Ирина Лазаренко объяснила, как будет происходить аудит в бийском педуниверситете, что она думает о выборах ректора в АлтГПУ, а также назвала "родовые" проблемы в обучении современных детей
В январе стало известно, что в Алтайском крае объединят два государственных педуниверситета – бийский станет филиалом барнаульского. Ректором укрупненного вуза останется действующий руководитель АлтГПУ Ирина Лазаренко, избранная на пост в прошлом году после затянувшейся процедуры. В интервью "Толку" она рассказала, почему вузы решили объединить, стоит ли ждать сокращений, как она боролась за пост ректора и что она думает о качестве современного школьного образования.
"Вопрос целесообразности"
– Зачем нужно объединять педагогические вузы? И чья это инициатива? Это вопрос экономии, выживания для бийского вуза и дополнительной нагрузки, усиления для АлтГПУ?
– Вопрос о реорганизации педагогических вузов, учредителем которых является Министерство просвещения РФ, обсуждается не первый год. В том числе и двух вузов, расположенных в Алтайском крае. Во всяком случае с Людмилой Алексеевной [Мокрецовой, экс-ректором АГГПУ] мы это обсуждали еще в 2022 году.
Одно из оснований возникновения этого вопроса состоит в том, что в России только две территории, за исключением Москвы, где есть два педагогических вуза: в Свердловской области и в Алтайском крае. Вопрос о целесообразности их наличия в одном регионе у учредителя, конечно, вставал. Он не педалировался. Но нам, ректорам, было предложено рассмотреть этот вопрос с точки зрения интеграции всех ресурсов.
Мы с Людмилой Алексеевной рассуждали и пришли к выводу, что объединение позволит усилить базу для подготовки педагогических кадров в регионе.
Это также позволит создать лучшие условия для абитуриентов, потому что есть специфические, более проработанные направления подготовки и у нас и в Бийске. И когда мы их объединим, появятся новые образовательные программы, которые расширят выбор.
В начале 2023 года учредитель предложил нам проработать свое видение будущего вуза. Мы в АлтГПУ разработали концепцию объединенного университета: что это даст с точки зрения финансов, материально-технической базы, направлений подготовки. Итоговый документ мы представили в министерство.
– То, что реорганизация будет происходить именно путем присоединения, предполагалось изначально?
– Нет, решения могли быть разными. Это было наше видение. Мы считаем, что с точки зрения минимизации рисков для студентов вариант присоединения – самый благоприятный. В случае реорганизации через объединение создавалось бы новое учреждение, а это значит прекращение деятельности предыдущих двух. Возникал бы вопрос: а где бы студенты учились, завершали обучение?
Юридические процедуры согласования устава, названия вуза, переоформления всех лицензий и прочие моменты заняли бы много времени.
При этом нужно понимать, что бийский вуз по многим показателям в три раза меньше АлтГПУ, в том числе по количеству студентов и преподавателей.
В результате мы согласовали с учредителем форму реорганизации через присоединение. Для студентов процедура будет абсолютно безболезненной.
Летом 2023 года прошли заседания ученых советов обоих вузов, которые одобрили концепцию объединения. Решения направили учредителю, который и принял решение о реорганизации.
На сроки ее проведения повлиял ряд факторов. Реорганизация сама по себе, где бы она ни проходила, всегда процесс напряженный. При этом есть определенные приоритеты в региональной политике, федеральной повестке, которые учитываются при выборе времени проведения таких процессов. 2023 год для региона был особенным, в нем была важна работа по организации выборов губернатора. Мы обсуждали этот вопрос со всеми участниками и пришли к выводу, что эти события должны пройти последовательно.
Однако, подчеркну, что процесс подготовки к реорганизации не останавливался. Мы совместно готовили дорожную карту изменений.
– Можно ли говорить, что процесс объединения ускорился после возбуждения уголовного дела в отношении бывшего ректора АГГПУ?
– Я не связываю эти процессы друг с другом. Как я уже говорила, обсуждать реорганизацию мы начинали еще в 2022 году. И причины ее – объективные, связанные с развитием педагогического образования в регионе. А случившееся – субъективный фактор.
"Придется много работать"
– Наверняка учредитель предполагал, что объединение позволит оптимизировать процессы, затраты и т. д. Получится ли сэкономить средства, ресурсы?
