[gallery ids="8235,8231,8237"]
В Барнауле с 2015 года ужесточился контроль за наружной рекламой. Тогда новое постановление регламентировало согласование размещения вывесок, запретило рекламу на фасадах, усложнило процедуру согласования макета. Спустя два года, «ПОЛИТСИБРУ» решил выяснить у экспертов, изменился ли в лучшую сторону облик города после таких новаций, насколько эстетична сегодняшняя наружная реклама, и какое у нее будущее.
Как все начиналось
Считается, что впервые к размещению наружной рекламы в городе серьезно подошел проект «Цивилизованный город». Его авторы Евгений Кураков и Александр Деринг в 2013 году подготовили свои рекомендации по размещению рекламы и вывесок на исторических зданиях Барнаула. Городское постановление 2015 года было основано именно на этом проекте.
Редактор рекламного портала Алтайского края Лада Шевкунова вспоминает, что ситуация с наружной рекламой стала в городе плачевной примерно с середины 2000-х. Тогда на первых этажах зданий стало открываться множество магазинов. «Считалось, что, когда в одном доме на первом этаже располагаются, например, по четыре магазина, то всем нужно выделяться, иначе потребитель пройдет мимо. Реклама размещалась по принципу «чем больше - тем лучше, чем ярче – тем круче», - рассказывает Шевкунова.
Редкий предприниматель тогда задумывался о фирменном стиле. Проще всего было написать на вывеске название магазина и тут же расшифровать, какой товар в нем представлен. Например, «Профи» – канцтовары», или «Орион» - светильники, торшеры, бра».
«Со стороны властей регулирование шло слабое. Были законодательные противоречия: администрация согласовывала рекламу, но все зависело от субъективности, как, собственно, и сейчас во многом», - добавляет Лада Шевкунова.
Дизайнер Александр Целовальников не исключает личную заинтересованность чиновников в «неопределенности». «Ведь еще Салтыков-Щедрин раскрыл секрет создания пространства для бюрократического маневра: «никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать», - напоминает дизайнер.
Что такое «хорошо»?
«Реклама по определению является антагонистом городской среды. По большому счету, все определяется тем, кто у кормила власти, его культурой, образованностью, способностью находить и привлекать грамотных специалистов к решениям разных вопросов - ведь невозможно быть «докой» во всем. У него в голове должна быть мысленная линейка: что такое «хорошо» и что такое «плохо», - уверен Целовальников.
Он считает, что люди перестали читать, разучились мыслить критически. «Проблема в том, что в стране с образованием полный «швах»! Если нет системы в знаниях, то в дальнейшем накоплении опыта зацепиться не за что. Даже если эти люди поедут «на посмотреть» в мировые центры урбанизма (Шанхай, к примеру, или Копенгаген), обозревая окрест, все равно останутся слепы», - говорит Целовальников.
Руководитель студии «Tvorica» и инициатор проекта «Цивилизованный город» Евгений Кураков подчеркивает, что по эстетике в рекламе никакого регламента не существует. По его мнению, этот аспект тем более не могут контролировать власти. «Если власти будут декларировать эстетику в рекламе, то мы вернемся в прошлый век, причем его начало», - говорит Кураков.
Больной вопрос
«Механизм размещения рекламных установок не согласовывается с администрацией. Даже при желании - процедура согласования фактически не работает. Да и вообще рынок наружной рекламы в части крупных рекламных конструкций во многом монополизирован», - перечисляет минусы Фриц.
Он отмечает, что сегодня невозможно получить разрешение на размещение наружки. «Дело в том, что существует некая внутренняя установка - рекламных конструкций в городе достаточно, и даже чрезмерно. По формальным основаниям, типа «реклама не соответствует некоему художественному облику», бизнесу просто отказывают», - поделился Фриц.
Единогласно эксперты сошлись на том, что многие предприниматели страдают «гигантизмом» и захламляют городскую среду огромными баннерами и вывесками.
