Мороз проверил на прочность коммунальную систему региона
Поломки в котельных, аварии на ТЭЦ и жалобы на завышенные тарифы. Для коммунальной отрасли Алтайского края 2021 год начался крайне тяжело. География проблемных зон растянулась от Ярового до Бийска. Люди во время сильных морозов жаловались на холод в квартирах, у некоторых температура опускалась до +10 градусов (хотя по нормативам должна быть +18-24 градусов). Почему так произошло и как на сбои в котельных и на ТЭЦ отреагировали власти? «Политсибру» собрал основные «горячие» события года (а их немало).
Яровое
Что случилось?
8 и 10 января на ТЭЦ Ярового поочередно вышли из строя два основных котла - №10 и №7. В первом случае проблема была электротехнической части (отсутствовало электропитание механизма), а во втором - теплотехническая (неисправность теплообменника). Даже после поломок ТЭЦ продолжала подавать тепло потребителям, но уже с более низкими показателями. Из-за этого температура в квартирах части яровчан упала до +14, а у кого-то и до +10 градусов. Как сообщили в пресс-службе правительства, ремонт удалось начать только 10 января. Специалисты устранили проблемы без полного отключения тепловой сети. Утром 12 января два котла уже работали на полную мощность.
Поломку на двух котлах уже устранили, но не все проблемы решены
Как отреагировали?
Сразу после новогодних праздников глава региона Виктор Томенко отправил министра промышленности и энергетики Вячеслава Химочку лично проконтролировать ситуацию на проблемной ТЭЦ в Яровом.
Чиновник начал свой визит с «разбора полетов» в администрации. На совещании ему доложили, что подготовка к отопительному сезону была масштабной и финансово затратной. И то оборудование, которое вышло из строя на январских праздниках, специалисты во время летней ревизии проверили - оно не вызывало опасений и работало надежно вплоть до января.
Химочка посетил детские сады и школу, которые пострадали от аварии на ТЭЦ. А также лично встретился с жильцами, которые жаловались на низкую температуру в квартирах.
«Министр отметил, что люди относятся с пониманием, видят, что органы власти их не бросили, и понимают что на ТЭЦ делается все необходимое для обеспечения теплом жителей города», - сообщили в пресс-службе краевого минпрома.
Вячеслав Химочка заявил, что в 2021 году ремонт на предприятии продолжится.
«Станция не ремонтировалась много лет. Оборудование сложное, а ремонты капиталоемкие. Аварийность в большой степени связана с тем, что несколько лет назад был нарушен цикл ремонтных работ, и сегодня делаем все, чтобы восстановить цикл по техническому и капитальному ремонту», - сказал он по итогам поездки.
В ближайшие дни власти обсудят варианты возможной реорганизации ТЭЦ. И после этого, станет ясно, что будет дальше: либо модернизация существующей электростанции, либо создание нового энергоснабжающего объекта.
Напомним, с ноября 2019 года на ТЭЦ действует режим ЧС. Его ввели из-за низкого запаса угля. В 2020 году местные власти через суд расторгли договор продажи объекта частной компании ТПК «Ресурс». Поэтому в настоящий момент администрация ищет желающих взять проблемный объект в концессию.
Камень-на-Оби
3 января без холодной воды оставались 1755 человек
Что случилось?
Во время январских морозов в городе произошло сразу несколько аварий на котельных и коммунальных сетях.
Утром 1 января на котельной №44 остановилась углеподача. Проблему решили оперативно. Но через несколько часов «подвела» и котельная №29 (обслуживает 117 домов с населением 2,5 тысячи человек, больницу и другие соцобъекты). Здесь сломалась система шлакозолоудаления (ШЗУ), а позже коммунальщики обнаружили сбои в работе электрооборудования - не запускался поддув и сетевой насос. А когда все починили, то на ШЗУ произошла еще одна поломка, и ремонт затянулся. Котельную запустили в этот же день, но существенно теплее в квартирах не стало.
