X

Личному не место в политике: Николай Губерт – о должности, главах и конфликтах

Николай Губерт
Николай Губерт Фото: Дмитрий Черских / пресс-служба АКЗС

По мнению Николая Губерта, причиной конфликтов между главами и депутатами часто становятся "просто недопонимание или разная позиция по решению одной и той же проблемы, отсутствие договороспособности"

Николай Губерт, более 10 лет работавший главой Завьяловского района, в начале ноября стал начальником краевого департамента внутренней политики. Он возглавил ведомство после серьезной критики работы департамента, в разгар массового назначения глав городов и районов, в некоторых из которых идет настоящая борьба за пост с участием краевых игроков. В интервью "Толку" Губерт рассказал, почему первой задачей видит устранение фактора личных отношений из местной политики, когда департамент будет выступать третьей стороной и сколько раз в день ему звонят главы.

"Договоренностей быть не может"

– Как сказал недавно один депутат о вас: "У него сложная задача – пришел, а надо 40 глав назначать". Вы действительно в непростой период вступили в должность. Для вас это проверка на прочность или рабочая ситуация?

– Ответственность на самом деле большая. 43 территории, где избираются главы (новыми составами депутатов после истечения срока полномочий. – Прим. ред.). Но за назначением сейчас стоит еще пятилетний срок их работы потом, чтобы население было удовлетворено качеством жизни, чтобы решались каждодневные проблемы, и это большой пласт работы. Поэтому подборка кандидатур – это очень серьезный вопрос.

Власть переменилась: в Волчихинском районе депутаты избрали другого главу

Власть переменилась: в Волчихинском районе депутаты избрали другого главу

Экс-глава района Елена Артюшкина, претендовавшая на пост несмотря на возбужденное против нее уголовное дело, проиграла один голос фермеру и экс-депутату

Процесс этот, конечно, происходит не в ручном режиме. В выдвижении участвуют партии, конкурсные комиссии отбирают кандидатов. Да, непростая история. Но в большинстве территорий, где конкурсы уже прошли, мы видим, что все происходит в рабочем режиме – в основном остались прежние главы. Новых – семь человек.

– Почему сменились эти семь?

– Кто-то ушел на заслуженный отдых, кто-то, как я, сменил работу. Это естественные процессы.

– Когда вы пришли, процесс назначения глав, отбора кандидатов уже был запущен. Вы как-то влияли на него?

– Нет, конечно. Как я мог это сделать, если большинство комиссий уже приняли документы, а где-то даже прошли конкурсы и депутаты приняли решения о назначении? Так что мы имеем то, что имеем, и с этим работаем.

– В Павловском и Алтайском районах сейчас довольно напряженные ситуации с назначением глав, в том числе якобы из-за разногласий с позицией края. Вы можете прокомментировать ситуации в этих районах?

– Я так скажу. У конкурсных комиссий есть определенные ограничения. В обоих районах распоряжением губернатора я являюсь их руководителем. Сейчас там пока даже кандидатов нет, а есть лица, которые сдали документы. Еще идут проверочные мероприятия. И как только они будут допущены к конкурсу, мы сможем говорить на эту тему. А сегодня пока не о чем. Это касается ситуации и в Бийске, и в Рубцовске.

Практика показывает, не всегда люди, желающие участвовать в конкурсе, проходят проверочные мероприятия. И сегодня говорить, что точно будет по пять-семь кандидатов, непрофессионально.

– Насколько, на ваш взгляд, борьба за пост главы в этих районах является политической? Это же противостояние не между партиями, а внутриэлитное. Как глубоко край готов включаться в эти ситуации?

– Край занимает юридическую позицию. Должны быть правильно проведены конкурсы, заседания депутатов и приняты решения согласно законам РФ.

