Сергей Бочаров, рассказавший о достижениях классического университета, услышал в ответ от коллег и похвалу, и колкости, и откровенную критику
30 января ректор Алтайского госуниверситета Сергей Бочаров выступал с отчетом – фактически за 4,5 года своей работы, так как в этом году завершается срок его полномочий и в вузе пройдут выборы руководителя, в которых он намерен участвовать. Его выступление и последующие дебаты обнажили очевидное напряжение в руководстве вуза. Однако среди колкостей, упреков в неэтичности, замечаний о низкой зарплате и тревожности относительно научных перспектив вуза звучала и общая мысль – о необходимости договариваться ради будущего университета.
Отчет ректора занял около 50 минут (его основные тезисы см. ниже). И еще около часа заняло его обсуждение, которое не ограничилось формальными одобрениями, но включало и критику, и похвалу, и предложения. Остроту дебатам добавляло очевидное противостояние Сергея Бочарова и экс-президента вуза Сергея Землюкова.
В числе основных тем обсуждения стали зарплаты, научная, проектная работа, а также права и свободы преподавательского состава.
"Акела промахнулся"
Сергей Бочаров настаивал: для работы в вузе сотрудникам созданы все условия, а все права и свободы преподавателей, предусмотренные законами, колдоговором и внутренними документами, соблюдаются. Ректор сообщил об этом, когда превентивно отвечал на ряд поступивших заранее критических тезисов.
Упрек в попрании академических ценностей ему направил Сергей Землюков, который в своем выступлении объяснил, что имеет в виду. Правда, попросил не относить его ни к критикующим, ни к оппозиционерам.
"Я говорил в прошлом году, что в университете систематически нарушаются академические права и свободы. Сергей Николаевич утверждает, что все исправили. Но в 2023 году он взял и принял решение удалить из состава ученого совета пять профессоров. 31 сентября издал приказ об [их] увольнении. А 1-го их уже восстановили, но вывели из состава ученого совета. Это нонсенс в академическом сообществе – совершать такие поступки! Будем обращаться в Генеральную прокуратуру, разбираться на судебных заседаниях. Я просто прошу вас – отмените свой приказ. Это будет восстановление академических ценностей, прав и свобод".
(В 2023 году в университете шла борьба за сохранение должности президента и переназначение на нее Сергея Землюкова, значимую роль в этом играл ученый совет. – Прим. ред.).
Также, по мнению Землюкова, Бочаров допустил "неэтичное поведение", когда еще до официального объявления выборов ректора заявил о своем намерении участвовать в них. Ректор, действительно, сообщил о своем желании в интервью "Толку". По словам Землюкова, сейчас руководство вуза принимает нормативные акты, которые ограничивают участие других претендентов.
Нападки экс-президента на ректора коротко прокомментировал профессор Алексей Тишкин:
"[Землюков] привел Сергея Николаевича в кресло ректора, научил его всему тому, что он делает, что сам делал. А теперь возмущается. По честному тогда признайтесь: "Да, действительно так было". И вам станет легче, и нам понятнее. Что Акела промахнулся".
Однако именно Тишкин первым заострил внимание на том, что противоборствующим сторонам нужно идти на компромисс.
"Для разрешения этой ситуации приведу пример основного принципа даосизма – это отказ от агрессии, налаживание диалога. Уступки приведут к нормализации отношений", – подчеркнул он.
Его поддержал и Сергей Макаров, директор Института цифровых технологий, электроники и физики АлтГУ, который подчеркнул, что уникальность вуза, где объединены научная и образовательная деятельность, "можно сохранить только в согласии":
"Надо договариваться. В наших общих решениях будет возникать рациональное зерно, которое позволит нам двигаться вперед. Мы все страстно хотим, чтобы университет был передовым".
А Степан Межов, до осени 2023 года – директор МИЭМИС, а сейчас завкафедрой, призвал Бочарова вспомнить предвыборные обещания 2019 года:
"Нужно уважение к преподавателям вернуть. А то у нас коллегиальность уходит, мнения советов не учитываются. Диалог внутри не совсем есть. Я помню, вы говорили на прошлых в выборах: "Я тот руководитель, который демократичен, открыт и прислушивается к коллективу". Возвращайтесь к своим предвыборным обещаниям".
"Рабовладельческая вещь"
Сергей Бочаров привел данные о динамике средних зарплат в вузе с разбивкой по различным категориям работников (на фото). Из них следовало, что зарплаты в среднем за пять лет выросли в 1,5 раза. Например, у доцентов – до 74,3 тыс. рублей, у старших преподавателей – до 61,1 тыс., у завкафедрой – до 148,2 тыс.
Эта тема вызвала самое большое оживление в зале. Как выразился председатель профильного комитета АКЗС Александр Молотов, "все стали искать, где тот доцент с такой зарплатой".
Разумеется, в этих данных "зашиты" и совместительства, и премии, и все другие выплаты, посчитанные как "средние по палате". По этому поводу достаточно категорично высказался Степан Межов.
"Качество подготовки зависит от нашего человеческого капитала, потенциала. Я вот зарплату нашим доцентам подписывал – 27–30 тысяч, если не ошибаюсь, – сказал он. – Сергей Николаевич правильно говорит, что есть возможности для прибавки, что низкая зарплата – это низкая проектная активность, неучастие в достижении целевых показателей. Но получается, что преподаватель превращается в машину по зарабатыванию денег. Это тревожно.
Хотелось бы, чтобы не думали: "Работа преподавателя – просто в аудитории постоять, а так у него куча свободного времени. И почему это он не занимается проектами? Быстро все побежали, солнце еще высоко". Есть много другой работы. Мы никогда из нее не выключаемся. Нет такого, что мы профанацией занимаемся. Давайте достойно платить за это, чтобы эти 74 тысячи были окладом. Ну хотя бы 36 тысяч".
Межов же напомнил, что сейчас размер зарплаты во многом зависит от участия в проектной работе, которая позволяет университету и зарабатывать, и решать задачи программы "Приоритет-2030", в которую вуз вошел. Благодаря этому АлтГУ за три года получил из федерального бюджета 300 млн рублей и в 2024 году получит еще 150 млн.
Однако тот же Межов отметил: 150 млн – это хорошо, но составляют менее 10% от общего бюджета АлтГУ в 2,7 млрд рублей.
"А мы делаем акцент на них. То есть мы умираем тут все ради этой темы. <...> Отчет был больше направлен на большое количество мероприятий, которые мы реализовали. Как мы все живы еще?"
Он же напомнил о высокой нагрузке на молодых ученых: "Мы их загружаем рабовладельческой вещью — трудоемкими видами работ, в результате работа над диссертацией у них получается формальная".
Бочаров, комментируя тему перегруженности, отметил, что это типичная проблема для всех вузов – "и для тех, кто преподает на 1,5 ставках, и для тех, кто занимается научно-исследовательской работой". Он сказал, что тем, кто в АлтГУ реализует финансово емкие проекты, вуз идет навстречу, давая им меньше часов преподавания.
"Разрыв баланса"
Ректор во время отчета неоднократно называл институты – лидеры АлтГУ по тем или иным показателям. Часто звучали институт гуманитарных наук, юридический и МИЭМИС – по объемам заработанных средств, научных заявок и прочим. Впрочем, их же он пожурил за снижение числа поступивших в магистратуру.
Между институтами проводится конкурс. Но его условия вызвали вопросы у директора института гуманитарных наук Ларисы Нехвядович:
"На поверхности явный разрыв баланса между оценкой абсолютных и медианных значений, между индивидуальными кейсами преподавателей, конкурсом институтов и квалификационными требованиями профессорско-преподавательского состава для прохождения по конкурсному отбору. Они разные, коллеги!"
Также, считает она, условия конкурса не позволяют динамично развивающимся институтам на равных соревноваться с теми, что показывают низкие темпы:
"Директора вынуждены меньше думать о содержании, целевой модели и миссии АлтГУ, а больше – о том, как достичь количественных показателей".
От барабанных событий – к науке
Собственно, научная работа стала еще одной острой темой обсуждения.
Рассказ Сергея Бочарова о научном потенциале вуза и его ученых занял около трети времени его выступления. По словам ректора, самым достоверным показателем является объем привлеченных средств на НИОКР, а он за пять лет превысил 1 млрд рублей и с 2018 года вырос более чем на 53%. Ректор привел несколько примеров удачных научных проектов: "АлтайБиоТеха", соколиного питомника и прочих.
"Наши научные результаты только нарастали. С точки зрения администрирования работа ведется на должном уровне. Но я согласен, что нужно улучшать работу по хоздоговорам, по привлечению грантов", – сказал Бочаров.
Однако выступавшие неоднократно подчеркивали, что развитию научного потенциала нужно уделять значительно больше внимания. Например, предложения Тишкина касались именно этого:
"Нужно наращивать фонд развития науки, существенно повысить оплату за научную степень. А также оценить, сформировать и поддержать наших ученых. Перейти от фестивально-барабанных мероприятий к научным форумам высокого уровня".
Лариса Нехвядович обратила внимание: в вузе устойчивый тренд на снижение числа кадров, защитившихся в срок. По ее словам, не хватает докторов наук, отсутствует коммуникация по поводу того, в каком диссертационном совете будет защита. У научных руководителей после 3–4 лет работы их подопечных из мотивации и стимулирования остается только собственный энтузиазм.
"Это отражается на числе молодых ученых со степенью, оно продолжает сокращаться. На 200 штатных преподавателей института приходится 11 молодых кандидатов наук. Это риски для снижения объемов перспективных исследовательских разработок", – сказала она.
Новый проект про смыслы
Участники говорили о том, что нужна четкая стратегия развития вуза на долгосрочную перспективу.
"Есть смысл организовать открытое обсуждение такой стратегии, нам, собственно, коллективом потом исполнять ее", – предложил Тишкин.
Землюков преподнес ситуацию в более мрачных тонах:
"Где находится АГУ? С этого года рейтингуют университеты [попавшие в программу "Приоритет-2030"] и выставляют баллы. Мы 37,8 баллов заслужили. 10 университетов [с худшими показателями] вылетели. Мы находимся ближе к концу таблицы. У ведущего вуза — 51 балл, нижняя база вылета — 29,4. Вот проблема. Мне представляется , ученому совету нужно посмотреть, в какой вуз мы превращаемся".
Однако Бочаров в отчете сообщал: АлтГУ в этом рейтинге занял 29-е место из 59, входящих в базовую часть "Приоритета".
"В целом главная проблема обозначенных вызовов – это проблема мотивации. Предлагаю решать ее не с помощью зеркальных методов управления: "нет денег – нужно найти", "низкий балл ЕГЭ – нужно повысить". В этом смысле глубоко прав Эйнштейн: большая ошибка делать то же самое, но надеяться на другой результат. Считаю, что должен быть новый проект про смыслы, изменения и новые результаты".
"Не нужно давать повод"
Ректор назвал десятки достижений и точек напряжения вуза. "Толк" выделил несколько главных.
Набор студентов. В 2023 году в АлтГУ зачислили 4 766 человек по программам высшего образования. Средний балл по ЕГЭ по "бюджету" составил 71,5.
До 2022 года число зачисленных на программы высшего и среднего образования росло. В 2023 году произошел спад.
"По бакалавриату это было обусловлено возросшей конкуренцией за абитуриентов на фоне большого числа бюджетных мест. А в магистратуре – резким снижением числа желающих учиться. Это несмотря на то, что в 2023 году на продвижение было затрачено гораздо больше усилий. Директорам стоит пересмотреть перечень программ в пользу более привлекательных и усилить работу с выпускниками. Логика предстоящей реформы высшего образования предусматривает уменьшение числа вузов, реализующих магистратуру. Не нужно давать повод для подобных решений", – предупредил Бочаров.
В среднем же образовании причины сокращения набора другие и не "страшные".
"В 2023 году сокращение числа первокурсников было связано с тем, что благодаря рекордному набору 2022 года колледж [АлтГУ] достиг пределов роста и вышел на количественное плато. В долгосрочной перспективе его позиции выглядят устойчиво", – объяснил ректор.
Внебюджетный набор. Лидером среди подразделений вуза по объему привлеченных средств в 2023 году стал колледж – он заработал почти 78 млн рублей. За ним идут юридический институт, институт гуманитарных наук и МИЭМИС.
"С учетом экономической ситуации увеличение внебюджетного набора является важнейшей нашей задачей", – подчеркнул Бочаров.
Бюджет АлтГУ. За 5 лет он вырос на 1 млрд и достиг 2,7 млрд рублей. Собственные доходы выросли более чем в 1,5 раза.
Университет входит в топ-50 крупнейших налогоплательщиков региона. В 2023 году сумма уплаченных налогов составила более 570 млн рублей.
Более чем в два раза выросли за пять лет доходы от обучения иностранных студентов.
Социальные расходы вуза выросли в 3,3 раза – до 19,6 млн рублей. Почти половина из них – выплаты за многолетний добросовестный труд.
112 млн рублей направили на текущий ремонт помещений вуза в 2019–2023 годах.