3 января в городе произошел крупный порыв водовода, который оставил без воды 65 многоквартирных домов и пять соцобъектов. Причиной аварии стала подвижка грунта, в результате чего чугунная труба переломилась. А вот вечером очередная авария случилась на котельной №44. Сломался редуктор топливоподачи. Из-за этого работу котельной остановили, а без тепла остался 61 многоквартирный дом (а это более 1,6 тыс. жильцов). Оперативно восстановить механизм не удалось. Поэтому загружать уголь в бункеры котлов стали вручную. В ночь на 4 января собрали и установили временный вал углеподачи, а неисправный отправили на завод в Барнаул, чтобы там изготовили новый. В это время в квартирах местных жителей температура упала.
Главный инженер предприятия Борис Борисов пояснил «Каменским известиям», что подобная ситуация на котельных произошла из-за плохой подготовки к отопительному сезону.
Как отреагировали?
В этот муниципалитет глава региона отправил уже министра строительства и ЖКХ Ивана Гилева.
Он провел совещание с главой Каменского района, руководителями предприятия «Каменские теплосети» и депутатами районного собрания. Также чиновник побывал в проблемных котельных №29 и №44 и в детских садах, которые отапливаются от них. А после поговорил с местными жителями (у некоторых из них температура в квартирах опускалась до +11 градусов). И дал поручение местным властям.
«Администрации Каменского района необходимо провести ревизию и создать резерв оборудования и материалов МУП «Каменские теплосети» для обеспечения своевременного устранения аварийных ситуаций», - заявил Гилев.
Он также добавил, что местные власти должны «надлежащим образом» координировать работу ресурсоснабжающих организаций.
Кстати, 12 января на предприятии «Каменские теплосети» назначили нового руководителя. Решать накопившиеся коммунальные проблемы теперь будет Алексей Ягупов, который ранее возглавлял компанию «ПИК «СибирьБытСервис» (поставщик угля).
Славгород
Что случилось?
В Славгороде новый год начался со сбоев в работе оборудования на котельной №10. Из-за этого батареи стали прохладнее в 22 многоквартирных и 50 частных жилых домах.
Как отреагировали?
Сюда Виктор Томенко снова отправил министра Ивана Гилева. Он проинспектировал работу котельных №10, №8 и №13, посетил лицей, детский сад и встретился с местными жителями.
«К сожалению, технологические сбои в работе котельного оборудования происходят, но есть и другие аспекты, напрямую влияющие на температуру в квартирах. Например, неспособность внутридомовых систем отопления обеспечить требуемые параметры теплоносителя», - отметил министр в ходе визита в город.
Он подчеркнул, УК и ТСЖ должны надлежащим образом подготавливать систему к отопительному сезону. А в случае необходимости «управляшка» должна в кратчайший срок отрегулировать гидравлический режим. Если жители не смогут найти взаимопонимания с обслуживающими организациями, то они должны незамедлительно обратиться в Госинспекцию региона, отметил министр.
Змеиногорск
Что случилось?
9 января в городе произошел порыв водосети. Из-за чего жители остались без центрального водоснабжения. Ситуацию усугубило еще и то, что место порыва не могли долго найти. Из-за аварии подача воды в котельные №5 и №12 была затруднена. Власти и сотрудники ЖКХ делали все необходимое, чтобы не допустить приостановку работы котельных и перегрев котла.
11 января «Змеиногорский вестник» написал, что местные жители стали жаловаться на температуру в квартирах. И дело здесь не в аварии на водосетях: проблемы с теплоснабжением были и до нее. Жители рассказывают, что у них всего +15 градусов, стояки холодные, а за отопление платят огромные деньги. Издание не назвало адреса, но отметило, что эти люди проживают в радиусе работы котельных №10 и №5.
А вот «Вести Алтай» сообщили, что замерзали в своих квартирах жильцы дома на ул. Ломоносова, 49, у которых термометры даже в самые «жаркие» дни не поднималась выше +16 градусов. Жильцы рассказали, что теплоснабжающая компания переваливает ответственность на УК, а управляющая – на теплоснабжающую. Но в итоге тепла в доме нет.
