Барнаульцы рассказывают о кратном росте сумм в декабрьских "платежках" за коммунальные услуги после повышения тарифов и на фоне морозов
Жители Барнаула начали получать квитанции за декабрь, стоимость коммунальных ресурсов в которых рассчитана уже по новым тарифам, выросшим с 1 декабря второй раз за год. В соцсетях набирает силу волна возмущений, жалоб по поводу взрывного роста платежей по сравнению и с ноябрем текущего года, и с декабрем прошлого.
"Такого не было в самые холодные зимы!"
"Пришла квитанция на коммуналку за декабрь. Сказать, что я [удивлен] – не сказать ничего. Стандартная "трешка" в типовой 9-этажке. В ноябре – 6 830 [рублей], в декабре – 9 994. Рост на 46%. Львиная доля в этом росте – плата за отопление, выросшее на 218%!!! Было 2 431, стало 5 321 [рубля]. По сравнению с декабрем прошлого года (7 818), рост на 2 176 рублей, или почти на 28%. Какие […] 14% (предельный индекс для Барнаула), не говоря про анонсированные 9%?" – написал на своей странице во "ВКонтакте" барнаулец Андрей Краснощеков.
Однако барнаульцы, особенно жители многоквартирных домов, подключенных к центральному отоплению, предельно возмущены значительно выросшими цифрами в квитанции.
"Пришла квитанция за коммунальные услуги за декабрь. За отопление 4 352 рубля! Такого не было в самые холодные зимы! Квартира 40 кв. метров", – написала участница сообщества Barnaul22 Татьяна. Общая сумма платежа по квитанции у нее составила 7 481 рубль.
Комментатор Наталья Захарова привела свои цифры: плата только за отопление в квартире площадью 54 кв. метра составила 4 028 рублей, а в целом сумма – 8 351 рубль.
"Праздник к нам приходит. Окна дома все открыты, батареи перекрываем, стояки жарят так, что в минус 30 дышать нечем. Топим улицу и помогаем кому-то заработать", – написала она.
Анатолий Афанасьев сообщил о цифре в квитанции в 11 284 рубля в трехкомнатной квартире площадью 60 кв. метров.
Анна Чернова в сообществе "Инцидент Барнаул" написала, что "по сравнению с ноябрем коммуналка поднялась в два раза": с 5 608 рублей в ноябре до почти 10 тысяч в декабре. "Где 14%?!" – пишет она. А другой участник сообщества пишет также, что "топят как не в себя".
О том, какая разница в начислении по целому дому, "Толку" рассказал председатель ТСЖ Константин Емешин. Речь идет о панельной девятиэтажке в центре Барнаула. По всем без исключения услугам, указанным в квитанциях, в декабре 2021 года всем квартирам начислили совокупно 896 тысяч рублей, в ноябре 2022-го – 836 тысяч, а в декабре 2022-го – уже 1 млн 62 тысячи рублей.
Как считать разницу между квитанциями?
Вот это очень непростой вопрос. Поскольку важно, что с чем сравнивать.
Во-первых, к коммунальным услугам относятся далеко не все, что входят в состав квитанции. Например, содержание жилья, домофон, вывоз мусора и ряд других строчек к ним не относятся.
К коммунальным услугам относятся:
- отопление,
- холодная вода,
- подогрев воды (горячая),
- водоотведение и канализование,
- газ,
- электроэнергия,
- в сельской местности – еще уголь и дрова для печного отопления.
То есть сравнивать нужно будет совокупные платежи именно за эти услуги. И именно между этими суммами разница, например, в Барнауле не должна превышать 14,7%.
Кроме того, сравнивать нужно не просто цифры в квитанции, а стоимость сопоставимого объема потребленных услуг, объяснила "Толку" краевой депутат, эксперт в вопросах ЖКХ Людмила Суслова. Что это значит? В каждой квитанции указано, плата за какой объем тепла, воды, света взимается. В морозы, например, любая квартира, подключенная к центральному отоплению, потребляет больше тепла. Могут также различаться и кубометры использованной воды, и объем электроэнергии – скажем, во время длинных праздников люди их тратят больше.
Так вот для сравнения можно взять квитанцию за декабрь (после повышения тарифа), посмотреть, сколько коммунальных ресурсов потрачено. Потом взять квитанцию за ноябрь (до повышения тарифа), посмотреть в ней, каким был прежний тариф. И посчитать, сколько бы стоил по "старым" расценкам декабрьский объем услуг. И вот это сравнение – за один и тот же объем услуг, но по разным тарифам – будет считаться корректным.
И те потребители, у которых разница превысит предельно допустимый уровень роста оплаты, будут иметь право на получение компенсации из бюджета.
Но как объяснила Людмила Суслова, депутатам краевого заксобрания, входящим в профильный комитет, власти края объясняли, что, например, в Барнауле на компенсацию будут иметь право не более 3-5% потребителей. Просто потому, что рост тарифа для Сибирской генерирующей компании (СГК), которая обеспечивает около 90% жителей города теплом, составил 11%, а доля платы за отопление и подогрев воды в общей сумме квитанции занимает большой объем. То есть совокупный рост платежа за коммунальные услуги чисто математически мало у кого превысит 14,7%.
Риски превышения скорее серьезнее в некоторых районах края, где рост тарифов на тепло значительно выше, чем у той же СГК, и повышение платежек может превысить установленный средний порог по региону в 10,3%. Вот там за компенсациями люди могут начать обращаться.
При этом власти края в целом провели крайне скудную информационную кампанию по разъяснению того, как считать разницу, где получать компенсации и что для этого нужно сделать.
Лишь губернатор края Виктор Томенко во время прямой линии с населением в начале декабря посоветовал людям идти за разъяснениями и компенсациями в местные администрации или органы соцзащиты:
"Помогут и заявления написать, и посчитать уровень компенсации".
Он же объяснил, зачем вообще дважды за этот год власти страны решили повысить тарифы. Это, по словам Томенко, нужно, чтобы ресурсоснабжающие организации могли "нормально функционировать: платить сегодняшний уровень заработных плат работникам, своевременно приобретать топливо, уголь, газ, дизель, вести ремонтную кампанию на объектах, обновлять их, если требуется".
Напомним, что в следующем году традиционного повышения тарифов с 1 июля федеральные власти обещали не проводить.