Личному не место в политике: Николай Губерт – о должности, главах и конфликтах

Николай Губерт
Николай Губерт Фото: Дмитрий Черских / пресс-служба АКЗС

По мнению Николая Губерта, причиной конфликтов между главами и депутатами часто становятся "просто недопонимание или разная позиция по решению одной и той же проблемы, отсутствие договороспособности"

Николай Губерт, более 10 лет работавший главой Завьяловского района, в начале ноября стал начальником краевого департамента внутренней политики. Он возглавил ведомство после серьезной критики работы департамента, в разгар массового назначения глав городов и районов, в некоторых из которых идет настоящая борьба за пост с участием краевых игроков. В интервью "Толку" Губерт рассказал, почему первой задачей видит устранение фактора личных отношений из местной политики, когда департамент будет выступать третьей стороной и сколько раз в день ему звонят главы.

"Договоренностей быть не может"

– Как сказал недавно один депутат о вас: "У него сложная задача – пришел, а надо 40 глав назначать". Вы действительно в непростой период вступили в должность. Для вас это проверка на прочность или рабочая ситуация?

– Ответственность на самом деле большая. 43 территории, где избираются главы (новыми составами депутатов после истечения срока полномочий. – Прим. ред.). Но за назначением сейчас стоит еще пятилетний срок их работы потом, чтобы население было удовлетворено качеством жизни, чтобы решались каждодневные проблемы, и это большой пласт работы. Поэтому подборка кандидатур – это очень серьезный вопрос.

Власть переменилась: в Волчихинском районе депутаты избрали другого главу

Экс-глава района Елена Артюшкина, претендовавшая на пост несмотря на возбужденное против нее уголовное дело, проиграла один голос фермеру и экс-депутату

Процесс этот, конечно, происходит не в ручном режиме. В выдвижении участвуют партии, конкурсные комиссии отбирают кандидатов. Да, непростая история. Но в большинстве территорий, где конкурсы уже прошли, мы видим, что все происходит в рабочем режиме – в основном остались прежние главы. Новых – семь человек.

– Почему сменились эти семь?

– Кто-то ушел на заслуженный отдых, кто-то, как я, сменил работу. Это естественные процессы.

– Когда вы пришли, процесс назначения глав, отбора кандидатов уже был запущен. Вы как-то влияли на него?

– Нет, конечно. Как я мог это сделать, если большинство комиссий уже приняли документы, а где-то даже прошли конкурсы и депутаты приняли решения о назначении? Так что мы имеем то, что имеем, и с этим работаем.

– В Павловском и Алтайском районах сейчас довольно напряженные ситуации с назначением глав, в том числе якобы из-за разногласий с позицией края. Вы можете прокомментировать ситуации в этих районах?

– Я так скажу. У конкурсных комиссий есть определенные ограничения. В обоих районах распоряжением губернатора я являюсь их руководителем. Сейчас там пока даже кандидатов нет, а есть лица, которые сдали документы. Еще идут проверочные мероприятия. И как только они будут допущены к конкурсу, мы сможем говорить на эту тему. А сегодня пока не о чем. Это касается ситуации и в Бийске, и в Рубцовске.

Практика показывает, не всегда люди, желающие участвовать в конкурсе, проходят проверочные мероприятия. И сегодня говорить, что точно будет по пять-семь кандидатов, непрофессионально.

– Насколько, на ваш взгляд, борьба за пост главы в этих районах является политической? Это же противостояние не между партиями, а внутриэлитное. Как глубоко край готов включаться в эти ситуации?

– Край занимает юридическую позицию. Должны быть правильно проведены конкурсы, заседания депутатов и приняты решения согласно законам РФ.

Смена фаворита и сюрприз от Студеникина: кто претендует на пост главы Бийска

Наиболее вероятным претендентом на пост мэра наукограда называют 34-летнего Виктора Щигрева, несмотря на неожиданное появление среди кандидатов действующего мэра

– В Бийске и Рубцовске для вас ожидаемо было, что документы подадут именно эти кандидаты? Возможно, были договоренности, а кто-то преподнес сюрприз.

– Договоренностей быть не может в этой ситуации. Выдвигать кандидатов могут партии, общественные организации. Что мы сегодня и видим.

– Но тому, что Студеникин, действующий мэр Бийска, подал документы, кажется, все удивились.

– Вы сами отвечаете на свой вопрос. Но он имеет на это право.

– Насколько может растянуться процесс проверок? Обычно они укладываются в какие-то более или менее стандартные сроки. А в Павловске уже пришлось переносить назначение.

– Не везде еще пришли документы. И это касается не только Павловского района. По Рубцовску, Рубцовскому району, еще по ряду территорий идут проверки. Чем больше желающих участвовать в конкурсе, тем дольше длится процедура. Неподготовленными комиссии не могут предложить депутатам те или иные кандидатуры.

"Вмешательство – неправильная формулировка"

– Как и когда вам предложили возглавить департамент?

– Мне поступило такое предложение ко времени окончания срока моих полномочий как главы.

– Почему вы согласились?

– Были определенные семейные обстоятельства, и мне хотелось расти, как и любому нормальному человеку.

– Вам раздают высокие авансы и возлагают большие надежды. На вас это не давит?

– Да, это очень повышает ответственность. Лучше бы я был малоизвестным человеком. Но я обещал, что буду делать все, чтобы эти надежды оправдать.

Выдвижение кандидатов на публичный пост мэра Рубцовска прошло под завесой тайны

Фаворитом в кампании по назначению градоначальника называют действующего главу Рубцовска Дмитрия Фельдмана, который смог согласовать позиции с руководством и края, и партии власти

– Какие первоочередные задачи вы себе ставите?