В УК пояснили, что жалобы на отопление появились после того, как на улице похолодало до -36...-38 градусов. Ведь температура теплоносителя осталась примерно на том же уровне, что и при -16 градусах, хотя должна была стать выше.
Как отреагировали?
В краевом минстрое телеканалу сказали, что в декабре уже проводили регулировку гидравлики, но, видимо, это не помогло. Поэтому власти пообещали после праздников разобраться, куда пропадает тепло по пути к домам.
А вот Змеиногорская межрайонная прокуратура свою проверку ситуации в двух многоквартирных домах на Ломоносова уже провела. Правоохранители установили, что ООО УК «Твой Дом» при подготовке многоквартирного дома ул. Ломоносова д. 49 к отопительному сезону 2020-2021 не провела промывку и испытания системы отопления здания. В адрес директора МУП «ЖКХ Змеиногорского района» и руководителя ООО УК «Твой Дом» внесены представления, в отношении гендиректора возбудили дело об административном правонарушении.
Горняк
Что случилось?
В Горняке тоже «прорвало», но не коммунальные сети, а местных жителей, которые возмутились выросшей платой за отопление. Горожане намерены дойти даже до президента. И уже записали видеообращение.
Судя по видео, некоторым начислили за отопление более 13 тыс. рублей. А вообще подобные суммы платежей у горожан варьируются от 6 до 14 тысяч. При этом особой жары в своих квартирах они не наблюдают. И остаются крайне недовольными качеством предоставляемой услуги.
Как пишет местная газета «К новым рубежам», во время сильных морозов температура в домах горожан падала до +17 градусов, а у кого-то и вовсе до +10. В некоторых домах замерзали водопровод и канализация, а в отдельных квартирах - стояки и батареи.
Возмущенные жители Горянка 11 января обратилась в районный Совет депутатов и попросили организовать встречу с народными избранниками, чтобы разобраться с тарифами на тепловую энергию. Также горожане встретились с главой Локтевского района Галиной Глазуновой.
Как отреагировали?
Власти оперативно пояснили причину такой дорогой платежки. Дело в том, что 1 июля 2020 года стоимость 1 Гкал тепловой энергии в Горняке выросла сразу на тысячу - с 2783,75 до 3543,72 рублей. Из-за роста тарифа был превышен максимальный рост платы за коммуналку. А потому в местном бюджете заложили средства на компенсацию для горожан. И получить ее могут все, кто платит по тарифам компании «Тепловые системы». С каждым, кто не согласен с начислениями за тепло, местные власти готовы работать индивидуально, подчеркнула Глазунова.
Бийск
Что случилось?
Во время новогодних праздников свое недовольство подорожавшим теплом выразили жители части Бийска (района Заречье). По их мнению, цены на тепло в платежках были необоснованно завышены. И это при том, что в некоторых домах во время сильных морозов было прохладно.
Как отреагировали?
Власти Бийска ответили горожанам, что никаких изменений в работе теплоснабжающих организаций за последнее время не было. И вся плата начислена строго из фактических показаний приборов учета (в мороз отопление всегда дороже).
Однако скоро теплоснабжение города ждут большие перемены. С 2021 года Бийск перешел на новую систему - альтернативную котельную. Это значит, что инвестор (Сибирская генерирующая компания) в ближайшие год-два вложит в город крупную сумму денег (около 1,8 млрд рублей), а «отбивать» ее будут постепенным ростом тарифа в течение 10 лет.
Но сначала для части жителей Бийска тариф снизится. А именно для тех, кто получает отопление от малых котельных. СГК, взяв над ними управление, уравняет более высокий тариф в Заречье с более низком для остальной части города.
P.S. Такое сложное начало года, безусловно, стало проверкой не только коммунальной сети региона. Но и региональной, и местной власти. И краевое правительство в данной ситуации ведет себе правильно. Виктор Томенко показал, что понимает проблемы муниципалитетов и не оставляет их один на один с замерзающими и крайне недовольными жителями. Время еще покажет, насколько весомой будет поддержка края, но приезды министров в «горячие точки», их выход в народ - это уже хорошая отработка темы.