– В основе любых процессов лежит экономика, это известный факт. Реорганизация вузов – один из элементов. Вопрос, каким образом это будет происходить. Путей здесь как минимум два.
Первый – все сократить и ужать до минимума. Что в итоге? Люди недовольны, перспективы непонятны, как скажется одномоментная экономия на последующем развитии – большой вопрос.
Второй вариант, в русле которого мы идем, другой. Оптимизация будет происходить обоснованно и по результатам аудита. Экономия будет в любом случае – есть разница, то ли два вуза содержать, то ли один. Как минимум будет единый административно-управленческий аппарат. Финансовые затраты на содержание топ-менеджмента однозначно сократятся.
Наша установка – максимально сохранить профессорско-преподавательский состав. Я об этом говорила в коллективах обоих вузов, с губернатором, с учредителем. Почему? Потому что любые процессы должны быть гуманными с точки зрения отношения к людям. Задача оптимизации – не убрать людей, а сохранив их, создать структуру, которая позволит и им и вузу развиваться.
Мы должны создать такие программы, которые привлекут в вуз больше абитуриентов, в том числе на договорной основе. Это даст возможность увеличить нагрузку тем людям, которых мы хотим сохранить, увеличить контингент слушателей. Но для этого надо работать. Сами из ничего эти программы не возникнут.
– Ясно, что на 2024 год все программы утверждены. Но в будущем они будут унифицированы? Будет ли филиал продолжать жить обособленной жизнью или станет развивать те же направления, что в головном вузе?
– Сразу скажу, что процесс реорганизации – не одного года. И он потребует дополнительной работы со стороны обоих вузов. Но это новая стратегия развития университета.
Конечно, филиал имеет свою автономию. Он будет вправе предлагать программы для реализации, свое видение развития. Но любая автономия относительна. Филиал – это все-таки часть головного вуза.
– То есть они будут вправе предлагать, а вы решать – принимать ли предложения?
– Это некорректная постановка вопроса.
Есть общая стратегия развития университета, и филиал будет принимать участие в ее выработке. Директор, а возможно, и другие сотрудники филиала войдут в состав ученого совета вуза. Они будут голосовать за решения, принимаемые головным вузом, и вправе представлять свое видение развития филиала. Оно, в моем понимании, не может идти вразрез с интересами головного университета.
Не нужно думать, что руководитель вуза и ученый совет не заинтересованы в развитии своих структурных подразделений, это вещь очевидная.
Если мы будем видеть, что предложения филиала сработают на усиление позиций вуза, то почему мы должны возражать? Но я сказала коллегам и здесь и в Бийске, что для того чтобы не только сохранить имеющееся, но и приумножить, придется много работать. Это касается и образовательной, и воспитательной, и международной деятельности, и студенческого самоуправления, и, конечно, науки.
Например, у нас очень мощный блок работы по "международке" – Таджикистан. Мы готовы предложить участвовать во всем, что связано с продвижением русского языка в этой стране, и сотрудникам филиала. Их право принять наше предложение или нет. У нас есть определенная система стимулирования за участие в грантах. Если они готовы напрячься и получить финансовый бонус, то почему нет?
– То есть интенсивность труда…
– …Возрастет однозначно.
Иногда нам говорят: "Мы и так работаем". Конечно, да! Но вы работаете на те задачи, которые у вас стоят сейчас. А будут другие – более масштабные и амбициозные. Они потребуют большего участия и мобилизации внутренних ресурсов. Но это всегда еще и раскрытие внутреннего потенциала.
– Есть намерение в будущем, после окончания процесса реорганизации, сменить руководящий состав в филиале?
– Управленческая структура там изменится в связи со сменой статуса учебного заведения. Что же касается персонального состава, то я сейчас говорить бы об этом не стала, поскольку еще нет утвержденного положения, где будут прописаны и структура, и требования к руководителям. Пока документа нет, сложно о чем-то говорить.
"Не брать кота в мешке"
– Будет ли проведен аудит финансово-экономической деятельности бийского вуза? Чтобы присоединить филиал без старых "хвостов" и "грехов"?
– Аудит финансово-хозяйственной деятельности нужен в любом случае. Не только для того, чтобы не брать кота в мешке. Но еще и с точки зрения выработки финансовой и имущественной стратегии.
