За май 2021 года в регионе зафиксировали 3300 случаев детского травматизма
Последний месяц весны и первый месяц лета в Алтайском крае отметились множеством происшествий, жертвами в которых стали дети. У особо мнительных могло возникнуть ощущение, что над регионом нависло проклятье: практически каждый день СМИ сообщали об очередном пострадавшем или погибшем ребенке. Корреспондент «Политсибру» пообщался с экспертами, чтобы узнать, могло ли все это иметь какую-то общую причину, а также что необходимо сделать, чтобы жизням детей ничего не угрожало.
Они сошлись во мнении, что единые правила для всех тут не придумаешь
«Маленький мальчик по стройке гулял»
Первое действительно резонансное происшествие, унесшее жизнь ребенка, произошло в Алтайском крае еще в апреле.
В Рубцовске при загадочных обстоятельствах погибла 12-летняя школьница. Ее смерть связывали с беседой с завучем школы, который вызвал ребенка «на ковер» из-за видео с двусмысленным подтекстом. В дальнейшем эта версия не подтвердилась: причиной смерти ребенка стала аспирация пищевыми массами, то есть, девочка подавилась. История наделала немало шума в обществе и спровоцировала целую дискуссию на предмет того, могут ли взрослые нарушать личные границы детей.
В мае в СМИ всей страны попало избиение и надругательство над школьницей ее же подругами. Уголовное дело взял на личный контроль глава российского следкома Александр Бастрыкин.
Ребенок погиб на пожаре в Родинском районе. Чуть позднее мальчик выпал из окна в Рубцовске. Подобные случаи происходили с детьми и в других населенных пунктах. В Барнауле девочка после падения из окна впала в кому.
Несколько инцидентов случилось и на аттракционах. В Барнауле 30 мая перевернулся батут, два ребенка получили серьезные травмы. А позже в Новоалтайске девочка повредила ноги на карусели. Затем мальчик сломал позвоночник на еще одном барнаульском батуте.
А в одном из сел Бурлинского района мать подозревают в смерти годовалого ребенка. В Волчихинском районе девочку на глазах у отца насмерть придавило упавшей дверью от металлических ворот. А в Тальменском районе девочка-подросток погибла после удара током в бане из-за установленных с нарушениями водонагревателя и душевой кабины. В Благовещенском районе тело двухлетнего ребенка обнаружили в баке с водой. Труп младенца был найден и в квартире в Камне-на Оби.
Больше травм, меньше трагедий
Разумеется, искать некую сверхъестественную причину во всем произошедшем никто не намерен. Однако мысль, что в 2021 году в Алтайском крае детям угрожает буквально все, нет-нет да и возникает. Статистика по этому вопросу, впрочем, выглядит двояко.
По словам детского омбудсмена в Алтайском крае Ольги Казанцевой, в 2021 году смертность среди детей скорее снизилась: в 2020 году за май и июнь (до 23 числа) погибло 16 детей. В 2021 году – 11. Заметно сократилось число утоплений: с шести до двух.
«Гибель каждого ребенка – это трагедия. Если такое происходит, значит, мы все вместе, общество, где-то упускаем важные моменты безопасности детей», – отметила омбудсмен.
А вот количество детских травм за май выросло очень и очень существенно: с 2500 в 2020 году до 3300 в 2021-м, то есть почти на треть.
Однако и здесь нужно отметить два момента: в эту категорию попадают вообще все травмы, включая и достаточно мелкие. Например, ушибы. А во-вторых, этот период в 2020 году совпал с самоизоляцией, которая в начале пандемии жителями региона еще более-менее соблюдалась, что также положительно сказалось на общих показателях травматизма. Впрочем, рост в 800 случаев все равно выглядит очень и очень серьезным.
«Безбашенность, порнуха, алкоголь и убийства»
Основная причина, что дети в конце весны – начале лета часто сталкивались с угрозой здоровью и жизни, в общем-то, понятна. Это, конечно же, начало каникул, во время которых ребята школьного возраста часто оказываются без присмотра. Но есть и другие, менее очевидные моменты.
Например, руководитель краевого профсоюза работников образования и краевого Совета отцов Юрий Абдуллаев отметил: в современном обществе в целом наплевательски относятся к технике безопасности. В основном, из-за стремления побольше заработать.
«Любая техника и правила безопасности написаны кровью», – напомнил Абдуллаев.
А вот депутат Алтайского краевого Заксобрания Евгения Боровикова рассматривает угрозы безопасности детей как прямое следствие других язв общества.
«Дети страдают от нехватки внимания родителей, потому что те постоянно заняты работой, чтобы прокормить семью на нищенскую зарплату. Родителям также не всегда хватает денег, чтобы оплатить занятия в секциях. Тогда ребенок оказывается предоставлен сам себе», – видит корни проблемы в материальной сфере Боровикова.
Однако в целом упущение в безопасности депутат объясняет просто: «мир сошел с ума», утрачены ценности, ориентиры и идеалы прошлого. Проявляется это в общем упадке культуры: кругом «безбашенность, порнуха, алкоголь и убийства», говорит депутат.
Помогло в Израиле, поможет и нам
Главный алтайский отец Юрий Абдуллаев отмечает: сделать окружающий мир безопасным для детей сможет только общественный контроль.
«Государство просто не охватит все сферы нашей жизни. Нужно чтобы каждый человек не был равнодушным», – отметил педагог.
Контроль, при котором каждый член общества знает, что ему делать и куда сообщать в случае обнаружения какой-то опасности, смог защитить от терроризма Израиль, добавил он.
Но самое главное, пожалуй, для защиты детей – занятость.
«С ребенком нужно все-таки разговаривать, чем-то занимать, даже если тебя нет рядом. Должны быть секции, другие полезные занятия», – отметила депутат барнаульской гордумы Марина Понкрашева.
По ее словам, система детского досуга в крае есть и прекрасно работает. Но, видимо, пока еще не без недостатков.
А Абдуллаев считает хорошей формой занятости детские и молодежные организации по образцу советского пионерского движения. Впрочем, чтобы все это работало, таким инициативам нужно финансирование и интерес со стороны общества.
Что же касается контроля за юным поколением, то здесь мнения у знатоков детства расходятся. Евгения Боровикова полагает, что родителя в жизни ребенка должно быть больше, а надзор за возможными источникам опасности, например, аттракционами должен быть гораздо жестче.
А вот Юрий Абдуллаев в отношении контроля и самостоятельности является сторонником золотой середины. Все дети, по его мнению, разные, и если кто-то, как он сам, к 16 годам может самостоятельно поехать в другой город, чтобы поступить в вуз, то у некоторых великовозрастных «детей» проблемы с этим возникают даже после армии.
В общем, единого рецепта, чтобы обезопасить детей, все же нет. Понятно одно: помочь могли бы большая заинтересованность родителей в собственных чадах (которой сейчас, похоже, часто не хватает), и системный подход к организации детского досуга, который бы обеспечил постоянное нахождение подрастающего поколения «при деле». Пока этого не будет, гарантировать детскую безопасность невозможно.