В магазинах Алтайского края сократился ассортимент табачной продукции, а некоторые марки и вовсе практически исчезли. С чем это связано и вернется ли ситуация в норму, выяснял корреспондент "Толка"
Посетители магазинов в Алтайском крае все чаще обращают внимание на проблемы с ассортиментом табачной продукции – в некоторых крупных торговых точках известных сетей сигаретные боксы периодически почти пусты. И хотя жители региона, быть может, станут меньше курить, такая ситуация свидетельствует о том, что бизнес, связанный с этой вредной привычкой, определенно сталкивается с некоторыми трудностями.
Ни дыма, ни ментола
Жители региона сообщают: ассортимент табачной продукции в сетевых магазинах сократился в разы. Вплоть до того, что в иных точках можно приобрести лишь одно-два наименования. Причем коснулось это как сигарет классом повыше, так и некоторых "рабоче-крестьянских" брендов.
При этом, похоже, в самой отрасли к такой ситуации были готовы. По крайней мере, ее ожидали. Так, например, руководитель отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев в беседе с изданием "Вечерняя Москва" в июне сообщал: гражданам, имеющим привязанность к конкретным маркам, нужно готовиться к тому, что некоторые товарные позиции могут исчезнуть.
Дело в том, что производство этой продукции в России очень зависит от импорта. При этом общего дефицита все же ожидать не стоит, лишь нехватку сигарет конкретных брендов.
Причины же происходящего просты: это в первую очередь разрушение логистических цепочек. Несмотря на то что производства многих брендов находятся в России, сырье для них поступает из-за границы. Теперь этот процесс идет со всеми известными трудностями.
Общие проблемы
Юрий Кивля, директор сети Humidor, специализирующейся на торговле табачными изделиями, в беседе с "Толком" отметил: в этом сегменте рынка происходит примерно то же самое, что и во всех остальных отраслях экономики. На перебои с поставками частично влияют все те же логистические трудности, обязательная маркировка продукции с помощью QR-кодов и множество других факторов, обострившихся в непростых для экономики обстоятельствах. Как результат, в поставках могут возникать "провалы" продолжительностью до полутора месяцев.
Российская экономика, по словам Кивли, представляет собой единый организм. Беды и сложности у ее сегментов – общие. Предприниматель уверен, что в целом средний и малый бизнес в России сейчас переживает не лучшие времена.
А вот черный рынок от всего этого, по мнению собеседника, только выигрывает.
"Он [черный рынок] уже расцвел. Нормальные предприниматели сталкиваются с трудностями: возросли процентные ставки, сложности с логистикой, множество других проблем. А черный рынок был всегда. Сейчас говорят, что нужно ослаблять контроль [за бизнесом]. Но черный рынок-то расслабляться не должен", – считает предприниматель.
Юрий Кивля также сетует, что торговля табачными изделиями разного рода в принципе нередко идет не особенно чисто, например фактически с открытой выкладкой товара (что нынче запрещено законом). А жидкости для различных испарителей, по его словам, нерадивые продавцы отпускают несовершеннолетним.
При этом проблема контрабанды табака и алкоголя в нашем регионе, как и по всей стране, имеет весьма серьезные масштабы. Так, например, совсем недавно в суд передали уголовное дело жителя края, который хранил и продавал контрафактную продукцию в районе станции Усть-Тальменской. У него нашли более 30 наименований алкоголя и 40 наименований табачных изделий на сумму в 47 млн рублей.
Очень серьезно эта проблема стоит в сельских районах Алтайского края. Особенно граничащих с Казахстаном. Там магазины серьезно теряют в выручке, в том числе и из-за того, что легальную реализацию табака и алкоголя осложняют проблемы, связанные с акцизами, QR-кодами и отсутствием стабильного доступа в сети. В итоге клиенты бегут к "челноку", а магазин, нередко единственный, несет ощутимые убытки.
В предпринимательском сообществе, впрочем, пока тревогу никто не бьет. Например, как сообщают источники "Толка", в ходе Конгресса предпринимательских объединений Алтайского края в мае 2022 года "табачная" проблематика не была поднята ни разу.
В организации ассоциации участников рынка табачной и никотиносодержащей продукции "Никотиновый альянс" также никто не паникует. Там заявляют: если некие перебои в регионах и есть, то они носят временный характер. Производство сигарет в России продолжается, и, по крайней мере, тем брендам, продукцию которых не завозят из-за границы, ничего не угрожает.
Представитель общественного движения "За права курильщиков" адвокат Эдуард Сухарев отмечает: обращений или иной информации, связанной с дефицитом сигарет у организации нет.
Кстати, пару слов нужно сказать и о жидкостях и испарителях. В этой отрасли, как сообщили корреспонденту "Толка" в одной из фирм, занимающихся реализацией одноразовых электронных сигарет, никаких проблем не наблюдается. Логистические цепочки здесь с традиционной табачной продукцией не пересекаются. Любопытная и показательная деталь: руководитель компании в разговоре с корреспондентом "Толка" отметил, что сам он не курит.
Международный кризис
Отметим, что с серьезным табачным дефицитом столкнулась братская Республика Беларусь. Как пишет портал Office Life, о перебоях с поставками там сообщили представители двух крупнейших торговых сетей. Коснулись сложности в основном компании British American, а причиной же для перебоя стали некие "административные затруднения".
Из России British American начала уходить в марте 2022 года. Однако этот уход, как и у многих других брендов, был техническим: в компании сообщили о "передаче бизнеса". Что и произошло, и теперь им управляет дистрибьютор и партнер ГК СНС. Продажи продукции также продолжились, что в BA мотивировали заботой о российских сотрудниках.
А как пишет "Финам", через процедуру передачи прошла также и фирма Imperial Tobacco. Другие крупные игроки рынка также не исключают того, что передадут бизнес российским коллегам.