Смена фаворита и сюрприз от Студеникина: кто претендует на пост главы Бийска

Смена фаворита и сюрприз от Студеникина: кто претендует на пост главы Бийска

Наиболее вероятным претендентом на пост мэра наукограда называют 34-летнего Виктора Щигрева, несмотря на неожиданное появление среди кандидатов действующего мэра

– В Бийске и Рубцовске для вас ожидаемо было, что документы подадут именно эти кандидаты? Возможно, были договоренности, а кто-то преподнес сюрприз.

– Договоренностей быть не может в этой ситуации. Выдвигать кандидатов могут партии, общественные организации. Что мы сегодня и видим.

– Но тому, что Студеникин, действующий мэр Бийска, подал документы, кажется, все удивились.

– Вы сами отвечаете на свой вопрос. Но он имеет на это право.

– Насколько может растянуться процесс проверок? Обычно они укладываются в какие-то более или менее стандартные сроки. А в Павловске уже пришлось переносить назначение.

– Не везде еще пришли документы. И это касается не только Павловского района. По Рубцовску, Рубцовскому району, еще по ряду территорий идут проверки. Чем больше желающих участвовать в конкурсе, тем дольше длится процедура. Неподготовленными комиссии не могут предложить депутатам те или иные кандидатуры.

"Вмешательство – неправильная формулировка"

– Как и когда вам предложили возглавить департамент?

– Мне поступило такое предложение ко времени окончания срока моих полномочий как главы.

– Почему вы согласились?

– Были определенные семейные обстоятельства, и мне хотелось расти, как и любому нормальному человеку.

– Вам раздают высокие авансы и возлагают большие надежды. На вас это не давит?

– Да, это очень повышает ответственность. Лучше бы я был малоизвестным человеком. Но я обещал, что буду делать все, чтобы эти надежды оправдать.

Выдвижение кандидатов на публичный пост мэра Рубцовска прошло под завесой тайны

Выдвижение кандидатов на публичный пост мэра Рубцовска прошло под завесой тайны

Фаворитом в кампании по назначению градоначальника называют действующего главу Рубцовска Дмитрия Фельдмана, который смог согласовать позиции с руководством и края, и партии власти

– Какие первоочередные задачи вы себе ставите?

– Плотная работа с территориями. Важна консолидация между депутатским корпусом и исполнительной властью в каждой из них. Только в этом случае может получиться положительный результат.

– В Бийском, Хабарском, других районах действительно возникали трения между главами и депутатами. Почему?

– Разные причины. Но чаще всего решающую роль играет человеческий фактор – отношение к труду, к поставленным задачам. Нередко это просто недопонимание или разная позиция по решению одной и той же проблемы, отсутствие договороспособности. А депутаты и глава должны двигаться в одном русле.

– А кто в таких ситуациях должен быть тем "взрослым", кто в большей степени должен идти на компромисс, а не вставать в позу?

– Здесь, наверно, должна присутствовать третья сторона, которая и называется департаментом внутренней политики. Чтобы рассудить стороны.

– И насколько допустимо вмешательство третьей стороны?

– Это неправильная формулировка – вмешательство. Правильно – объяснение ситуации одной или другой стороне. Есть много положительной практики в районах. СМИ обычно пишут об отрицательной, но есть и очень позитивный опыт – во всех сферах. Наша задача – показать: вот в том районе этот вопрос решили положительно, а у вас этого не происходит – обратите внимание, можно даже съездить и поучиться, что не возбраняется, а даже приветствуется.

– Депутаты АКЗС неоднократно довольно жестко высказались о прежнем качестве работы департамента, который плохо контролирует работу на местах. Как вы считаете, какие шаги нужно предпринять, чтобы наладить системную работу с местными властями?

– Я не буду обсуждать работу предшественника, это по меньшей мере некорректно. Но, вы правы, мы будем выстраивать систему взаимодействия с муниципалитетами. Мы уже проговорили с Андреем Валерьевичем (Некрасовым, заместителем начальника департамента. – Прим. ред.), как будем это делать. Понимание есть. Систему мы наладим такой, какой она должна быть.

Просто позор: как кризис власти в одном районе края взбудоражил депутатов АКЗС

"Просто позор": как кризис власти в одном районе края взбудоражил депутатов АКЗС

Единоросс предложил отозвать из командировки в Луганскую республику главу департамента внутренней политики Алтайского края, чтобы тот срочно и лично разрешал кризис в Хабарском районе

– И какой?

– Я думаю, что если пошагово рассказывать, то я буду не нужен на этой должности руководителя (улыбается). Важно, что у меня такое понимание есть.

– Но сегодня выстраивание системы может натолкнуться на личные взаимоотношения на местах внутри элит, которые нередко и становятся причиной трений или конфликтов в территориях. Вы понимаете, как выстраивать систему, при которой такие взаимоотношения не будут довлеть при принятии решений над интересами населения? Как будете работать в политической плоскости?

– Зачем превращать межличностные отношения в политику? Это как раз наша работа – не допускать этого. Такие отношения ни в коем случае не должны определять ситуацию ни в одной территории.

Как это исправить? Первое, что мы сделаем, – совместно с АКЗС направим глав и председателей представительных органов учиться. Мы уже договорились об этом с двумя вузами – АлтГУ и РАНХиГС. Ведь нередко сложности возникают из-за недопонимания ситуации или незнания каких-то основ.

– Резюмируя – можно ли говорить, что одна из важнейших для вас задач состоит в том, чтобы не допустить влияния межличностных отношений на политическую ситуацию внутри территорий?

– Это сейчас основная задача.

"Пропитан" проблемами районов

– Как глава Завьяловского района вы раньше возглавляли палату районов в Ассоциации муниципальных образований края. Как вам это помогает? Насколько вы знакомы с главами – действующими или претендующими на это место?

Проскурин покинул пост начальника департамента внутренней политики края

Проскурин покинул пост начальника департамента внутренней политики края

В правительстве Алтайского края произошли кадровые перестановки. Руководитель департамента внутренней политики региона официально покинул свой пост

– Конечно, 10 лет такой работы помогают. Я знаю тех, кто работает сейчас, помню тех, кто был главами до них.

Ассоциация – нужная вещь. Она собирает воедино все вопросы с территорий. И мне как раз досталась эта роль – аккумулировать у себя информацию из районов. Все животрепещущие вопросы собирались именно у меня. Естественно, я был "пропитан" проблемами всех районов.

– Насколько они общие?

– Все разные, как и территории. Разные подходы и у руководства к решению проблем. Наша задача – выявить наилучший опыт и транслировать на территории, где они не решаются.

– В прошлом году несколько экспертов говорили о том, что закон о местном самоуправлении требует серьезных изменений. Насколько, на ваш взгляд, он устарел? Требуется ли перенастройка полномочий, финансирования? Или вопрос не в законе?

– Я по 131-му закону писал диплом в вузе. Понимаете, закон – такая вещь, которая требует постоянных изменений. Есть нормы, которые уже не применимы в сегодняшних реалиях. И 131-й закон также требует изменений. Но, на мой взгляд, мнение об этом должно быть экспертное и комплексное, не только одно мое.

– Но есть же какие-то практические вещи, с которыми вы как глава сталкивались.

– Не хотел бы комментировать, поскольку мы обязаны исполнять действующий закон.

Переход на округа

– Создание муниципальных округов уже закреплено в законодательстве. Имеет ли смысл и дальше создавать их в Алтайском крае?

– На наш взгляд, этот вопрос нельзя с повестки снимать. Есть территории, где переход на форму округа мог бы быть востребован.

– Есть какой-то список районов, которые находятся в проработке по этому вопросу?

– Такого списка не существует.

– Сколько звонков от глав в день вам поступает?

– Я на работе с 8.00 до 21.00. Все это время занято в эфире.

Выборы в Павловском районе могут столкнуть интересы мощных краевых политиков

Выборы в Павловском районе могут столкнуть интересы мощных краевых политиков

Эксперты подчеркивают: отсутствие согласованной позиции между всеми сторонами выборов в районе делает и их итоги, и перспективы назначения нового главы малопредсказуемыми

Лента новостей