На рынке малоэтажки в Барнауле и пригороде уже наметилось "плато" роста цен и объемов строительства. Ожидается более планомерное и предсказуемое развитие этого сегмента
Взрывной рост на рынке ИЖС Алтайского края подходит к концу. Впереди более планомерное и предсказуемое развитие, что всем на руку. А еще – время обустраивать жизнь в уже застроенных поселках. Об этом рассказал Дмитрий Дворядкин, руководитель АН "Династия 24", на круглом столе по вопросам малоэтажки в регионе, организованном Союзом строителей Алтайского края 24 апреля.
Не благодаря
Спикер напомнил, что по итогам 2022 года объем ввода частных домов в регионе составил 51% от общего ввода жилья в крае. Предполагалось, что все это "благодаря" программе догазификации. Люди начали узаконивать свои дома, чтобы провести газ. Но в 2023 году доля ИЖС выросла до 62%.
Ситуацию эксперт связывает с тем, что в Барнауле складывается дефицит строящегося многоквартирного жилья и выбор у покупателя сильно ограничен. Как результат – цена квадратного метра в новостройках "улетает в космос".
"Когда просят 60 тыс. рублей за кв. метр дома против 100+ тысяч за "квадрат" квартиры, тут хочешь – не хочешь пойдешь покупать дом", – рассуждает Дворядкин и акцентирует внимание на том, что маховик роста цен на недвижимость раскручен ипотекой.
Яркая иллюстрация – объем кредитования ИЖС. Так, в 2023-м Сбер выдал на этот рынок в целом по России 450 млрд рублей. Это в 4,5 раза больше, чем в 2022-м. Хотя прогнозировали всего лишь двукратный рост. Плюс с 1 июля 2024 года отменят программу с господдержкой, по семейной ипотеке ставку поднимут до 12%, также есть постоянные перебои с лимитами по сельской ипотеке.
"Все это вызывает нестабильность на рынке", – говорит риелтор.
Ваш номер 381-й
"Естественно, где сегодня происходит такой взрывной рост, завтра жди беды. Дело в том, что вся стихийная стройка не организована и не обустроена. Она ведет к тому, что администрация муниципалитета хватается за голову и ее можно понять. Еще несколько лет назад [на их территории] ничего не было, а теперь нужно дать дороги, воду, водоотведение, справиться с паводком. И таких мелочей, про которые и не думали, много", – продолжает спикер.
Дворядкин приводит случай из жизни поселка, в котором в прошлом году купил дом для себя. Он поинтересовался в администрации, когда будут решать вопрос с дорогой на его улице. В очереди на эти работы локация оказалась 381-й.
"На встречах, посвященных рынку малоэтажки, мы говорим преимущественно о глобальных проблемах. Но есть и простые, более насущные: как провести интернет, какой будет вода, дороги. Много в прошлом году было репортажей, как губернатор выехал в поселок Спутник и запустил водонапорную башню. Но нет этой воды! В материалах СМИ есть, а в кране нет".
Еще один "бонус" стихийного роста рынка ИЖС – огромный рост цен на землю и стройматериалы. Как итог, стоимость дома начинает догонять цену квартиры.
"Думаю, что в ближайшее время мы выйдем на плато, когда такого бурного роста в сфере ИЖС не будет. Рынок станет планомерным, понятным и последовательным. В том числе свою роль сыграет ввод счетов эскроу (механизм банковского кредитования застройщика, когда деньги покупателей хранятся на закрытых счетах эскроу до передачи дома, квартиры. – Прим. ред.). Это все затормозит рынок и сделает его более управляемым".
Дмитрий Дворядкин подчеркивает: все участники рынка заинтересованы в том, чтобы из стадии стихийности он перешел в стадию стабильности и прогнозируемого развития: "Хотелось бы от властей, чтобы за цифрами планируемого ввода кв. метров было введена толстая программа развития – как это все обживать".