Село с интересным названием Тондошка находится в Турочакском районе Республики Алтай и за умиротворяющими пейзажами сельских просторов таит удивительные успехи и трагичные события прошлого
Село с необычным названием Тондошка, расположенное в 20 км от райцентра Турочакского района, было основано в далеком 1726 году. Именно с того момента началось освоение соседних территорий. Местный житель, краевед и учитель истории Иван Черлояков провел фотокорреспондента нашего издания по знаковым местам поселения и поделился некоторыми интересными фактами, которые позволяют говорить о том, что Тондошка действительно уникальный населенный пункт.
Предание об основании села
Учитель истории и обществознания Иван Черлояков работает в Тондошенской школе вот уже почти 30 лет. Родился он в селе Турочак, а в 1987 году вместе с родителями переехал на их родину, в Тондошку.
"По местным преданиям, Тондошка была основана двумя монахами, которые бежали из Кузнецка от преследования. Видимо, они были старообрядцами, раскольниками. Местный тубаларский род принял их, и позднее монахи поставили здесь кельи и часовни", – рассказал краевед.
На тот момент больших поселений здесь не было. По тайге были разбросаны отдельные аилы, где проживало всего несколько семей. При этом местное население в лице тубаларов время от времени менялось. В период урожая они скапливались в наиболее урожайных местах. Монахи же изначально вели оседлый образ жизни.
Пик развития и упадок
Период с конца XIX по начало XX века стал рубежом бурного развития села.
"Численность населения увеличивается. Переселенцы из Центральной России, с Урала прибывают сюда. Семья Григория Русинова, члены которой сначала были казаками, а потом откупились от своего сословия, чтобы заниматься торговлей, став бийскими купцами, открыли здесь свою факторию", – рассказывает Иван Черлояков.
Так село превратилось в центр всей округи по кустарной промышленности: из восьми предприятий семь приходилось на Тондошку. На территории поселения функционировали кузницы, кожевня, маслобойня, лесопилка и мельницы. А сливочное масло, произведенное здесь, вывозили и в Бийск, и даже на экспорт за границу.
Однако, как мы можем видеть сегодня, Тондошка не стала центральным растущим поселением района. В 1864 году, как миссионерское селение, поблизости зарождается село Турочак, и вся активная жизнь перемещается туда.
"Это загадка, почему те, кто прибыл вместе с Русиновым, как предприниматели, это Фирсовы, Клевакины, Киселевы, Поповы, Титовы, Титановы и многие другие, после революции и Гражданской войны переезжают в Турочак", – отметил собеседник.
По одной из версий, они не желали вступать в колхоз. Кто-то ушел в лесхоз, кто-то в административную работу. А сам Русинов, когда начались все эти события, перебрался на Телецкое озеро.
Годы Гражданской войны
Ключевые люди, задействованные в развитии этой земли, покинули Тондошку, а само село разделилось на два лагеря: часть жителей была за белых, а часть – за красных.
С введением всеобщего продналога, не только на русских переселенцев и крестьян, но и на тубаларов с кумандинцами, в Тондошке появляется банда под именем "Карги" или же "Кабарги". Группировка получила такое прозвище за свою неуловимость, ведь слово "карга" обозначает "ворона" на шорском языке, а "кабарга" – это местное прителецкое животное. Часть села поддерживала банду, и она действовала до тех пор, пока в Турочак не пришли чоновцы (части особого назначения).
Согласно сохранившимся записям, Тондошка несколько раз переходила из рук в руки. Бои были ожесточенные. По воспоминаниям одной из местных жительниц, с которой довелось побеседовать Ивану Черлоякову, в то время детские люльки, подвешенные к потолку, подпрыгивали и качались от разрывов.
Современность
По официальным данным, на данный момент в Тондошке прописано всего 289 человек. Село является центром Тондошенского сельского поселения. Именно здесь располагается сельская администрация, а также проживает глава поселения.
В основном местные жители занимаются заготовкой леса и разведением скота. В последнее время набирает особую популярность разведение лошадей. Кто-то промышляет охотой в качестве дополнения к основному доходу. Также жители выезжают на сезонные заготовки кедровых орехов и колбы (черемши). Единицы уезжают работать на вахту.
На сегодняшний день больше половины населения Тондошки относит себя к коренным малочисленным народам. Но на первом месте все же, по словам Ивана Черлоякова, стоят тубаларские роды. Также среди жителей встречаются кумандинцы и челканцы.