Депутат Госдумы от Алтайского края, член фракции «Единая Россия» и комитета по охране здоровья, академик РАН Николай Герасименко работает в российском парламенте с 1995 года. Он – один из немногочисленных ветеранов Госдумы наряду с Геннадием Зюгановым и Владимиром Жириновским. Николай Федорович рассказал «ПОЛИТСИБРУ» о том, чем новый созыв Думы отличается от предыдущих, как председатель ГД Вячеслав Володин «наводит дисциплину», и над какими законами работает депутат от Алтая.
- Николай Федорович, чем нынешний созыв Госдумы отличается от предыдущих, в которых вы также работали?
- Во-первых, произошло очень серьезное обновление. Обычно состав Думы обновлялся на треть. Сейчас произошло наоборот – почти две трети новых депутатов. Особенно сильно обновилась «Единая Россия».
Во-вторых, в «Единой России» отбор кандидатов шел через праймериз. Характерно, что многие известные депутаты из предыдущего созыва праймериз не прошли. Например, Владимир Плигин, Алексей Пушков.
Выводы делать пока рано, но уже сейчас можно сказать, что поменялся стиль работы Государственной Думы. Новый председатель Вячеслав Володин учел претензии общественности в том, что в полупустом зале депутаты бегают и нажимают кнопки за отсутствующих коллег. Теперь депутат обязательно должен присутствовать на пленарном заседании. Уважительными причинами пропуска считаются только больничный лист, командировка, в которую отправил председатель Госдумы, рождение ребенка и похороны. За пропуск по неуважительной причине – штраф в районе 60 тысяч рублей. Это значительно подняло дисциплину.
Раньше у нас было две пленарных недели, одна комитетская и одна региональная неделя. Многие комитетскую неделю использовали для поездок в регион. Теперь три пленарных недели и одна региональная. Заседания комитетов проводятся в течение пленарных недель.
Это все правильные изменения, потому что нужно разгребать завалы. От предыдущих созывов осталось более двух тысяч законопроектов в разной стадии рассмотрения.
Еще один положительный момент: Дума стала выделять деньги на привлечение к законотворческой работе экспертов из числа ученых.
Володин поднимает роль Государственной Думы. Мы теперь на «правительственном часе» и заседаниях фракций заслушиваем не только министров, но и руководителей госкорпораций.
Стала решаться еще одна серьезная проблема. Раньше некоторые законы годами не начинали действовать, потому что правительство не выпускало необходимые подазаконные акты. Сейчас принято решение: мы не будем принимать правительственные законопроекты, если правительство к третьему чтению не подготовит все необходимые подзаконные акты.
- Как на работе Думы сказывается такое масштабное обновление депутатского корпуса?
- Работа депутата оценивается по нескольким параметрам: законотворческая деятельность (количество внесённых законопроектов), выступления на пленарных заседаниях, участие в парламентских слушаниях и различных экспертных советах, работа в регионе с избирателями, медийная активность в федеральных и региональных СМИ. Дается эта работа не всякому. Очень часто бывает: созыв побыл - ушел.
Но масштабная замена не всегда хороша. Посмотрите на зарубежные парламенты: во многих депутаты работают по несколько десятков лет, молодежи не так много. Это не спорт, здесь другие органы работают (смеется). Но и выводы делать пока еще рано. Посмотрим.
- Какие законопроекты и проблемы сейчас у вас в работе?
- Основные назову. В стране в течение последних пяти лет идет сокращение, оптимизация лечебных учреждений. Это и нашего края коснулось. Почему? В условиях медстрахования за каждым больным идут деньги. Стоимость лечения одного и того же заболевания зависит от категории больницы. Первая категория - это участковая больница в селе, врачебная амбулатория, ЦРБ. Там самый низкий тариф. Низкий тариф не обеспечивает зарплату врача, о которой говорится в указах президента, медикаменты, оборудование. Мы сейчас в комитете и ОНФ обсуждаем вопрос о повышающем коэффициенте для сельских больниц, чтобы сохранить приемлемый уровень медицинской помощи.
Мы очень сильно - в 15 раз! - повысили уровень высокотехнологичной помощи - с 60 тысяч сложных операций и манипуляций в 2007 году до 980 тысяч в 2016 году. В 10 раз, с 92 до 900, увеличилось количество учреждений оказывающих эти виды медицинской помощи. Сейчас нужно отдавать приоритет первичной медицинской помощи, о чем неоднократно говорил наш президент Владимир Путин, потому что 80 процентов населения обращаются за ней. Это «скорая помощь», поликлиники, ФАПы.
В первом чтении мы приняли закон о том, что для решения об оптимизации или ликвидации лечебного учреждения нужно создать трехстороннюю комиссию, в которую входят учредитель - минздрав края, представители медицинских общественных организаций и представители организаций пациентов. И только если эта комиссия одобрит, оптимизация или ликвидация будет проводиться. А если речь идет о ликвидации единственной больницы в сельской местности, то решение смогут принять только депутаты органа местного самоуправления опять же на основании решения комиссии.
Готовим закон о введении административной и уголовной ответственности, в зависимости от последствий для больного, за непропуск машин «скорой помощи».
Еще один закон - о допуске родителей детей в палаты реанимации. Сейчас это законодательно не закреплено, и зачастую родителей к детям не пускают.
Важный закон - о диспансеризации работающего населения. Для этого выделяются довольно большие деньги, но эффективность не очень большая, потому что часто руководство предприятий не отпускает своих работников. Суть закона в том, чтобы работадатель выделял сотруднику день для диспансеризации. Это очень важно, потому что смертность в трудоспособном возрасте в России в три раза выше, чем в Европе.
Важная проблема – качество продуктов питания. Много вопросов по жирам, содержанию сахара, соли. В последние шесть-семь лет резко увеличивается избыточный вес, особенно у детей. Дети растут на коле, гамбургерах, поп-корне, чипсах. Это приводит, в частности, к ожирению, заболеванию сахарным диабетом и другими заболеваниями.
Отдельно хочу отметить вопрос закупки медицинского оборудования и медикаментов. Федеральный закон о госзакупках разрешал делать покупки без конкурса не дороже 100 тысяч рублей. Жизнь изменилась. Сегодня в районе только одна больница – центральная районная – является юридическим лицом, а остальные – это ее структурные подразделения. Все закупки делает ЦРБ на весь район. Поскольку медикаменты подорожали, мы предлагаем разрешить медучреждениям проводить закупки без конкурса на сумму до 400 тысяч рублей.
Ну, и не могу не сказать о курении. Потребление табака сегодня снизилось, особенно среди молодежи. Но многие перешли на электронные сигареты. Их продают независимо от возраста, рынок растет в год чуть ли не в два раза. Контроля за содержимым электронных сигарет нет. Если относительно сигарет мы добились обязательного раскрытия содержания смол, никотина, то электронных сигарет это не касается. Появилось много данных, что они вызывают те же заболевания, что и обычные сигареты, но рекламируются как безвредные. Это полный обман. Я подготовил закон в отношении электронных сигарет: к ним должны предъявляться те же требования, что и к обычным. Должны быть возрастные ограничения и запрет на курение в общественных местах.
Фото – «Парламентская газета».