы, которые работали на выборах, работали как волонтеры – не получали оплаты. Более того, люди жертвовали деньги в избирательные фонды кандидатов. Более 700 миллионов пожертвований. Это гарантирует устойчивость этой системы, то, что там не будет фальсификаций, серьезных нарушений, искажения результатов. Именно потому, что граждане очень сильно вовлечены в это все.

Михаил Гундарин: Восторги господина Андрейчука по поводу Америки вполне понятны и объяснимы. У него «работа» такая – убеждение, и он имеет на это право. Я думаю, если бы победила Клинтон, он также бы и хвалил. Сами американцы в отличии от Андрейчукасвою систему жестко критикуют. И в самом деле, если считать по голосам, то Трамп проиграл значительное количество голосов. Если бы считалось по рядовым избирателям, но по выборщикам он победил. Эта система была внедрена в 1787 году и, конечно, несколько устарела. Многие говорят о ее явной несправедливости. Это с одной стороны. С другой стороны мне вспоминается другое время и другой кандидат – Михаил Сергеевич Евдокимов. Если уж говорить о Трампе и Алтайском крае, и Трампе как о несистемном человеке, не углубляться в его специфику американскую. Мы видим, что у нас были выборы, на которых победил несистемный кандидат. В этом плане победа несистемного кандидата там, где, казалось бы, системно много раз, заставляет задуматься, возможно ли у нас такое. Я считаю, да, возможно.

- Складывается такое впечатление, что люди голосовали не «за», а «против» второго кандидата. Есть ли аналогии с Алтайским краем?

М.Г.: Люди отрицали не самого кандидата, а то, что за ним стоит. Тогда за действующим губернатором Суриковым стояла система, которой люди были недовольны. Я на тех выборах работал на команду Сурикова, так что могу быть объективным. Мы проиграли народу по-честному. Условно говоря, будь я Трампом или Евдокимовым, как бы я построил свою кампанию? Вполне очевидно, что на критике, на отрицании определенной системы.

Олег Боронин: Я бы хотел обратить внимание, что обычно в России обсуждают проблематику, с которой шел Трамп на выборы, с точки зрения его внешнеполитических перспектив. Но мало кто обращает внимание, что было голосование скорее «против», чем «за». Трамп поднял пласт серьезных социально-экономических проблем. Трамп заговорил о деградации реального сектора экономики США и предложил меры, которые были бы направлены на то, чтобы эту экономику поднять с колен, как бы странно это не звучало по отношению к Соединенным Штатам. И одной из мер, которые могут быть реально применены в определенных обстоятельствах, это протекционистская политика. Она может привести к закрытию американского рынка от внешних товаров. И здесь мы видим проблему Китая, который является основным торговым партнером Соединенных Штатов.

Одна из констант, с которым шел Трамп на выборы, это поднять планку ввозных пошлин на китайские товары до 45 процентов. Такой шаг, если он будет сделан резко, может привести Китай к серьезному социально-экономическому кризису. Последствием такого кризиса вполне вероятно могут быть социальные потрясения в этой стране. Такие потрясения история Китай переживала неоднократно. Это гражданские социальные «взрывы», обострение проблемы сепаратизма – это Синьцзян-Уйгурский автономный район, который фактически наш сосед. И наконец, в сложных социально-экономических условиях может изменить политику китайского руководства, которое может попытаться перенаправить внутреннее социальное напряжение во вне, перейти к агрессивной политике и пусть не очень вероятно, но может в перспективе возникнуть ситуация, когда Алтай может оказаться в зоне недобрых внешнеполитических интересов КНР с одной стороны. С другой стороны, на Алтае и в Средней Азии могут появиться китайские беженцы. Это нужно понимать и с этим что-то делать. Когда Китай в 20-30-е годы 20 столетия переживал период государственно дестабилизации, в Сибири было немало переселенцев-беженцев из Китая и даже в Барнауле имела место достаточно серьезная китайская диаспора. Потом в годы репрессий они куда-то отсюда исчезли, до конца не понятно, куда именно. Так или иначе, все это не новая страница истории Алтайского края.

Не стоит забывать, что на академическом уровне в Китае полагают, что вся территория Алтая – это в свое время утраченная ими территория. И академическая граница Китая проходит по реке Иня в Новосибирской области. Я отнюдь не нагнетаю настроение, но считаю, что эксперты должны иметь это ввиду.

М.Г.: Я хочу вернуться в возможным внутриполитическим изменениям. Когда победил Трамп,  прошло «рыдание» среди так называемых либералов. Как их оплот, светоч, их Америка сошла с ума! В свое время, когда Россия проголосовала за Жириновского в начале 90-х, кто-то из публицистов написал «Россия, ты сошла с ума», мол, не тех выбрала. Говорят, что Трампу помог выбраться Путин, но больше в переносном смысле. Я думаю, стоит ожидать какого-то поворота в сторону авторитаризма. То, что происходит у нас в «верхах», многие эксперты связывают с тем, что усиливается силовая антилиберальная линия. Если говорить по стране, то это докатится и до нас. Мы не отсидимся, мы не за китайской стеной. Что касается реальной экономики, в крае есть над чем работать. Виртуальная экономика, экономика торговых центров, которых у нас много, это, наверное, для кого-то хорошо, но бесперспективно. И промпроизводство, которое у нас находится в плачевном состоянии, так называемый реальный сектор. Все говорят, зачем нам реальный сектор? Посмотрите на Америку. А там как раз и идет волна против виртуальной экономики.

