Вице-премьеры алтайского правительства рассказали, почему с глав больше не "спускают шкуру", в чем причины "вспышек" на местах и можно ли говорить о катастрофе в управлении
"Система местного самоуправления находится в глубоком кризисе", "в муниципальной службе складывается непростая ситуация" – эти фразы прозвучали недавно на отчете губернатора, в том числе от него самого. Местная власть переживает сложные времена: катастрофа с кадрами, острый дефицит финансов и неподъемная ответственность. Все это вкупе с личными амбициями привело к тому, что на местах стало "бурлить" и "взрываться" и в политическом смысле тоже. Эксперты, в том числе принимающие решения в этой сфере, объяснили "Толку", что происходит и можно ли говорить о кризисе местной власти.
Бои местного значения
Только в 2021 году:
- в Троицком районе сначала с трех попыток не смогли выбрать главу, а потом объявили новый конкурс и, наконец-то, выбрали;
- глава Бийского района ушел в отставку после затянувшегося конфликта с депутатами;
- мэр Бийска сначала, никого не предупредив, на эмоциях подал в отставку после поставленной депутатами "двойки", а после разговора с губернатором передумал и отозвал заявление;
- в Солонешенском и Третьяковском районах главы ушли по состоянию здоровья,
- в Калманском районе депутаты из-за конфликта с главой района и друг с другом рискуют полностью парализовать работу райсовета.
2020-ый год был не менее "урожайным" на конфликты и противостояния в городах и районах: в Заринске новый глава сначала не мог поладить с коллективом, в прилегающем районе главу смогли избрать только со второй попытки, в Каменском районе — уже традиционно — выясняли отношения депутаты с администрацией и только к концу года, наконец, назначили главу, в Славгороде главу арестовали по подозрению во взятке незадолго до выборов депутатов, где друг с другом "воевали" члены партии власти.
Таким образом, большая часть конфликтов на местах связана с тем, что "мир не берет" главу и депутатов.
Новый стиль или бесконтрольность
У людей, которые либо участвуют в политике на местах, либо с ней связаны, существует две основных мнения относительно происходящего на местах.
Первая — сейчас происходит смена управленческой парадигмы. Экс-губернатор Александр Карлин всё и всех держал "в кулаке", фактически сверху управляя процессом, в том числе назначением глав — кандидатуры согласовывал край и депутатам чуть ли не оставалось только проголосовать. И они привыкли.
А затем пришел Виктор Томенко, который не скрывал, что предпочитает делегировать и доверять работу тем, кто за нее и должен отвечать. Тогда, объяснял он, система сможет работать при любом руководителе региона, оставаясь эффективной. И сейчас, получается, – трудности переходного периода, когда власти на местах привыкают к тому, что можно решать самим.
Вторая версия — на местах попросту не хватает контроля и заинтересованности правительства в том, что происходит, и, соответственно, ситуация малоуправляема. А это ведет к тому, что интересы отдельных участников процесса на местах начинают руководствоваться своими интересами, а не территории.
"Спускать шкуру никто не будет"
Вице-премьер Денис Губин, курирующий внутренний политику в регионе, второй вариант отвергает категорически.
"Работу своей команды губернатор основывает на современных принципах. Ключевое правило взаимодействия с главами городов и районов такое: "Мы работаем вместе, чтобы сделать жизнь людей лучше, мы готовы вам помогать. Но работать за вас, как говорится, ноги вам передвигать, никто не будет".
Чем отличается нынешний стиль нашего общения с муниципалитетами? Сегодня никто никого не вызывает "на ковер", чтобы спускать шкуру. Не для этого ведь человек приходит в команду, а для нас все главы – это члены команды. Мы хотим, чтобы у коллег формировалась мотивация развивать свои территории, а не преследовать какие-то личные интересы", – объяснил зампредседателя правительства.
На вопрос, может ли краевая власть определять, как действовать на местах, он ответил: "Наверное, в каких-то ситуациях может. Но давайте откровенно: я ведь не могу прийти к вам на кухню, греметь посудой, готовить еду, да и еще и учить жизни хозяйку дома!"
Это не кризис
Вместе с тем, эксперты говорят, что нагнетать не нужно и никакой катастрофы не происходит.
"Говорить о системном кризисе я бы не стал, – рассказал Борис Трофимов, глава комитета краевого заксобрания по местному самоуправлению. – Под кризисом я понимаю неспособность исполнять полномочия. А этого нет. Можно, пожалуй, говорить только о локальных кризисных проявлениях во взаимоотношениях представительной и исполнительной властей. Могут иметь место недопонимание, недорегулирование, низкая управленческая культура".
Денис Губин и вовсе называет ситуацию на местах управляемой, "в том числе и в тех районах, где главы ушли в отставку".