В каждом вузе есть программа развития имущественного комплекса. Нам нужно понимать, что вообще есть в Бийске, насколько эффективно используется, в каком это состоянии, это арендованные площади или собственные, это памятники архитектуры или нет. Это позволит выяснить, каким образом мы можем рассчитывать на эти площади – для обучения, воспитательного процесса, для заявочной кампании в части грантовой деятельности, которая сейчас нередко предполагает использование не только аудиторного фонда, но и других комплексов.
– А в Бийске большой имущественный комплекс?
– Не маленький. У вуза семь корпусов, и возникает вопрос целесообразности содержания такого количества.
Нам нужно изучить нагрузку на имущественный комплекс. Возможно, и там найдем резервы для экономии. Но – еще раз – никто не собирается принимать решения огульно. Это будет обсуждаться по итогам аудита с представителями филиала. Не исключено, что и все объекты будут сохранены, чтобы не ухудшать условия труда и обучения.
Но я бы добавила, что финансово-хозяйственный аудит – не единственный, который мы будем проводить. Будет и кадровый, например, и образовательный.
– Что предполагает кадровый?
– Я приведу пример. Кандидат наук имеет право занимать должность доцента. Может даже это делать без ученого звания доцента. Но для прочного положения лучше подкреплять себя званием, а для этого нужно соблюсти требования. Мы сейчас у себя в университете такой кадровый аудит проводим. Это определяет качество профессорско-преподавательского состава. То же самое я попросила сделать Елену Викторовну [Гусельникову, и. о. ректора АГГПУ].
Если человек 10 лет сидит на должности, не предпринимая попыток получить звание доцента, то распределение нагрузки для него может варьироваться. И претензии к завкафедрой у такого преподавателя сводятся на нет. Требования знаете? Знаете. Условия вам создаются? Да. Кто за вас будет готовить публикации и подавать заявку на участие в конкурсе? Никто.
Кадровый аудит – важная вещь. Он определяет и образовательную стратегию – в разработке программ, распределении нагрузки, ее качества.
"Можно спорить и не соглашаться"
– В этом году в крае должны пройти выборы минимум двух ректоров. Вас избрали в прошлом году. Причем рабочую группу по выборам ректора АлтГПУ создали еще в начале 2022 года, а сама процедура прошла только в марте 2023-го. В кулуарах говорили, что все затянулось из-за внутренней борьбы за власть. Это домыслы или действительно пришлось отстоять свое право занять этот пост?
– Решение о проведении выборов ректора принимает учредитель. Если он на какой-то период откладывает процедуру аттестации кандидатов, то у него есть на то, очевидно, какие-то причины. Мне они неведомы.
Говорить о том, что сознательно что-то затягивалось, нельзя. Уж точно не потому, что я кого-то куда-то здесь не допускала. Если бы учредитель принял решение, от меня бы ничего не зависело. Это раз.
Второе. Выдвижение кандидатов может происходить как от коллектива, так и путем самовыдвижения. Когда я первый раз выходила на выборы ректора, самовыдвиженцы были. Два последних раза — нет. Ко мне никто не приходил и не говорил: "Ирина Рудольфовна, я бы хотел". Если бы пришел, я бы сказала: "Хорошо. Будем конкурировать, состязаться". Но такого не было.
У нас выдвижение кандидатов в итоге произошло от ректората и от нескольких структурных подразделений.
Ректор не может не допустить кого-то. Со мной можно спорить и не соглашаться, говорить, что я несу чушь. Но для того, чтобы человек сохранился в должности ректора, должно быть стечение нескольких факторов.
Ректор, который не устраивает регион в части взаимодействия с органами власти, имеет мало шансов. Он должен понимать региональную политику, тренды, встраиваться в них. Даже не он лично, а вуз. Также ректор не может быть избран вне желания коллектива, потому что ему вести этих людей, создавать им условия.
Тем не менее всегда находятся люди, которые тебя не поддержат. Ректор не может всем нравится. У него задача другая – быть транслятором, организатором реализации государственной политики в сфере высшего образования.
Борьба за власть во время выборов ректора может быть. Практика знает такие сюжеты.
А если говорить по большому счету, то у ректора рано или поздно наступает понимание конечности своего пребывания в должности. Как и у любого трезво мыслящего руководителя. Не бывает вечных руководителей. Осознание этого со временем приходит.