Борис Чесноков, президент Алтайской торгово-промышленной палаты: Насколько я владею статистикой по поставкам нашей продукции на рынок США, избрание Трампа никак не сказалось на наших поставщиках. Я знаю, что многие наши предприятия потерпели или почувствовали ограничения по приобретению высокотехнологического оборудования от поставщиков из Европейского союза. Безусловно, Евросоюз, выдвигая санкции в отношении России, следовал в фарватере политики, которая провозглашалась США. Я надеюсь, что произойдут позитивные изменения в отношения между Россией и США, что повлияет на экономическую ситуацию и во всей стране и в Алтайском крае. Хотя должен отметить, что Алтайский край не столь зависим в экономическом развитии от нефти и газа, и, может быть, есть определенные плюсы от тех санкций об ограничении импортных поставок продуктов питания на российский рынок. Спрос на продукцию перерабатывающей промышленности и сельхозпродукты возрастает и не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. В том же Китае, с которым в прошлом году было подписано разрешение на поставку зерна из РФ на китайский рынок. Все очень взаимосвязано. Если какие-то изменения произойдут, то только в течении года-трех.

О.Б.: Я бы не стал сравнивать торгово-экономические отношения России и Алтайского края, в том числе с Китаем и отношения Китая с США. Это совершенно разные весовые категории. Что касается торговых отношений Китая и Алтайского края, то здесь все еще больше в перспективе, чем в реальной плоскости. Там есть много нюансов, которые зависят от принимаемых решений на китайском и российском уровнях. О каком-то замещении торговых отношений между Китаем, США и Россией говорить не приходится. В том числе и в аспекте того, что Россия смогла бы заместить емкий американский рынок для промышленной продукции со стороны Китая. Нам это и не нужно. Нам есть что поднимать с колен и развивать дальше у себя.

Джастас Уолкер, «Веселый молочник»: Я думаю, выборы президента США не особо повлияют на сельское хозяйство России. Понятно, что если бы там выбрали Клинтон, то появились бы гарантии на то, что сельхоз санкции никогда не отменятся, продолжение всех тех же самых тенденций. Трамп сможет договориться с Россией. Сельское хозяйство в Алтайском крае больше зависит от федеральных законов страны, чем от выборов какого-то американского президента. Возможность фермера купить землю, построить дом и там прописаться – это важнее выборов в США. Если мы говорим о том, что хотим видеть в нашей стране иностранных фермеров и их инвестиции, то должны быть лояльные законы для иностранцев. Например, возможность для иностранца купить земельный участок и построить свою ферму. Был бы такой закон в России, который бы разрешал иностранцам покупать землю, то у нас был бы приток иностранных фермеров в том числе и американцев.

О.Б.: Я думаю, что мы еще не готовы ни в экономическом, ни в культурном плане к тому, чтобы предоставить иностранцам возможность покупать в собственность землю. То, что касается аренды и прописки на своем участке, то я как глава сельского поселения убеждаю - особых проблем нет. Все это выдумки. Приезжайте, товарищи американцы. Если вы примете российское гражданство, то вы сможете в соответствии с существующим законодательством на аукционе приобрести землю. Приезжайте к нам в поселок Сибирский Первомайского района, пожалуйста.

Скажу как историк, Россия, начиная с допетровских времен, имела большой опыт привлечения иностранцев в разные сферы жизни. Но все они приезжали служить нашему государю.

Константин Ганов, редактор журнала «Алтайская стройка»: Обычно с избранием Трампа связывают надежды об отмене санкций. Санкции абсолютно никак не сказались на Алтайском крае. Все ждали новый толчок для сельского хозяйства, но этого не произошло. Значит и отмена санкций никак не отразится. Нам говорили о том, что перестанут завозить в Алтайский край санкционные сыры, но в итоге их же и везут из Белоруссии, они стали дороже. Еще, например, у нас появились казахстанские ананасы. В промышленность основная часть станков иностранного производства. Здесь, возможно, кто-то вздохнет спокойно, потому что цены на комплектующие могут упасть. В политической части станет веселее. Многие сравнивают Трампа с Жириновским, но, к сожалению, барнаульского Жириновского на активном политическом поле края уже нет, это Андрей Щукин, поэтому вряд ли здесь появится что-то интересное. С точки зрения культуры могут быть изменения, если все-таки будет происходить сближение курсов России и Америки, то вполне возможно, что в этом или в следующем году в Барнауле начнутся дни культуры США.

Фото: bbc.com. 

Читать tolknews.ru в

Лента новостей