«Назначенный» мэр с работой справляется. А вот как лучше определять градоначальника – вопрос более сложный
Усилившая оппозиция все активнее заявляет о желании вернуть выборы мэров в Алтайском крае. Еще немало копий будет сломано по поводу того, стоит это делать или нет. Сторонники скажут, что именно народ должен выбирать своего главу. Противники, что все и так работает нормально, зачем рушить без очевидной выгоды. О том, как функционирует система назначений, судить можно хотя бы на примере Барнаула, которым сейчас управляет Вячеслав Франк. Справляется ли он со своей работой и насколько необходимы городу прямые выборы мэра, «Политсибру» спросил у экспертов и общественников.
Открытость есть
Практически все собеседники сошлись в одном: огромным достоинством барнаульских властей при Вячеславе Франке стала их большая открытость. Власти активнее идут на контакт с общественниками и политиками, отвечают на депутатские запросы и взаимодействуют с инициативными гражданами.
«Намного проще стало попадать на прием, решать многие вопросы так, как это и должно быть», – отмечает сопредседатель алтайского Общероссийского народного фронта и депутат барнаульской Думы Марина Понкрашева.
По ее словам, за 10 лет стажа в БГД сейчас она работает в наиболее комфортных условиях. Городские власти, по словам Понкрашевой, слышат депутатский корпус.
Кроме того, общественница отметила и более конкретные улучшения в жизни алтайской столицы. Так, например, гораздо более скоординированной стала работа городских служб. Больше не возникает ситуаций, когда для того, чтобы проложить трубы, демонтируют свежеуложенный асфальт.
Председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц, также оценивший работу мэра достаточно положительно, подчеркнул: Барнаул – город не самый простой. И в условиях ограниченного бюджета местная власть делает все возможное. Это касается и все того же асфальта и городских дорог. Да и транспортная инфраструктура Барнаула вполне работоспособна.
«Мы видим технику на улицах, видим усилия, которые прилагаются. Хотя предела совершенству, конечно нет, дорожное хозяйство содержится в порядке», – отметил Фриц.
А вот взаимодействия с предпринимателями, по оценке общественника, все-таки, не хватает. Здесь у Юрия Фрица есть пожелание: глава города должен находить время для прямого общения с представителями бизнеса. Тем более что нерешенные вопросы в этой сфере есть. Например, в доработке нуждается налогообложение на уровне муниципалитета. Есть у предпринимателей сложности и в земельном вопросе.
Новый стиль работы мэрии похвалил и общественник, управляющий барнаульским парком «Изумрудный», экс-депутат алтайского парламента Владислав Вакаев. Он подчеркнул, что администрация ранее «держалась особняком». Сейчас же ситуация поменялась, но пространство для роста, в особенности с точки зрения взаимодействия с общественностью, есть.
Городу, по мнению Вакаева, не хватает общественных объединений. Хотя опыт взаимодействия с гражданской самоорганизацией у властей есть. Например, разрешившийся в положительном ключе конфликт из-за благоустройства Мизюлинской рощи.
«Не надо бояться горизонтальной организации. Население достаточно созрело, чтобы участвовать в управлении городом», – заявил Вакаев.
Политтехнолог Константин Лукин, впрочем, считает что общественных организаций и их активности в регионе не хватает в целом. Он также обращает внимания на любопытный факт: при Франке кадровый состав администрации стал заметно моложе. Так, например, в 2021 году посты заместителей главы по направлениям градостроительства и городского хозяйства получили Андрей Федоров и Сергей Пашковский. Каждому – лишь немного за 30. А, например, заведующему отделом развития туризма мэрии Александру Барышникову и вовсе в 2021 году 30 лет только исполнилось.
По части управления городской инфраструктурой нареканий к мэру, по мнению эксперта, в общем-то нет. Лукин отмечает: по сравнению с «дофранковским» периодом (и началом работы мэра) в столице края заметно сократилось число «коммунальных катастроф».
«Франк показал себя хозяйственником и с данной функцией он неплохо справляется. Если сравнить, например, качество дорог в Барнауле и, допустим, в Новосибирске, то Барнаул выигрывает. И то количество дорог, которое нас ремонтируется, по меркам Сибирского федерального округа очень большое», – довольно неожиданно оценил ситуацию в Барнауле Лукин.