Число "платников" снизилось
– В недавнем отчете вы говорили о том, что бюджет вуза в 2023 году сократился "в связи с отсутствием целевого финансирования, направленного на реализацию программы развития". Что это значит? Какие именно средства сократились и почему?
– Есть национальные проекты, госпрограммы и программы развития университета. Во всех заложены определенные показатели. В 2021–2022 годах особое внимание уделялось совершенствованию материально-технической базы педагогических вузов. В 2021 году нам на это выделили 155 млн рублей, в 2022 – 165 млн.
Все поставленные нам задачи мы выполнили. Поэтому претендовать на дополнительные средства не могли. Программа завершилась – средства больше не предусмотрены. Это ни хорошо, ни плохо. Просто выполнение показателей определенного периода. Сейчас идет работа над новыми нацпроектами, будут другие госпрограммы.
– При общем сокращении бюджета у вас увеличился внебюджетный объем заработанных средств, но не за счет коммерческого набора студентов. Происходит сокращение желающих поступать платно?
– Начиная с 2020 года, когда началась пандемия, число обучающихся на платной основе, действительно, снизилось. И думаю, не только у нас.
Я бы также подчеркнула, что мы в течение пяти лет не повышали стоимость обучения, даже на процент инфляции. Чтобы не создавать дополнительных финансовых трудностей при поступлении в вуз.
– Вы опасались, что платников станет еще меньше или это такая стратегия?
– Это сознательный выбор при понимании того, что у нас 56% обучающихся – представители сельских территорий, где определенная платежеспособность у населения.
Кроме того, профессия учителя постепенно становится интереснее абитуриентам. И создавать финансовые сложности при желании ее выбрать мы считаем неправильным.
– Но спад желающих учиться платно произошел?
– Да, но потому, что нам увеличили цифры приема на бюджет. С учетом этого сокращение не критичное. Просто больше людей поступили бесплатно.
Хотя это, конечно, заставляет нас увеличивать усилия по привлечению внебюджетного набора.
Есть еще фактор того, что нам важно решать задачу закрепления кадров в регионе, этому способствует целевой набор. Мы стремимся к тому, чтобы доля целевиков была больше. А это тоже отток от внебюджетной доли абитуриентов. Так что это всё сообщающиеся сосуды – варьируются только доли в общем объеме набора.
"Мы должны научить наших ребят не бояться"
– Какими учителями сегодня учат быть? Опыт показывает, что школа остается очень консервативной. Некоторые родители уверены, что разрыв между методиками преподавания, его языком и тем, как сегодня дети усваивают информацию, становится все больше. Вы согласны с этим?
– Вот чей опыт это показывает? Начнем с того, что современные родители развивались и развиваются в очень мобильном, импульсивном, быстро меняющемся пространстве. Кроме того, уровень их образованности достаточно высок. У какой-то части из них существует некое свое представление о том, "как моего ребенка надо учить". Но это их представление! У нас все знают, как надо лечить, учить и выращивать сельхозпродукцию.
Многие родители развиваются вместе с обществом и предполагают, что школа должна развиваться такими же семимильными шагами. Но, помните, в фильме "Ирония судьбы" герой говорит, что относится к, пожалуй, самой консервативной профессии – он врач. И в педагогике, и в медицине здоровая доля консерватизма, которую я определяю не как застойность, а как традиционность, должна быть.
Есть такая фраза, я ее очень люблю: новации рождаются в недрах хорошо укорененной традиции. И это действительно так. Именно эта укорененность дает возможность работать повседневно. И на основе этого – пробовать что-то, не навредив. Традиция – это заданный результат, а новация – это проба его улучшить.
Наша задача – научить будущих педагогов традиционному, прочному, что всегда дает хороший результат, но и одновременно – думать, искать что-то новое.
Те деньги, о которых мы с вами выше говорили, нам очень помогли заложить основу для перспектив развития педагогов. До недавнего времени то оборудование, на котором готовили наших студентов, существенно отличалось от того, какое есть в школах. Там оно было на порядок выше. Это как учить человека ездить на "Оке", а потом посадить его на новый современный автомобиль. А теперь у нас есть робототехника, флотилия беспилотников, стол Пирогова и т. д. Это важно.