– Плотная работа с территориями. Важна консолидация между депутатским корпусом и исполнительной властью в каждой из них. Только в этом случае может получиться положительный результат.

– В Бийском, Хабарском, других районах действительно возникали трения между главами и депутатами. Почему?

– Разные причины. Но чаще всего решающую роль играет человеческий фактор – отношение к труду, к поставленным задачам. Нередко это просто недопонимание или разная позиция по решению одной и той же проблемы, отсутствие договороспособности. А депутаты и глава должны двигаться в одном русле.

– А кто в таких ситуациях должен быть тем "взрослым", кто в большей степени должен идти на компромисс, а не вставать в позу?

– Здесь, наверно, должна присутствовать третья сторона, которая и называется департаментом внутренней политики. Чтобы рассудить стороны.

– И насколько допустимо вмешательство третьей стороны?

– Это неправильная формулировка – вмешательство. Правильно – объяснение ситуации одной или другой стороне. Есть много положительной практики в районах. СМИ обычно пишут об отрицательной, но есть и очень позитивный опыт – во всех сферах. Наша задача – показать: вот в том районе этот вопрос решили положительно, а у вас этого не происходит – обратите внимание, можно даже съездить и поучиться, что не возбраняется, а даже приветствуется.

– Депутаты АКЗС неоднократно довольно жестко высказались о прежнем качестве работы департамента, который плохо контролирует работу на местах. Как вы считаете, какие шаги нужно предпринять, чтобы наладить системную работу с местными властями?

– Я не буду обсуждать работу предшественника, это по меньшей мере некорректно. Но, вы правы, мы будем выстраивать систему взаимодействия с муниципалитетами. Мы уже проговорили с Андреем Валерьевичем (Некрасовым, заместителем начальника департамента. – Прим. ред.), как будем это делать. Понимание есть. Систему мы наладим такой, какой она должна быть.

Просто позор: как кризис власти в одном районе края взбудоражил депутатов АКЗС

Единоросс предложил отозвать из командировки в Луганскую республику главу департамента внутренней политики Алтайского края, чтобы тот срочно и лично разрешал кризис в Хабарском районе

– И какой?

– Я думаю, что если пошагово рассказывать, то я буду не нужен на этой должности руководителя (улыбается). Важно, что у меня такое понимание есть.

– Но сегодня выстраивание системы может натолкнуться на личные взаимоотношения на местах внутри элит, которые нередко и становятся причиной трений или конфликтов в территориях. Вы понимаете, как выстраивать систему, при которой такие взаимоотношения не будут довлеть при принятии решений над интересами населения? Как будете работать в политической плоскости?

– Зачем превращать межличностные отношения в политику? Это как раз наша работа – не допускать этого. Такие отношения ни в коем случае не должны определять ситуацию ни в одной территории.

Как это исправить? Первое, что мы сделаем, – совместно с АКЗС направим глав и председателей представительных органов учиться. Мы уже договорились об этом с двумя вузами – АлтГУ и РАНХиГС. Ведь нередко сложности возникают из-за недопонимания ситуации или незнания каких-то основ.

– Резюмируя – можно ли говорить, что одна из важнейших для вас задач состоит в том, чтобы не допустить влияния межличностных отношений на политическую ситуацию внутри территорий?

– Это сейчас основная задача.

"Пропитан" проблемами районов

– Как глава Завьяловского района вы раньше возглавляли палату районов в Ассоциации муниципальных образований края. Как вам это помогает? Насколько вы знакомы с главами – действующими или претендующими на это место?

Проскурин покинул пост начальника департамента внутренней политики края

В правительстве Алтайского края произошли кадровые перестановки. Руководитель департамента внутренней политики региона официально покинул свой пост

– Конечно, 10 лет такой работы помогают. Я знаю тех, кто работает сейчас, помню тех, кто был главами до них.

Ассоциация – нужная вещь. Она собирает воедино все вопросы с территорий. И мне как раз досталась эта роль – аккумулировать у себя информацию из районов. Все животрепещущие вопросы собирались именно у меня. Естественно, я был "пропитан" проблемами всех районов.

– Насколько они общие?

– Все разные, как и территории. Разные подходы и у руководства к решению проблем. Наша задача – выявить наилучший опыт и транслировать на территории, где они не решаются.

– В прошлом году несколько экспертов говорили о том, что закон о местном самоуправлении требует серьезных изменений. Насколько, на ваш взгляд, он устарел? Требуется ли перенастройка полномочий, финансирования? Или вопрос не в законе?

– Я по 131-му закону писал диплом в вузе. Понимаете, закон – такая вещь, которая требует постоянных изменений. Есть нормы, которые уже не применимы в сегодняшних реалиях. И 131-й закон также требует изменений. Но, на мой взгляд, мнение об этом должно быть экспертное и комплексное, не только одно мое.

– Но есть же какие-то практические вещи, с которыми вы как глава сталкивались.

– Не хотел бы комментировать, поскольку мы обязаны исполнять действующий закон.

Переход на округа

– Создание муниципальных округов уже закреплено в законодательстве. Имеет ли смысл и дальше создавать их в Алтайском крае?

– На наш взгляд, этот вопрос нельзя с повестки снимать. Есть территории, где переход на форму округа мог бы быть востребован.

– Есть какой-то список районов, которые находятся в проработке по этому вопросу?

– Такого списка не существует.

– Сколько звонков от глав в день вам поступает?

– Я на работе с 8.00 до 21.00. Все это время занято в эфире.

Выборы в Павловском районе могут столкнуть интересы мощных краевых политиков

Эксперты подчеркивают: отсутствие согласованной позиции между всеми сторонами выборов в районе делает и их итоги, и перспективы назначения нового главы малопредсказуемыми

Лента новостей