Управлять заманчиво: каким должен быть чиновник и что привлекает соискателей в госслужбе?

Согласно данным опросов, самыми удачными местами работы россияне считают органы госуправления и силовые структуры. Стремится попасть на госслужбу чуть ли не каждый пятый, причем в последние годы большинство желающих - молодежь. Каким должен быть чиновник и что привлекает соискателей в госслужбе?

Тяга к чиновничеству

Интерес к госслужбе очевиден, подтверждает начальник кадрового департамента администрации Алтайского края Игорь Гниденко. Количество желающих на некоторые должности иногда напоминает конкурс на бюджетное место в престижный вуз.

«25 августа текущего года проходил конкурс в Главном управлении строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на замещение вакантной должности главного специалиста одного из отделов управления. По информации Главного управления для участия в конкурсе подали документы 11 человек, победителем был признан один человек, а шесть - были включены в кадровый резерв», - рассказал Гниденко.

Однако глава департамента отмечает, что такой интерес отмечается не по всем направлениям.

К слову, тяга к чиновничеству относительно новый тренд. По словам депутата Алтайского Заксобрания Виталия Сафронова, долгое время работавшего в партийном аппарате КПСС, раньше такого рвения работать во власти не наблюдалось.

«Я, будучи первым секретарем крайкома партии, получал 350 рублей. В то время у директоров заводов и предприятий зарплата была в два раза выше. Говорят, в советское время коррупция была, но это было исключительное явление. Ответственность была величайшая, работали добросовестно, а не так как сегодня: уже в пять часов не найдешь никого. Чиновник себя чувствовал зависимым от обстановки. Сегодня не так, сегодня чиновник вольный человек, главный класс общества. Конечно, не все госслужащие злоумышленники и коррупционеры, но благодаря «лучшим» их представителям такой имидж у них сложился», - считает Сафронов.

По мнению депутата, сейчас одна из основных мотиваций для работы в госслужбе, не самая большая, но все же стабильная зарплата.

По данным Росстата, зарплата в Алтайском крае у гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года оказалась самой скромной среди регионов Сибири. Более обеспеченными оказались чиновники в Республике Тыва, Красноярском крае и Иркутской области.

Алтайские чиновники из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в среднем получали в 2014 году 31 тыс. 759 руб. – при этом за год их зарплата выросла на 12,9%. А вот средняя зарплата их коллег по Сибири составила 38 тыс. 857 рублей.

У краевых чиновников средняя зарплата по итогам прошлого года составила 37 тыс. 302 руб. (рост за год – 7%). При этом их коллеги в среднем по Сибири получали 45 тыс. 874 руб.

Несколько иначе обстоит ситуация с работниками органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями – в Алтайском крае они в среднем получали 19 тыс. 941 руб. при средней зарплате по Сибири в 31 тыс. 123 руб. Их заработная плата в крае выросла за год на 9,4%.

Однако, по мнению Сафронова и других экспертов, главная мотивация - это какая-никакая власть, которая есть даже у мелкого клерка. По мнению же начальника кадрового департамента администрации края Игоря Гниденко, цели преследуются гораздо более высокие.

«Основной мотивацией при поступлении на государственную службу является служение обществу, защита законных интересов граждан», - уверен Гниденко.

Согласно опросам ВЦИОМ, главные требования к госслужащему в России носят моральный характер - честность и некоррумпированность, а также доброта к людям. Критерии профессионализма и действий строго в рамках закона – не в чести.

По мнению Игоря Гниденко, идеальный гражданский служащий должен обладать высокими профессиональными качествами, гражданственностью, патриотическим самосознанием, быть честным, ответственным и трудолюбивым.

«Сухость и холодность не самые хорошие качества для гражданских служащих. Мы стараемся вырабатывать определенные критерии для госслужащих. Есть такой этап как аттестация, где некоторые должны для себя такую маленькую революцию совершить. Потому что пришел на гражданскую службу – соответствуй. Мы не стесняемся говорить людям правду», - рассказал руководитель департамента.

Кадровый вопрос

В апреле 2015 года Росстат обнародовал данные о численности работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года. Выяснилось, что в Алтайском крае количество чиновников составило 16 тыс. 387 человек.