Второй момент – мы должны научить наших ребят не бояться. Вот придет такая мамочка, как вы. С ней же надо научить нашего студента работать.
– Отношения с родителями – отдельный вопрос. Мне известно, как молодую учительницу начальных классов из школы выжил отец ученика.
– Родители вашего поколения росли в эпоху отрицания: все свое – плохо, российская система образования – плохая, ребенка нужно воспринимать таким, какой он есть, а не воспитывать.
Я помню, как однажды ехала в автобусе с детьми, которые вели себя безобразно. Я была посторонним человеком и спросила сопровождавшего их психолога, почему он не окажет влияния на поведение детей, не призовет к порядку, ведь в автобусе едут и другие люди. Она ответила, что это дети и их нужно воспринимать такими, какие они есть. Но почему мы должны уважать детей как личностей, не научив их также уважать других людей? Вы говорите – знания. А где ценности, смыслы, помощь, сопереживание?
В период обучения многих сегодняшних родителей вопросам воспитания в школе уделяли очень мало внимания. А еще Менделеев говорил, что образование без воспитания – это как меч в руках умалишенного.
Дети, которые сейчас учатся в средних, старших классах, росли в среде своих родителей. И они с этим ценностями приходят в школу. Некоторое время назад с родителей брали расписку, чтобы ребенку дать тряпку вытереть с доски. Это какой-то ценностный перевертыш.
Сейчас, слава богу, заговорили о трудовом, патриотическом воспитании. Но самое сложное в перестройке – сознание человека: пересмотр ценностей, отношений. Привычно жить в привычном формате. Привычно относиться к школе потребительски: мы вам ребенка дали – воспитывайте и образовывайте, причем так, как это видит родитель.
При этом я вовсе не исключаю и личностный фактор среди учителей. И среди них есть те, кто не любит свою профессию, вынужден в ней работать по тем или иным причинам. Но у нас что, все врачи – вундеркинды? Строители? Экономисты? Жизнь сложная, не могут все работать по призванию.
– Но я спрашиваю, скорее, об эффективности донесения знания, актуальности тех методов, которыми это делается для современных учеников. Общее место – что дети воспринимают информацию клипово. И вечный спор: что делать – учить их, грубо говоря, читать или подстраиваться под них?
– У нас в вузе есть стенд с очень хорошей цитатой, суть которой: людьми, которые читают соцсети, всегда будут управлять люди, которые читают книги.
Учение – это, вообще, труд. Но я понимаю, о чем вы говорите. Скорость развития информационного пространства, обилие источников легкой, быстродоступной информации оказывают влияние. Но мы взрослые люди, и наша задача – показать, что учение – это труд, что для получения знаний нужно преодолевать определенные препятствия и прикладывать усилия. Ничего не дается просто так. Нет же чипа, который можно в голову вставить. Невозможно научить ребенка рассуждать клипами.
Однако я признаю, что это совершенно другое поколение. Я признаю недостаточность разработанных методик подачи современного материала. Но педагогическая наука в этом направлении развивается. Другое дело, что информационное пространство, инфраструктура развиваются быстрее, чем можно делать обобщения, выводы и внедрять новые методики.
Те исследования, которые проводятся у нас в университете, мы предлагаем региональной системе образования. Вовлекаем в нее практиков – учителей. Свои наработки "обкатываем" в учебных заведениях. Когда мы завершаем исследования и даем рекомендации, то позиционируем их очень широко.
Но тут же есть и другая сторона – система образования тоже должна быть готова к восприятию новшеств. А посмотрите на средний возраст учителей. Человека, который преподает в сельской школе и ему 65 лет, сложно на это мотивировать. Хотя и среди них есть пытливые педагоги.
Очень много обстоятельств, которые должны сложиться для того, чтобы новшества заработали системно.
Но я очень благодарна Министерству просвещения за выделение в последнее время большого объема средств на развитие науки именно в педвузах. Чтобы методики совершенствовались, их нужно обобщать, отслеживать, систематизировать. А у нас долгие годы на педагогическую науку средств не выделялось. До сих пор в аспирантуре не предоставляются места по педнаправлениям. Вот и получается, что спрос, потребность есть. А предложение от Минобра по выделению приемных цифр в аспирантуру по педагогическому профилю очень узкое.