Почему первая пешеходная улица в Барнауле не произвела фурор?

Первая пешеходная улица в Барнауле стала подарком жителям на день города. Однако подарок пришелся не всем по вкусу. «ПОЛИТСИБРУ» разобрался, почему новым туристическим объектом остались недовольны многие эксперты и горожане.

Пешеходные улицы существуют во многих городах России. Чаще всего их основная задача - привлечение туристов. В основном такие зоны расположены в исторических центрах с характерной для города архитектурой, там проходят народные гулянья и кипит культурная жизнь. Эталоном для многих подобных улиц является московский Арбат.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ

В этом году свой маленький Арбат появился и в Барнауле. В пешеходную превратилась часть одной из старейших улиц города – Мало-Тобольской. Идею создания первой пешеходной улицы включили в программу туристического кластера «Барнаул – горнозаводской город». Строительство ливневой канализации на Мало-Тобольской, Льва Толстого, части проспекта Ленина вместе с благоустройством и прочими работами обошлось почти в 400 млн рублей.

Создание пешеходной зоны в историческом центре обсуждали еще в 2012 году. Тогда говорили, в частности, о Демидовской площади и улице Ползунова (от проспекта Красноармейского до площади Свободы). Однако это предложение вызвало резкую критику. Для создания такой зоны нужно было сносить трамвайную линию и от идеи отказались.

Предложений и вариантов больше не было. Выбирать, какую улицу сделать пешеходной в туркластере, не пришлось. Под необходимые требования подошла только Мало-Тобольская. Только здесь можно организовать транспортную загрузку магазинов со двора. Кроме того, любая пешеходная улица должна вести от одного туристического объекта к другому, создавая маршрут для гостей города. Мало-Тобольская соединяет набережную Барнаулки и парк Центрального района. Оба этих объекта пока полностью не готовы.

Пешеходная Мало-Тобольская должна стать торгово-ремесленной улицей и зоной притяжения туристов, где бы расположились сувенирные лавки алтайских мастеров и проводились мастер-классы. Так о будущем объекте рассказывала на общественном совете по реализации туркластера заведующая городским отделом по развитию туризма Татьяна Сибиркина. К слову, неоднократно администрация города делала акцент на то, что улица будет «вымощена брусчаткой», не уточняя, что это будет обыкновенная тротуарная плитка.

Официально пешеходную улицу горожанам презентовали на День города, 16 сентября. В середине лета на оргкомитите по подготовке к празднику в мэрии сообщили, что на Мало-Тобольской развернется выставка «Барнаул туристский». Многие присутствующие эксперты задались вопросом, успеют ли улицу привести в порядок и реконструировать фасады зданий. Сибиркина заверила, все будет готово точно в срок.

СДЕЛАЛИ БЕЗ СПРОСА?

Больше всех удивлялись члены общественного совета архитекторы Петр Анисифоров и Александр Деринг, когда на очередном заседании увидели изображение будущей пешеходной улицы. По мнению экспертов, представленный проект оказался «ни о чем». Более того, архитекторы даже не знали о его существовании. Тогда Татьяна Сибиркина сказала, что это «просто картинка», а «устройство данной территории было предусмотрено при разработке проекта сетей ливневой канализации». Такое объяснение и вовсе шокировало архитекторов. Сейчас уже можно сказать, что сделан местный Арбат именно по той картинке, а настоящего проработанного проекта никто так и не увидел.

«Довольно грустное впечатление производит улица Мало-Тобольская. Мы так и не увидели проектов по реновации этой важной части исторического центра. Все это похоже на бетонную пустыню. В летнюю жару там будет невозможно находиться: ни деревца, ни навесов! Нас в который раз поставят перед фактом! Жаль», - поделился Деринг.

«Просто картинка» оказалась реальным проектом, по которому построили улицу.

Многие эксперты и простые жители обращают внимание на отсутствие какой-либо зелени на Мало-Тобольской. На общественном совете архитекторы подчеркнули, что проект озеленения, тем более одного из ключевых объектов туркластера, просто не может быть представлен в рамках проекта ливневой канализации. На это получили ответ, что «для посадок зеленых насаждений не нужны проекты». На самом деле нужны.

«Только интенсивное наполнение интересной функцией даст жизнь новому Арбату. Необходимо много рисовать под руководством опытных архитекторов, а не «садоводов-любителей». В крае и городе должна быть команда главного архитектора, а общественное обсуждение с профессионалами обязательно», - считает архитектор Леонид Гладких.

Именно отсутствие четко разработанных проектов и их обсуждений эксперты считают самой большой проблемой туркластера.

