Безжизненный склон Барнаульского ковша опять покрыт ручьями с нефтепродуктами. Радужная пленка уже расплылась по речной глади, но уйти в акваторию Оби ей мешают боновые заграждения
Пока цены на горючее растут, в Барнауле буквально ходят по нефтепродуктам. Ими каждый год сочится левый берег Оби в километре от Старого моста. Из-за головокружительно пахнущих потоков ГСМ страдают местная флора и фауна. Земля в месте разлива стала безжизненной. Здесь даже установили новенькую табличку "Опасная зона", а по акватории Оби близ берега растянули боны. Что еще изменилось в этом гиблом месте, проверили корреспонденты "Толка". Подробности – в нашем фоторепортаже.
Опасная зона
Берег Оби в районе Нефтяного переулка покрыт темно-коричневыми, ржавыми и черными пятнами. Безрадостную, а местами "радужную" из-за ГСМ картину каждый год "рисуют" потоки нефтепродуктов. Они десятилетиями копились в толще земли под нефтебазой на улице Карла Маркса, 124, из-за чего образовалась большая линза. Из нее ГСМ вытекают на поверхность речного склона вместе с подземными водами.
Разлив хорошо виден на снимках из космоса. Его ширина составляет более 100 метров. Однако ни на одном из них не видно реального масштаба экологической трагедии. Из-за негативного воздействия горючего земля стала безжизненной и больше похожа на зону отчуждения. При этом далеко не все потоки уходят в землю. Часть расплывается радужным пятном по Оби.
Этот год не стал исключением. Ближе к осени берег Барнаульского ковша снова начал сочиться нефтепродуктами. Отличие лишь в том, что теперь их собирает желтая "кишка" бонового заграждения, предназначенного для оперативной локализации загрязнения. А на территории появилась табличка "Опасная зона", обозначившая вполне очевидный факт.
Справедливости ради отметим, что справа и слева кипит жизнь: здесь водятся птицы, насекомые, лягушки и не только. Судя по обилию следов, локация пользуется популярностью и у людей. Остается загадкой, как посетители терпят резкий запах ГСМ, который распространяется далеко за пределы пострадавшей территории.
Кстати, находиться в этом месте действительно небезопасно. Уже через несколько минут от резкого запаха может закружится и заболеть голова. Может начаться и аллергическая реакция. Все это мы буквально испытали на себе.
Дело с бензиновым душком
Несмотря на то, что нефтепродукты много лет отравляли берег Ковша в месте соединения с Обью, настоящий резонанс проблема получила в 2021–2022 годах. О ней не раз писали в СМИ и социальных сетях. Свое негодование тогда высказывали общественники, в том числе актриса барнаульской Музкомедии Виктория Гальцева. Но главное, за дело снова взялась природоохранная прокуратура. В прошлом году была инициирована повторная проверка. Сотрудники ведомства в очередной раз выехали на место.
К тому времени в Центральном районном суде уже рассматривалось исковое заявление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора к Управлению имущественных отношений Алтайского края о рекультивации земельного участка, загрязненного нефтепродуктами. Осенью того же года суд обязал Алтайкрайимущество, а также МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай заняться очисткой грязных земель.
Однако государственные структуры не удовлетворила позиция районного суда. В марте этого года была подана жалоба в Алтайский краевой суд. 12 апреля тот отменил решение нижестоящей инстанции. В обоснование жалобы обратившиеся указали, что не был установлен хозяйствующий субъект, по вине которого и произошло загрязнение окружающей среды. Это, на взгляд заявителей, совершенно необоснованно. С чем и согласился краевой суд.
Кто виноват и что делать
В апелляционном определении от 12 апреля сказано, что ответственность за загрязнения должен нести не собственник участка, а "причинитель вреда". Так как нефтепродукты много лет выходят с земельного участка, где работала нефтебаза, то и ответственность должен нести владелец, а точнее уже правопреемник. Чтобы его найти, суд скрупулезно восстановил всю цепочку владения злополучным объектом, построенным в 1936 году.
Так, выяснилось, что в 1993-м нефтебазу приватизировало новообразованное акционерное общество "Барнаулнефтепродукт". Организация неоднократно меняла наименование. И в 2007 году преобразовалась в ОАО "Газпромнефть-Алтай".
"Именно в период деятельности указанной организации и произошло загрязнение почвы склона реки Обь нефтепродуктами, попавшими в почву согласно заключению эксперта с 1936 года по 2005 год", – отмечается в материалах суда.
Служители Фемиды в лице судебной коллегии определили, что именно указанное юридическое лицо и является "причинителем вреда окружающей среде", а значит, обязано его устранить. Далее суд ответил на вопрос: кто должен нести ответственность за прошлое в настоящем?
Он установил, что с 2007 по 2021 годы компания "Газпромнефть-Алтай" неоднократно реорганизовывалась "путем присоединения, разделения, выделения". Не вдаваясь в подробности (они указаны в определении решения суда), скажем, что цепочка преобразований привела служителей Фемиды к компании "Газпромнефть-Терминал" как "солидарному причинителю вреда". И на сегодняшний день именно она обязана провести рекультивацию пропитанной нефтепродуктами территории. На рекультивацию отведен год с момента вступления решения в законную силу.
В завершение отметим, что факт катастрофического загрязнения не раз подтверждали выводы привлеченных экспертов, в том числе судебных. Доподлинно известно, что нарушения пределов допустимого содержания нефтепродуктов в почве били все рекорды. Так, в 2021 году они оказались превышены "в 213, 217, 688, 766 раз", сказано в документах краевого суда.
К не менее печальным выводам пришли судебные эксперты 30 июня 2022 года. Суд также установил: разливы впервые официально зафиксировали в 1999 году. С тех пор и по настоящее время эксперты регулярно выявляли вредные для природы загрязнения.