В нашем регионе укомплектованность штата чиновников в зависимости от ведомств варьирует от 91,9% до 95,8%. Это примерно на уровне средних показателей по Сибири.

Что касается территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, то здесь укомплектованность составляет 91,9% — всего в данных ведомствах трудятся 7 тыс. 255 человек.

В органах исполнительной власти региона работают 2 тыс. 326 человек – укомплектованность штата достигает 94,9%. Укомплектованность штата органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями составляет 95,8% (или 6 тыс. 806 человек).

Несмотря на то, что желающих работать чиновниками не мало, кадровый вопрос в этой сфере стоит очень остро. В муниципалитетах, органах власти формируется специальный кадровый резерв. В случае появления вакантной должности, в первую очередь рассматривается именно этот список. Но списки резервистов не всегда помогают.

«Чаще всего особенно острая востребованность возникает на уровне муниципалитетов, однако в этом случае резервы нам не всегда помогают, так как, к сожалению, иногда они сформированы формально», - рассказал Игорь Гниденко.

По мнению Виталия Сафронова, всему виной неграмотная кадровая политика.

«Сейчас честному человеку во власти вырасти сложнее. Нет четкой кадровой политики. Все решают связи. Раньше цепочка была более прозрачной. На мой взгляд, из-за отсутствия четких критериев кадровой политики, складывается неквалифицированный класс управленцев, которые еще «у станка не постояли», а рвутся в чиновники. Вот и выращиваем плохих управленцев. Говорят умно, а решения принимать не могут», - считает депутат.

Где учат на чиновников?

В Барнауле подготовкой будущих управленцев занимаются в Алтайском госуниверситете, в политехе, а также в Алтайском филиале Президентской академии. В вузах признают, что направление традиционно считается одним из самых востребованных среди абитуриентов.

К примеру, в 2015 году почти 40% абитуриентов Президентской академии подали заявления именно на направление государственное и муниципальное управление (ГМУ).

«Привлекает само слово – управление. Управлять всегда заманчиво. Когда я вела пары у первокурсников, то всегда им задавала вопрос: «Почему вас привлекает эта специальность?». На моей практике, в опроснике только один студент написал: «Иное». А остальные все пишут: хочу управлять людьми. И вот следующие четыре года мы стараемся до студентов донести, что госслужба – это не управление людьми, а служение обществу, государству», - рассказала заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Наталья Ломова.

Основными на направлении ГМУ, кроме базовых экономических и юридических дисциплин, являются предметы, связанные с административным управлением, делопроизводством.

По словам Натальи Ломовой, более 65% их выпускников устраиваются по специальности.

«В основном выпускники идут на муниципальную службу. Все-таки чтобы попасть на госслужбу, нужно в муниципалитетах «обкататься», научиться работать. Но я бы не сказала, что найти работу по специальности нашим выпускникам сложно. Некоторых приглашают постажироваться уже после учебной практики», - рассказала завкафедрой.

Эксперты отмечают, что чиновникам не обязательно иметь профильное «управленческое» образование. По словам Игоря Гниденко, лучше, чтобы у чиновника было не одно образование. Наличие второго диплома и постоянное повышение квалификации, по его мнению, способствует успешному продвижению по службе.

Прием кандидатов на гражданскую службу проводится по итогам конкурса. «Лично я, принимая участие в заседании конкурсной комиссии, обращаю внимание на профессионализм, компетентность, активную жизненную позицию кандидатов», - рассказал Игорь Гниденко.

Владилен Волков, руководитель аппарата Общественной палаты края

- Поступая на государственную или муниципальную службу, нужно быть готовым к большой ответственности и работе с людьми. Важно, чтобы люди хотели не управлять, а решать те проблемы, которые заложены в его профессиональные обязанности.

Стелла Штань, депутат АКЗС

-  Я сама долгое время проработала чиновником и очень этим горжусь. Госслужащий должен уметь брать на себя ответственность. Я всегда критиковала тех муниципальных служащих, которые пытались затянуть какие-то вопросы, а потом их на кого-нибудь свалить. Считаю, что чиновник должен искать варианты решения, а не торопиться сказать: «Не положено». 

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей