Как стало известно «ПОЛИТСИБРУ», многофункциональные центры Алтайского края, оказывающие госуслуги по принципу «одного окна», более недели работали в аварийном режиме. Причиной стала остановка информационной системы, которую операторы МФЦ используют для приема посетителей.
Как следствие, больше недели обслуживание граждан во всех филиалах МФЦ (их в Алтайском крае более 60-ти) шло буквально вручную. Среднее время приема, которое ранее не превышало десяти минут, растянулось на все тридцать, а в отдельных случаях занимало больше часа. Это и не удивительно, ведь операторы вынуждены заполнять необходимые бланки по старинке, вручную вписывая в бумаги данные заявителей. Соответственно, в несколько раз дольше приходится просиживать в очередях. В результате гражданам, вынужденным в этом месяце обращаться в МФЦ, приходилось застревать тут на полдня. По статистике оказания госуслуг, таких граждан набиралось по всему краю не менее двух тысяч ежедневно.
Однако руководство МФЦ не бьет тревогу, отмечая, что любая техника может дать сбой.
«У нас были временные сложности, но сейчас вся система восстановлена. Это же техника, с ней всякое может случиться. Даже, несмотря на наличие технических проблем, прием документов не прекращался, работа шла непрерывно. А для устранения неполадок, мы привлекли специалистов, которые смогли все починить», - рассказал директор краевого автономного учреждения «МФЦ Алтайского края» Денис Тишин.
Что же привело к коллапсу в столь социально значимой сфере как госуслуги? Чтобы разобраться в причинах происходящего, редакция адресовала вопрос разработчику информационной системы МФЦ, компании «ЭйТи Сибирь». По словам её генерального директора Дмитрия Гокова, система действительно была разработана и внедрена в МФЦ Алтайского края в 2014 году при участии «ЭйТи Сибирь». Однако заниматься технической поддержкой системы заказчик решил самостоятельно. «Наша система имеет открытый код, - говорит Гоков, - заниматься её сопровождением и доработками при желании может каждый. Вопрос лишь в наличии необходимой квалификации. Возможно, в какой-то момент её не хватило, что и привело к сбою. Вообще, из 12 регионов, где работает наша система, только Алтайский край обсуживает её собственными силами. На прошлой неделе руководство МФЦ запросило у нас помощь в устранении аварии. Мы подключились к работам, в ближайшие дни система будет восстановлена. Однако каких-либо гарантий её работоспособности в дальнейшем мы дать не можем, так как техподдержка системы осуществляется многофункциональным центром самостоятельно».
Однако остается вопрос, насколько регион защищен от повторения подобных случаев. Решать проблемы по принципу пожаротушения рискованно, и нужно принимать меры системного характера. На кону – удовлетворенность граждан качеством госуслуг, влекущая за собой общую лояльность населения по отношению к власти. Лояльность, которой просто неоткуда будет взяться у людей, проводящих долгие часы в очередях за госуслугами. Стоит ли говорить, какими последствиями может это обернуться в предвыборное время?