"Мы понимаем, что в некоторых территориях – очень сложное положение. И его, конечно, нужно исправлять. Но, простите, нельзя взять всё и в одночасье сделать", – говорит он.
Он подчеркивает — краевые власти готовы помогать, если это требуется. "И правительство помогает, активно поддерживает муниципалитеты финансово. Даже в пандемийный год мы направили на места больше средств. Да, этот процесс – увеличения объемов помощи – небыстрый. Но мы не сидим на мешке с деньгами. Правительство заинтересовано, чтобы города и районы развивались, росли, увеличивали доходную базу своих бюджетов".
Другой вице-премьер — Виталий Снесарь, который курировал внутреннюю политику до 2018 года, считает ничего сверхъестественного в том, что сейчас происходит в некоторых муниципалитетах, нет.
"Я не вспомню ни одного года с 2008 по 2018 год, в который бы не происходило каких-то конфликтов или трений в муниципальных образованиях. Это было всегда. Бывало, когда все заканчивалось или отставкой главы, или возбуждением уголовных дел, или недееспособностью депутатского корпуса. Рубцовск, Славгород, Завьяловский, Тальменский, другие районы – в них в разные периоды времени складывались очень непростые ситуации", – рассказывает он.
Закон старый, людей — нет
Снесарь видит две краеугольные причины в происходящем на местах.
"Во-первых, себя исчерпал отраслевой закон №131. Его приняли в 1990-х годах, затем модифицировали. Но он не соответствует реальному характеру взаимоотношений сельского и городского уровня, а их – с более высоким уровнем власти", – говорит вице-премьер.
По его мнению, нужно либо проводить генеральную реконструкцию закона, либо кардинально менять подходы:
"Текущий документ не работает. Он предполагает полноценное наполнение местных бюджетов, а не хождение с протянутой рукой, как есть на самом деле.
А когда модель не работает, появляется усталость просящих и раздражение дающих. Порой обострения происходят не от хорошей жизни, а от того, что накапливается критическая масса проблем развития. И находятся те, кто будучи заинтересован в политическом долголетии, ищут крайних, виноватых".
Вторая причина — кадровый голод.
"Как бы кто на меня ни обижался, но есть профессиональные муниципальные главы, которые себя реализуют в полной мере, люди, которые себя в этом нашли. А есть случайно занявшие этот пост. Те, кто приходят, решают свои вопросы и исчезают. Но самый редкий сейчас человек – до 40 лет, который пытается себя реализовать в местном самоуправлении. Большинству молодых людей это не интересно, не понятно, что там можно делать", – говорит Снесарь.
С ним согласен Борис Трофимов, который подчеркивает — на местах сейчас большая текучка кадров. Вопрос — и в низких зарплатах, и в престиже профессии как таковой.
Несколько глав рассказывали "Толку", что зачастую зарплата у работников администрации и, скажем, в местном крепком хозяйстве, отличается кратно, особенно в сезон. А ответственность за ошибки — вплоть до уголовной, не говоря о драконовских штрафах. Качество компетенций, управления на этом фоне падает значительно.
Денис Губин называет и еще одну причину:
"Нельзя забывать, что во власти работают люди. У кого-то накапливается усталость. Ведь при работе "на земле" человек постоянно находится в состоянии стресса, особенно в осенне-зимний период, когда и отопительный сезон надо проходить, и дороги от снега чистить.
Свое большое влияние оказывают современные гаджеты и социальные сети, которые позволяют молниеносно распространить информацию. Это создает дополнительное психологическое давление, и серьезное. Два-три человека могут поднять высокую информационную волну даже в том случае, если серьезной проблемы и нет".
Но, резюмирует он, любой человек во власти "должен понимать, что несет ответственность за свои действия":
"От его поступков зависит жизнь и безопасность людей. Если человек на территории ответственен и может сам что-то решить, честь ему и хвала. Возьмем Залесовский, Алейский, Кулундинский, Тальменский районы, где главы именно такие. Много и других районов можно назвать".
Губин считает, что сейчас важнейшим качеством должно стать умение договариваться:
"В местном самоуправлении, как и в государственной власти, есть две ветви. Это как руки – правая не может "жить" отдельно от левой. Да, глава города или района должен выстраивать коммуникации с депутатами. Да, любой депутатский корпус неоднороден. Но депутаты, как и глава, – тоже власть, мостик между жителями и администрацией.
Здесь важно умение руководителя выстраивать коммуникации, убеждать, а не действовать авторитарно, с позиции силы. Если конструктивных коммуникаций нет, то рано или поздно отношения войдут в "клинч". И если это произошло, то опять же нужно договариваться, тушить ситуацию, садиться за стол переговоров и говорить: "Я был не прав, вы тоже. Давайте вместе принимать решение, которое пойдет на пользу наших жителей".