По мнению министра Сергея Межина, аграрный сезон 2022 года работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона завершили с достойными результатами
2022 год оказался непростым для аграриев. Новые санкции и отсутствие осадков весной и в начале лета вызывали опасения по поводу будущего урожая и сохранения объема экспорта. Однако сезон удалось завершить с достойными результатами. Как прошла уборочная кампания – 2022? Чем отличился прошедший аграрный сезон? Эти вопросы редакция журнала "Автограф" обсудила с министром сельского хозяйства Алтайского края Сергеем Межиным.
– Сергей Анатольевич, 2022 год стал по-настоящему шокирующим в плане взаимоотношений с другими странами, поставок импортных удобрений, запчастей для сельхозтехники и прочего. Расскажите, как Алтайский край справился с посевной и уборочной кампаниями этого года.
– Серьезных сложностей по поставкам техники, запасных частей, расходных материалов, средств защиты и питания из зарубежных стран регион не испытал.
Во-первых, традиционно подготовка к новому полевому сезону начинается сразу после завершения уборочной. То есть грамотные хозяйственники еще в конце 2021 года заключили основной объем договоров на поставки и оказание услуг.
Во-вторых, партнеры алтайских хозяйств продолжают работать в формате представительств и официальных дилеров. И мы благодарим алтайских агроснабженцев за слаженную и бесперебойную работу.
В-третьих, и, пожалуй, это самое главное – российское, в том числе алтайское, сельхозмашиностроение достаточно развито, и говорить о глобальных сбоях в работе отрасли из-за санкций смысла нет.
Если подводить итоги комплекса полевых работ, то весенняя кампания прошла организованно, с соблюдением технологических сроков. Единственным психологическим барьером стало отсутствие осадков весной и в первый месяц лета. Это вызывало опасения по поводу будущего урожая.
Но все же владение технологиями, техническая оснащенность и профессионализм аграриев дали свои положительные результаты. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур по предварительным данным составил порядка 6 млн тонн, производство масличных культур достигло 1,8 млн тонн.
– Сказались ли санкции на экологии края?
– Уровень владения современными технологиями практически на всех предприятиях высокий. Все применяемые средства защиты и питания растений допущены соответствующими службами к использованию. Другое дело, что сельхозтоваропроизводители интересуются и используют современные биологические средства, которые выступают "новым словом" в том числе и с точки зрения экологичности.
– Какие сельхозкомпании края наиболее успешно смогли справиться с новыми условиями и достигли лучших результатов?
– В крае ежегодно подводятся итоги краевого трудового соревнования в АПК. 2022-й год тоже не исключение. Традиционно имена лучших индивидуальных работников, лучшие предприятия и районы называют в рамках торжественного собрания в честь регионального Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
В последние годы региональный праздник проводится в начале декабря, когда уже завершена уборочная кампания. Предлагаю не нарушать сложившуюся десятилетиями традицию объявления лучших на торжестве и дождаться официальной церемонии.
– Как считаете, оправдались ли надежды на новых стратегических зарубежных партнеров в вопросе экспорта алтайского зерна?
– В 2022 году отмечен дальнейший рост отгрузок продукции АПК в страны ближнего и дальнего зарубежья. По данным Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, за январь-октябрь 2022 года с территории Алтайского края вывоз зерновых и зернобобовых культур составил около 1,1 млн тонн (127% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе экспорт – около 786 тыс. тонн (128%). Вывоз маслосемян из нашего региона за указанный период достиг почти 524 тыс. тонн (187%), в том числе экспорт – 375 тыс. тонн (302,6%).
– Какие российские, а соответственно и алтайские, сельскохозяйственные продукты наиболее востребованы за рубежом в этом году?
– По предварительным данным ФТС России, на середину ноября основными экспортируемыми товарными категориями с территории Алтайского края стали злаки и семена масличных культур – 43% от общего объема экспорта (396 млн долл. США), 25,5% занимает продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, 14,7% – масложировая продукция.
– В связи с изменением структуры экспорта появилась ли у местных переработчиков дополнительная нагрузка?
– Речи о сокращении экспортных поставок нет, и увеличение экспорта зерновых и масличных культур не привело к снижению загрузки производственных мощностей зерноперерабатывающей и масложировой отраслей промышленности. Как сообщают в Федеральной таможенной службе страны, экспорт продукции АПК в стоимостном выражении составил 396 млн долларов США, что выше, чем в середине ноября прошлого года, на 32,7%.
– Некоторые компании края летом заявляли об организации на их мощностях производства новых видов продуктов. Так, например, в Павловском районе будут для фарминдустрии производить из подсолнечника белковую основу, которую ранее закупали исключительно за рубежом. Какие еще новые виды индустриально важных товаров будут производить на Алтае?
– Пищевая и перерабатывающая промышленность Алтайского края традиционно ориентирована на выпуск широчайшего ассортимента продуктов питания, объемы производства при этом значительно превышают потребности населения региона, и до 80% продукции отгружаются в другие субъекты России и на экспорт.
При этом производители постоянно учитывают изменение потребительского поведения, а также ситуацию на рынке и ведут активную работу по дальнейшему расширению продуктовой линейки. В качестве примеров следует отметить организованный в 2022 году выпуск ООО "Рикон" топленого масла гхи.
На алтайских предприятиях существенно расширен ассортимент сыров: внедрена в производство продукция с добавлением овечьего молока, аджики, сухого вина, а также сыры с голубой и белой плесенью и другие.
В регионе год от года растут объемы производства масличных культур, и имеющихся мощностей по переработке недостаточно. Интересным направлением в ближайшей перспективе останется переработка этих культур.
Предприятия имеют хорошую возможность оценить новые векторы развития и инвестировать в такие виды переработки.
– Как будет решаться проблема возможного профицита зерна на фермерских складах, созданного закрытием некоторых экспортных цепочек?
– Внешние рынки сбыта продукции, как я уже сказал, развиваются, поэтому перспективы усиления сотрудничества есть, особенно с азиатскими странами.
Если говорить о других вариантах увеличения потребления зерна, то здесь нужно помнить о диверсифицированном производстве. В сельском хозяйстве всегда есть риски, опытные руководители всегда вкладывают средства в несколько направлений. Это не только выращивание сельхозкультур, но и собственная переработка, животноводство, которое выступает идеальным потребителем части урожая. В этом году, кстати, некоторые предприятия отказались от массовой реализации зерна и направили его на кормовые цели, тем самым конвертировав его в производство молока и мяса.
– Насколько сельхозсезон 2022 года успешен в денежном выражении? Как на ситуацию повлияла инфляция?
– Безусловно, в этом году финансово-экономические показатели работы хозяйств будут скромнее, чем в предыдущие годы, так как в этом году цены на сельхозкультуры значительно ниже. Влияние на рынок оказывают большие объемы производства. С другой стороны, это положительно сказывается на потребительском рынке, где ситуация стабилизировалась.
Итоги работы отрасли традиционно подводятся в несколько этапов: отчетность в орган статистики, затем годовая отчетность в минсельхоз края. Говорить о конкретных цифрах можно будет в первом квартале следующего года, когда будут сведены и проанализированы отчетные данные.