«На мой взгляд, по величине и «навороченности» вывески можно судить о степени невротизма у ее хозяина. А по гармонии с фасадом - о его культурном облике. У нас реклама работает по древнейшему принципу - человека нужно окружить информацией и рассчитывать на случайность встречи», - считает Целовальников.
Он противопоставляет барнаульским вывескам датские, которые в основном имеют формат от А4 до А. Действует принцип: хочешь большую вывеску – плати большие деньги. Цены, порой, доходят до десятков тысяч датских крон в год.
Лада Шевкунова предполагает, что обилие разношерстной наружки объясняется другой проблемой – у зданий нет паспортов. Это специальный документ, в котором указаны места под рекламу на конкретном здании, стоимость размещения. В Барнауле таких примеров очень мало.
Евгений Кураков считает бичом засилье конструкций, не предназначенных для исторической части города. Речь идет о щитах 3х6 метров. «Можно прийти на Нулевой километр и увидеть там самое яркое нарушение федерального закона о рекламе», - заявил Кураков.
Также барнаульские бизнесмены не умеют работать с витринами. Им легче завесить окна баннерами. Спасает, что власти начали с этим бороться. «Многие считают, что на таких баннерах можно что угодно нарисовать, за ними можно скрыть стеллажи магазина, которые видно с улицы, да и окна так реже мыть приходится. Грамотные же люди используют витрины с чистым стеклом, подходят к оформлению витрин творчески», - поясняет Шевкунова.
Технолог наружной рекламы Константин Куковякин отмечает, что многие местные заказчики экономят на материалах для рекламных конструкций, делают выбор в пользу дешевого, а не креативного и эстетичного предложения. При этом требования в конечном итоге они предъявляют ничуть не меньшие, чем к дорогой рекламе. «Заказчики выбирают самые дешевые материалы, а ведь нужно соблюсти гарантийный срок и просчитать все риски, чтобы конструкция не сломалась, грубо говоря, от первой сосульки», - комментирует Куковякин.
На пути исправления
Когда ужесточился контроль над наружной рекламой, предприниматели на все лады стали ругать власти. Однако в чем-то «драконовские» методы изменили облик города к лучшему, уверены специалисты.
За радикальные меры в борьбе с неэстетичной рекламой выступает Александр Целовальников. Он заявил, что убрал бы вообще всю наружку, была бы его воля. «Некоторые стали меняться примерно в 2008 году, когда специалисты начали их в открытую критиковать. Все началось с улицы Льва Толстого. Вообще хорошие примеры нужно хвалить, ставить в пример, а над плохими нужно смеяться, причем саркастично», - считает дизайнер.
Пример вывесок с объемными буквами.
Куковякин отмечает, что в Барнауле есть современные рекламные формы. «Мне больше всего нравятся объемные буквы и контражур. Например, вывеска бургерной «MAMA YA POEL». Иногда наружка может даже украсить город. Важно, чтобы к созданию рекламных конструкций люди подходили не заштампованно, а искали новые подходы», - говорит Куковякин.
Среди удачных примеров специалисты часто называли аккуратные вывески магазинов Max&Co, Betty Barclay, «Французское белье», «Триумф», « Gardeur», «Ив Роше», «Красный» на Ленинском, гастропаб «13»; магазины на ул. Ленина, 35; на ул. Партизанской, 92; ряд золотников на пр-кте Ленина в створе от площади Октября до улицы Молодежная и другие.
«Особые требования нужно предъявить к исторической части города. Должны по определенным правилам размещаться рекламные установки вдоль главных магистралей. В остальных же местах рынок должен быть более либеральным. Это позволит предпринимателям продвигать свой продукт, а городскому бюджету – получить серьезные средства от госпошлины и арендной платы за землю под рекламными установками», - уверен Фриц.
Он также добавил, что предлагалось создать новый уполномоченный орган, который отвечал бы за размещение и согласование рекламных конструкций. «Должна появиться внятная процедура согласования, четко регламентирован принцип размещения наружки в городе, причем список должен быть достаточно широким», - поясняет эксперт.
Дарина Белоусова.