В то же время сами вузы тоже во многом ждут – как будет развиваться ситуация с пандемией. Ведь совсем скоро будет ровно год, как на Россию обрушилась первая волна пандемии
С 8 февраля российские вузы по распоряжению министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова должны вернуться на полноценный формат обучения.
Студентка второго курса "политеха" Полина Вострикова говорит, что ждет не дождется, когда можно будет снова учиться очно. Предыдущий семестр прошел в смешанном формате: лекции удаленно, и только для практик и лабораторных надо было приезжать в вуз. Теперь можно будет чаще встречаться с сокурсниками, да и учеба идет лучше, когда лично общаешься с преподавателями. Говорит: в заочном обучении были и минусы, и плюсы.
"В дистанционном формате, пока ты дождешься по компьютеру, что тебе объяснят, сеть пропадет. Но если придется снова уйти в удаленный формат, мы будем больше к этому готовы, чем год назад", – говорит она.
Профессор Сергей Леонов – из тех, про кого говорят "65 плюс". То, что ковид – угроза реальная, знает не понаслышке: сам переболел. Но уверен: возвращаться полностью необходимо. По его наблюдениям, успеваемость студентов, особенно первых курсов, сильно просела за время дистанта. Особенно в первые месяцы, когда использовали простейшие методы обучения типа электронной почты. Яркий пример – общение с не самым усердным студентом.
"Он прислал мне записку - один день. Я прочитал, спрашиваю, зачем она мне. Он мне отвечает: там есть размерный анализ. Отвечаю: там нет размерного анализа. А он у меня спрашивает: "И что мне теперь делать". Я ему отвечаю: "Делай размерный анализ". На это ушло шесть дней", – говорит он.
А при очном обучении на это ушло бы шесть минут. Хотя с тех пор педагоги смогли отработать и более совершенные методы типа онлайн-конференций, Сергей Леонов надеется, что возврата на полный дистант уже не будет.
Ректор АлтГТУ Андрей Марков говорит: хотя опасность пандемии всё еще существует, приказ министерства – это святое. И сейчас ждет от краевого Роспотребнадзора четких указаний, как обеспечить безопасность учебного процесса. Всё, что требуется от вуза, уже предприняли.
"Будет использован так называемый смешанный режим: все практические занятия будут вести в очном режиме, а лекции в больших потоках мы будем разделять", – говорит он.
Марков уверяет: аудиторий для этого хватит. Преподаватели старшего возраста при этом могут так же работать удалённо: хотя, по опыту, они сами "рвутся в бой".
В целом наименьшие потрясения от прыжков "очное обучение – удаленка – обратно" получили вузы, которые заранее отработали технологии удаленного обучения, не только лекций, но и практикумов.
"Можно организовать занятие таким образом, что часть аудитории находится очно, часть дистанционно. У нас компьютеры, все есть, формат чата, общение", – говорит замдиректора по учебной работе Алтайского филиала РАНХиГС Татьяна Кайгородова.
При этом ряд проблем остается. Например, студенты продолжают болеть ковидом. Проректор по учебной работе педуниверситета Аркадий Контев говорит: в "педе" сейчас на карантине несколько групп – а значит, останутся на дистанте.
Но главная головная боль – иностранные студенты. Из таких стран, как Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, довольно сложно и легально приехать, и перевести деньги за обучение. Но главное – без очного обучения во многом теряется сам смысл их образования.
"Они даже не могут окунуться в ту среду, ради которой они поступали. Ведь они поступали, чтобы окунуться в культуру, нашу традицию образовательную", – говорит Контев.
В то же время сами вузы тоже во многом ждут – как будет развиваться ситуация с пандемией. Ведь совсем скоро будет ровно год, как на Россию обрушилась первая волна пандемии: а вдруг повторится? Возможно, поэтому большая часть федерального приказа о возврате на очное обучение посвящена мерам безопасности. А вузам рекомендовали не расслабляться и при первой опасности быть готовыми снова вернуться на "удалёнку"
Ранее "Толк" писал, что Минобрнауки разрешило вузам вернуться к очному обучению с 8 февраля.