Поменялись, по мнению некоторых, и сами отношения города и края. Барнаул (а также, как ни странно, краевые ведомства) стали более самостоятельными. Причиной этого послужило изменение модели управления регионом. По словам лидера алтайской ЛДПР, депутата АКЗС Владимира Семенова, «тоталитарная» схема экс-губернатора Александра Карлина, где все решения принимались по отмешке сверху, сменилась на командную.
«Все стали более самостоятельными. Настолько, насколько им делегировали полномочия. Поэтому нам и кажется, что появились свободы и ответственность за принятие решений. Другое дело, все ли готовы оказались к новой модели управления, и это касается не только города, но и края», – сравнил старые и новые порядки Семенов.
Наконец, еще один представитель краевого парламента, однопартиец Франка Иван Мордовин обратил внимание на то, что мэр старается выполнять обещания. В пример привел ситуацию с проблемным ЖК «Парковый», которую Франк в свое время взял под контроль. Совсем недавно была сдана третья блок-секция этого долгостроя. Он и другие эксперты отмечают, что все программы отработаны без сбоев, все крупные задачи реализованы.
Неплохо мэр справляется и с вопросами политическими. В их числе и недавнее решение Вячеслава Франка возглавить барнаульских единороссов, которое, как считает депутат, является весьма непростым.
«Мэру нужно находить общий с различными структурами внутри города: с депутатским корпусом, с общественниками, с краевой властью. Это своеобразное искусство, и не всем, если мы посмотрим по разным муниципалитетам, это удается», – считает Мордовин.
Прямой мэр
Если с оценкой работы мэра все довольно ясно (хорошо, но всегда можно лучше), то с выборами ситуация несколько сложнее.
По словам Марины Понкрашевой, нынешняя форма назначения городского головы в истории Барнаула уже встречалась. Еще до революции в XIX веке градоначальника выбирали депутаты тогдашнего совещательного органа. Но было ключевое отличие: глава города возглавлял и Думу. При этом вызовы, с которыми сталкивался Барнаул, были схожими с сегодняшним днем: бродячие животные и извечные дороги.
Возврата к прямым выборам Понкрашева не исключает. Их оправданность зависит от целого ряда факторов. Не в последнюю очередь – от наличия тех, кто реально способен управлять городом.
«Нужно смотреть на ресурсы. Грубо говоря, есть ли альтернатива? Многие кричат, но очень сложно выявить яркого лидера, который пользовался бы авторитетом среди горожан, и самое главное, захотел бы эту работу делать», – считает общественница.
На эту же проблему обращает внимание и Владислав Вакаев. Коллеги по оппозиционному цеху (Вакаев бывший справедливоросс, а в совсем недавнем прошлом кандидат на выборах в Госдуму от «Новых людей»), по его мнению, нередко хотят скорее участвовать, чтобы получить политические очки, нежили побеждать. Но в целом политик выступает за прямые выборы: они необходимы для того, чтобы глава муниципалитета нес ответственность перед его населением.
А Константин Лукин вновь напомнил о неочевидном плюсе прямых выборов, которые, по его словам «всегда нужны». Всенародное голосование как институт создает скамейку запасных (тех, кто мог бы в будущем проявить себя в городской жизни). Кроме того, выборы служат площадкой для столкновения полярных мнений и точек зрения на то, как должен развиваться населенный пункт.
Выборность, как ранее заявляла профессор кафедры политологии Алтайского госуниверситета Ярослава Шашкова, обеспечивает причастность граждан к местному самоуправлению. И с этой точки зрения является скорее выигрышем. Шашкову, разумеется, поддерживала и политическая оппозиция: выборы-де дают возможность обычным людям научиться управлять. Противники же этой системы считают, что практика назначений себя вполне зарекомендовала: это фильтрует власть от случайных людей и в целом работает. Чему примером, похоже, служит и Барнаул. В краевой столице управленческий вопрос удалось решить и без выборов.
Однако сам по себе возврат выборности никто пока полностью и не исключает, и не гарантирует. Даже если возможность голосовать за мэра или, например, главу района вернется в край, утверждать ее у себя будет каждый муниципалитет в отдельности. И вот здесь возможно множество самых разных вариантов: в зависимости от конкретной ситуации и расклада политических сил.