На днях в Москве прошел форум креативного бизнеса, на котором эксперты обсуждали, как извлечь выгоду из прошлого городов
Будущее Барнаула во многом зависит от креативной экономики. Именно к внедрению такой модели роста призывает сегодня правительство России власти на местах. Возможно ли это сделать на примере исторического центра Барнаула? Чего ему не хватает для привлечения туристов и инвесторов и какую идею продвигают архитекторы для развития туркластера города?
Вакханалию подшофе на улице с громким названием Барнаульский Арбат увидели сотни тысяч соотечественников в социальных сетях минувшим летом. Вся страна видела и другое – смертельную драку, которая произошла здесь.
"Сейчас все это арт-пространство потихоньку умирает, сюда подтягиваются какие-то маргинальные сегменты", – говорит об "Арбате" блогер Олег Ушаков.
Вот уже три года Мало-Тобольская – пешеходная улица. В создание витрины города вложили сотни миллионов рублей. Она должна была стать культурным брендом и местом притяжения туристов и инвесторов. Но пока здесь только точки общепита и не вписывающиеся в концепцию исторического центра магазины.
"Не хватает инфраструктуры. Все, что есть, – кафе. Маловато, я думаю";
"Она как бы безлюдная, много пафоса. Как в кино декорации – искусственное";
"Может, какие-нибудь картинги, что-нибудь веселенькое [сделать]", – говорят горожане.
А между тем творческая группа архитекторов, урбанистов и маркетологов из Барнаула работает над проектом "Купеческий квартал". Его цель – возродить историческое наследие города и монетизировать его, как это делают во всех продвинутых городах и странах. Один из пунктов проекта – реконструкция одной из старейших городских улиц – Льва Толстого.
"Очень обидно, что улица проездная, а не для гуляния, не для того, чтобы рассматривать эту архитектуру. Она сохранилась, а если еще и отреставрировать…", – отмечает архитектор, автор идеи проекта "Купеческий квартал" Александр Деринг.
По его мнению, Льва Толстого тоже должна стать пешеходной, усилив тем самым Мало-Тобольскую. Визуального проекта единого пешеходного пространства пока нет – инициативная группа сначала формирует пул арендаторов, которые захотят сюда зайти.
Сейчас на улице Льва Толстого торгуют обоями, культиваторами и… памятниками – вряд ли туристу, да и обычным горожанам захочется гулять и натыкаться на символику смерти. Нынешних бизнесменов выгонять, конечно, никто не собирается. Но не исключено, что многим из них, чтобы вписаться в новое культурное пространство, придется сменить профиль деятельности.
"Вообще, тема достаточно тяжелая, у людей был поток [клиентов], и тут все случилось внезапно. Их тоже можно понять. Мы готовы заходить – есть положительный и отрицательный эффект, но должны понять, что по-прежнему уже не будет", – отмечает эксперт по маркетингу Светлана Решетникова.
Некоторые бизнесмены уже успели оценить все преимущества от точки на исторической линии.
"[Это] один из центров притяжения для туристов. В дальнейшем [планирует] строительство мини-отеля – тоже это историческое здание, мы уже подготовили проект", –рассказывает ресторатор Анатолий Овчинников.
Историческим зданиям нужны инвесторы, подчеркивают маркетологи. Только тогда они заиграют новыми красками и станут привлекательны для туристов. А инвесторам нужны гарантии, что вложения окупятся. Инициативная группа готова всячески помогать бизнесу.
"[Окажем] методологическую поддержку, помощь с грантами, поможем наладить взаимоотношения с инвесторами. За семь лет – создать структуру, которая будет помогать [бизнесу] вставать на ноги", – объясняет Решетникова.
Но работы инициативной группы в этом плане недостаточно – так, до сих пор нет желающих приобрести торговый дом Сухова, который мог стать символом города.
Казалось бы, подарок – историческое здание за один рубль. Но приобретая его, собственник взваливает на себя большое бремя. Он будет обязан разработать проект, провести дорогостоящую реконструкцию, которая потребует не только много денег, но и времени. По словам бизнесменов, чего стоит согласовать лишь проект исторического объекта – их "зарубают" пачками".
Диалог с властью выстраивать сложнее всего, подчеркивает общественник Ушаков. В прошлом году он с трудом выбил разрешение на проведение праздника на барнаульском Арбате. Тогда посмотреть на музыкантов и выступления творческих коллективов пришли сотни человек.
"Три недели срок согласования, может и погода испортиться… Наверное, бюрократическая машина [так] работает", – объясняет блогер.
Между тем руководство городов к открытому и равному диалогу с общественностью все активнее призывают на самом высоком уровне.
"Для представителя власти должно быть – поменьше рот, побольше уши. Взаимодействие государства с креативными индустриями очень подходит", – заявил замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко на форуме креативной экономики в сентябре.
Только выстраивая равноправный диалог между властью, творческими людьми и общественниками, можно преобразовать города, районы, улицы – то есть сделать их не только привлекательными, но и прибыльными. Пока же в туркластере остается наслаждаться крайне редкими импровизированными выступлениями.