Топ-10 громких, но мягких приговоров, вынесенных "людям с положением" за взятки, растраты, мошенничества, превышение полномочий
Экс-глава Октябрьского района Барнаула Андрей Овсянников не понес наказания за "покупку должности" у бывшего замглавы администрации города Юрия Еремеева: на втором заседании суд вынес постановление о прекращении дела за истечением сроков давности. На фоне этой истории "Толк" вспомнил, кто еще из алтайских представителей власти за последние годы не отправился в колонию за коррупционные преступления.
1. В июле 2022 года главного врача компании "Добрый доктор" Сергея Богданова приговорили к трем годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком и штрафом в 200 тыс. рублей. Он попал под суд из-за обвинений в хищении 101 млн рублей. По данным следствия, вместе со своим замом и директором клиники Богданов несколько лет предоставлял в страховую фиктивные данные об оказанных медуслугах.
При этом отстранение главврача от должности признали незаконным и назначили Богданову компенсацию.
2. Месяцем ранее осудили первого замглавы Первомайского района Дмитрия Шипунова за получение 400 тыс. рублей взятки. Его приговорили к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года и штрафу в размере 2 млн рублей. Осужденному также запрещено занимать должности в органах местного самоуправления сроком на три года.
3. Бывший управделами губернатора и правительства Алтайского края Андрей Степанов в марте 2022-го отделался полутора годами условно за превышение должностных полномочий и злоупотребление служебным положением. В 2019 году подсудимый оплатил свое обучение за счет управления делами на сумму 130 тыс. рублей. А в 2020-м скрыл срыв госконтракта по строительству многоэтажного наземно-подземного гаража-стоянки в центре города, дав распоряжение выделить из бюджета субсидию в 19 млн рублей. Деньги нужны были для оплаты исковых требований подрядчика, который не получил своевременную выплату.
А вот его предшественник на посту Алексей Белобородов в 2020 году получил реальный срок, правда провел его львиную долю в СИЗО. А за другое уголовное преследование вообще получил извинения и компенсацию.
4. Экс-начальника Северо-Восточного ДСУ и экс-депутата АКЗС Сергея Сивца приговорили к трем годам лишения свободы условно и штрафу в 500 тыс. рублей за присвоение и растрату. Следствие установило, что он завысил стоимость работ по нанесению дорожной разметки компанией-субподрядчиком, в которой сам же являлся фактическим соучредителем, на 6,1 млн рублей. Его дело ранее связывали с обвинениями в адрес экс-министра транспорта Алтайского края Александра Дементьева, который получил реальный срок: в частности, считается, что именно Сивец дал против него показания.
5. Бывшая представительница губернатора и правительства региона в краевом парламенте Стелла Штань тоже получила три года лишения свободы условно и такой же испытательный срок. Ее признали виновной в мошенничестве: вместе с директором частного детского сада Happy Baby Еленой Воротниковой она заключила фиктивный договор купли-продажи на помещение. Совместно они завладели 14 млн рублей, выделенными по госпрограмме на аренду.
6. Такое же наказание с разницей в день получила бывшая вице-премьер алтайского правительства Ирина Долгова за превышение должностных полномочий. А именно осенью 2018 года она организовала знакомому выдачу лекарства стоимостью 200 тыс. рублей за счет казны в обход закона.
Кроме того, Долгова заставила подведомственное ей унитарное предприятие купить неликвидные товары с ограниченным сроком годности у конкретной фирмы – ущерб казне составил еще более 107 тыс.
7. Экс-замминистра регионального минздрава Елена Кравец и вовсе не лишилась свободы: она получила штраф в 4,5 млн рублей за взятку покупкой дорогостоящих материалов для ремонта в различных строительных магазинах. Также ее обязали выплатить государству компенсацию в 2,2 млн рублей, равную сумме взятки, и запретили занимать руководящие должности в госорганах сроком на пять лет.
Именно Кравец поспособствовала раскрытию преступления Долговой, о чем намекала в суде. Прокуратура пыталась обжаловать ее приговор, но из этого ничего не вышло.
8. Бывшая депутат АКЗС Ирина Теплова и главный конструктор ФНПЦ "Алтай" Андрей Литвинов получили условные сроки за присвоение средств ФНПЦ "Алтай" совместно с гендиректором предприятия.
Обоих приговорили к четырем годам лишения свободы условно и штрафу в 1 млн рублей. Экс-гендиректор Александр Жарков умер, и дело против него прекратили.
По версии следствия, ФНПЦ "Алтай" получал от компании "Рособоронэкспорт" деньги за работы, которые выполнялись сотрудниками предприятия в рамках их обязанностей, а по документам их проводили как дополнительные, выполнявшиеся на предприятиях-субподрядчиках, руководителями которых были Теплова и Литвинов. Ущерб государству составил более 100 млн рублей.
9. Бывший мэр Рубцовска Владимир Ларионов оказался виновным в крупном мошенничестве: он завладел деньгами одной из местных компаний – более 1,1 млн рублей. За это чиновник обещал посодействовать в выплате долга предприятию со стороны МУП "Рубцовские тепловые сети".
Бывший градоначальник получил четыре года условного лишения свободы и штраф в размере 800 тыс. рублей.
Ларионов попадал на скамью подсудимых дважды: в 2016 году его осудили за превышение полномочий, но он избежал наказания благодаря амнистии.
10. В июле 2022 года суд изменил приговор экс-руководителю спорткомитета мэрии Барнаула Алексею Каретникову, осужденному в мае за взятку, присвоение и растрату. Изначально его приговорили к штрафу в размере 750 тыс. рублей. Также чиновнику запретили занимать определенные должности сроком на три года. А по итогам апелляции постановили еще и конфисковать у него имущество, эквивалентное сумме взятки.
По данным следствия, в 2016 году Каретников получил 100 тыс. рублей от одного из предпринимателей Барнаула за то, что выбрал его компанию в качестве поставщика без проведения конкурсных процедур. Также экс-чиновник похитил 100 тыс. рублей по якобы выигранным двумя спортшколами грантам и 400 тыс. рублей, направленных на проведение мероприятий.
Ранее в интервью прокурор Алтайского края Антон Герман так говорил об условных сроках для коррупционеров: "Важна не столько суровость наказания, сколько его неотвратимость. <...> Мы абсолютно заинтересованы в том, чтобы наказание в полном объеме соответствовало преступлению".