«Без проектов ничего нельзя делать. У нас так получается – шагами отмеряют, сажают, а через два года выкапывают. У нас скамейки, ступеньки и светильник - вот и вся атрибутика. Все в исторической части нашего города требует особого профессионального внимания и наличия проектов. Зачастую у нас сначала строится, а потом спрашивается:

«А что вам не нравится? Мы тут канализацию делали, и написано, что участок зеленый для благоустройства должен быть». Нам нужен другой подход, мы уже устали об этом говорить на всех советах», - высказал мнение Петр Анисифоров.

СИДЕТЬ И СОЗЕРЦАТЬ

Сами барнаульцы, посетив пешеходную улицу в День города, в первую очередь заметили, что заняться там в будний день нечем.

«Сейчас праздник, конечно, есть и что посмотреть, покушать, и интересно провести время. А потом? Одни скамейки и все, предлагают нам сидеть и созерцать. Да было бы на что! Смотреть на завешанный разрушенный дом?» - сказала одна из горожанок.

Разрушенный дом – это объект культурного наследия, универмаг торгового дома «Сухов и сыновья». За реконструкцию здания пока никто не взялся, и памятник старины прикрыли баннером с изображением фасада.

В День города на Мало-Тобольской побывали тысячи барнаульцев.

Кафе и ресторанов на улице действительно нет. В зданиях на Мало-Тобольской они, скорее всего, и не появятся. Вся надежда на заведения, которые откроют на первом этаже Центрального рынка. Причем там их будет сразу несколько. Это кафе с монокухнями: бургерная, булочная, кофейня, заведение крафтовых напитков. Собственник специально решил демонтировать лестницу, ведущую на второй этаж, чтобы гуляющие по Мало-Тобольской люди могли удобнее заходить в кафе. Пока датой открытия Центрального рынка называют сентябрь 2018 года.

«То, что создатели проекта обозвали улицу «Арбатом», говорит о том, что они застряли в 80 - 90-х годах прошлого века. С того времени в Москве появилось множество разных пешеходных улиц и других общественных пространств, при том гораздо интереснее и современнее. Даже обычные улицы для людей будут привлекательнее нашего Арбата. Отсутствие машин на таких улицах не должно быть самоцелью, вполне нормально существуют улицы, ориентированные на пешеходов, без выделенных тротуаров, по которым разрешен проезд автомобилей. Например, Марияхильферштрассе в Вене», - отметил барнаулец Игорь Янцен.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

По мнению жителей, благоустроенная пешеходная улица для горожан хороший подарок, а вот для туристов такой объект, какой он есть сейчас, просто неинтересен.

«Все же при проектировании пешеходной улицы надо учитывать точки притяжения: чтобы по этой улице был интерес и просто пройти мимо, так и задержаться на ней. Со вторым у нас здесь точно проблема. Домов мало, многие не пригодны для нужного бизнеса. Со стороны Барнаулки одни «сараи» с непонятным будущим, сейчас это все огородили забором. Разве что реконструированный рынок как-то прибавит интерес после завершения работ. Вообще, вся концепция этой части кластера сильно спорная», - считает Игорь Янцен.

Все-таки реконструкция Мало-Тобольской стала положительным примером, хоть и с некоторыми недочетами, считают жители города.

«На мой взгляд, реконструкция улицы была необходима. Причем, сделав ее полностью пешеходной, власти города дали прецедент для создания подобных общественных пространств по всему Барнаулу. И это хорошо. Но у «барнаульского Арбата» до сих пор огромное количество проблем, которые, скорей всего, не решатся в ближайшее время. Так, например, на всей улице нет ни одного дерева, что делает ее явно не привлекательной для жителей и туристов. При этом, хоть улицу и делали в рамках туркластера, почти все элементы максимально старомодные и непрактичные. Я имею в виду именно кованые лавочки и урны. Видно, что улица делалась больше для отчета, чем для комфорта людей», - поделился мнением руководитель барнаульского городского сообщества «Шпиль» Егор Галкин.

Опрошенные в День города на первой пешеходной улице горожане такое мнение разделяют. Нет деревьев, кафе, развлечений, уникальный объект культурного наследия разрушается под баннером. На Дне города многие приметили скульптуру медведя – символа с туристической эмблемы Барнаула. Горожане активно фотографировались с мишкой и, возможно, пришли бы к нему еще, но он с Арбата исчез уже на следующий день. Как исчезли и люди.

Читайте также: С «барнаульского арбата» исчез медведь, но в мэрии обещают другого

К слову, на вопрос «ПОЛИТСИБРУ», а куда же пропал медведь, в пресс-службе мэрии конкретного ответа не дали, но однозначно заявили: он там всегда стоять не должен. Удивительно, но через несколько дней пресс-служба администрации обрадовала горожан новостью - медведь вернулся на Мало-Тобольскую.

Читайте также: На «барнаульский арбат» вернулся медведь

Рита Перегудова.

Читать tolknews.ru в

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: ИНН 2221196429 16+ Токен: LjN8KF6NS