На прошлой неделе дожди были такой силы, что целые улицы в Барнауле уходили под воду, машины тонули, а владельцы летних веранд едва не попрощались с бизнесом из-за разгула стихии
Улица Мало-Тобольская в Барнауле – местоположение, с одной стороны, удачное – это исторический центр города, неподалеку бежит река Обь, но, с другой стороны, пешеходная зона находится в низине и после ливней ее заполняет, словно чашу.
19 августа на краевую столицу обрушился мощнейший ливень – менее, чем за час, выпала почти месячная норма осадков. Всего за сорок минут пешеходная зона ушла под воду, а с ней – кафе и летние веранды.
На компенсацию от властей бизнесмены, чьи точки пострадали, и не рассчитывают, они лишь просят увеличить пропускную способность ливневой канализации в этом месте, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем.
"Наверное, это все будет повторяться каждый год. Если не будет предприняты меры по увеличение пропускной способности ливневой канализации. Мы уже задумываемся, как вести бизнес в этой точке, потому что неизвестно, что будет в следующий раз. Вода затекла и внутрь самого заведения. Мы ее вычерпывали дня два", – рассказал один из предпринимателей.
В мэрии города уже прокомментировали ситуацию.
"Улица Мало-Тобольская – это нижняя точка относительно площади Октября. Весь водосбор сначала заполнил всю подземную ливневую канализацию, а потом пошел по верху. Поэтому проблема не плохого участка, а в том, что вся система получила нагрузку, превышающие свою пропускную способность", – пояснил зампредседателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула Иван Гармат.
Ливневые канализации в Барнауле построили больше полувека назад, но, несмотря на свой преклонный возраст, с задачей своей ливневки, в принципе, справляются, говорят чиновники. Исключение – мощные дожди. На такие "залповые" осадки ливневки все-таки не рассчитаны.
"Основная часть ливневых канализаций строилась в 60-80-е годы при Советском союзе. Тогда никто не мог рассчитывать на такой объём поверхностных стоков. Почему стоков сейчас стало больше? Дело в том, что на сегодня застройка города стала гораздо плотнее, гораздо больше площади покрытий – нет открытого грунта, который бы забирал часть верхних вод. Естественно, нагрузка возрастает, площадь водосбора увеличивается и случаются такие ситуации, когда у нас ливневка срабатывает в определенных ситуациях от 20 до 40 минут", – пояснили в мэрии.
Между тем, на прошлой неделе от дождей пострадала не только Мало-Тобольская, но и улицы Молодёжная, Пролетарская, Партизанская и некоторые другие. Коммунальные эксперты поясняют, что с "залповыми" осадками действительно сложно справляться, но если бы ливневки своевременно чистили, то последствия проливных дождей были бы минимальны.
"Если мы с вами походим по городу, то обратим внимание на ливневые колодцы. На эти решетки, которые забиты под завязку. Когда пойдет вода, ей некуда бежать, если решетка забита", – отмечает юрист Дмитрий Кондратов.
Как удалось выяснить в администрации города, ливневые колодцы чистят по мере необходимости.
"Работает помпа по откачке воды на Молодёжной. Ведется очистка ливневок на Пролетарской и Мало-Тобольской", – рассказал руководитель "Автодорстроя" Андрей Курышин.
На сегодняшний день в Барнауле около 130 километров ливневок. Чтобы улучшить ситуацию в городе, нужно в два раза больше – почти 300 километров. Но это "удовольствие" не из дешевых, рассказывают власти.
"Мы очень большое количество дорог ремонтируем, но это не значит, что мы строим там ливневую канализацию. Как, например, на Змеиногорском тракте. Там мы лишь меняем верхние слои износа дорог. У нас отремонтировать весь Змеиногорский тракт стоит порядка 300 млн рублей. Если же строить ливневую канализацию – появляется неподъемная цифра – порядка 3 млрд рублей", – пояснили чиновники.
Такова сумма затрат только по Змеиногорском тракту. А рамки городской казны ограничены – годовой бюджет, как правило, составляет до 200 млрд рублей. И, чтобы появились новые ливневки в Барнауле, нужно существенно "затянуть пояса" в ущерб чему-то другому.