Колебания цен на бензин волнует всех: от экспертов топливного рынка до обычных граждан. В последнее время скачки цен приостановились. Это обусловлено разными факторами, считает президент Алтайского топливного союза и вице-президент Российского топливного союза, депутат АКЗС Юрий Матвейко.
Вопрос цены
- Юрий Витальевич, какие тенденции складывались на топливном рынке в течение 2015 года? Цена на бензин росла с весны, в сентябре рост цен остановился, сейчас все стабильно, с чем это связано?
- Рынок нефтепродуктов – это очень интересная и сложная сфера. Сегодня в России работает порядка 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов. Крупными считаются те, что перерабатывают более 1 миллиона тонн нефти в год.
В 2015 году объем дизельного топлива, который производят нефтяные компании, превышает потребности Российской Федерации практически в два раза.
Что касается бензина, то здесь потребности и производство практически совпадают. Автомобили России потребляют практически все производимое в стране топливо. Получается, что выход из строя любого крупного предприятия может дать сбой этому балансу, что и случилось в июне 2014 года. На Ачинском НПЗ произошел взрыв, и Сибирь сразу ощутила дефицит топлива.
В Сибирском федеральном округе работают три мощных завода: Омский входит в тройку крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России, Ачинский перерабатывает порядка 7 миллионов тонн нефти в год, и Ангарский НПЗ. Они бы закрыли потребности Сибири с лихвой. Однако все произведенные объемы распределяются по территории всей России, а также отгружаются на экспорт. Когда останавливается Московский НПЗ, Омский завод до 70% произведенных нефтепродуктов грузит в Московский регион.
Почему происходят ценовые скачки? В конце апреля наступает пик потребления нефтепродуктов, все это выливается в дефицит, и мы получаем рост цен по оптовым поставкам. Ежегодно, с 2011 года, рост оптовых цен на заводах и бирже составляет от 15 до 25%, а в 2015 году рост цен на бензины составил почти 37%, а цена в рознице повысилась всего на 6,5%.
Очень часто некоторые говорят: закупитесь топливом вперед на полгода и ни за что не переживайте. У нас в регионе нет такого парка хранения, куда бы можно было поместить топливо и работать спокойно без потрясений. Кроме того, за последние три-четыре года более 10 нефтебаз были либо законсервированы, либо закрыты, и на сегодняшний день на территории Алтайского края действующих нефтебаз остается порядка 25 - 30. Если их одномоментно полностью залить и остановить все поставки нефтепродуктов в регион, то, я думаю, этого объема хватит в лучшем случае на две с половиной – три недели.
- Каких изменений стоит ожидать жителям края до конца года? Сколько будет стоить бензин зимой?
- На сегодняшний день ситуация на рынке нефтепродуктов стабильная. Все заводы работают, часть выходит после плановых ремонтов. Я думаю, что до конца этого года, если не случится крупных аварий на НПЗ, то никаких потрясений и каких-то ценовых скачков не предвидится. Поэтому будем надеяться, что до марта-апреля рынок будет сбалансирован. В прошлом году вице-премьер России Аркадий Дворкович четко говорил, что в 2015 году рост цен на нефтепродукты не превысит 10 процентов. На самом деле цены выросли всего шесть процентов на сегодняшний день. Может вырасти цена на дизельное топливо, потому что в данный период существует небольшой дефицит.
- Из чего в принципе складывается цена на бензин и почему он не дешевеет вслед за нефтью?
- На сегодняшний день доля цены нефти в тонне бензина составляет четыре-пять рублей плюс налог НДПИ около 7 рублей. От двух до трех рублей стоит доставка по трубе до завода. Порядка пяти-шести рублей в общей сумме занимает производство нефтепродуктов из нефти. Далее идут налоги и акцизы. Акциз на дизельное топливо составляет около шести рублей, на бензин – в среднем более восьми рублей. Таким образом, мы получаем себестоимость тонны бензина на заводе, в которой более 60 % - это налоги и акцизы. Доставка с завода в регион стоит потребителю два-три рубля в литре бензина.
Стоит отметить, что налоги от нефтегазового сектора на сегодняшний день составляют более 65 процентов в федеральном бюджете. А за счет налогов, как мы знаем, существуют дороги, социальная сфера, здравоохранение, пенсии, медицина и все остальное. Если налоги и акцизы будут отменены, то государство не будет получать средств на исполнение своих обязательств перед населением России.
Бензин не дешевеет вслед за нефтью, так как в стоимости литра бензина цена нефти занимает всего 10 - 12 процентов, не более того. Скачки цен на нефть отражаются в стоимости бензина на 30 - 50 копеек.
- Почему в Барнауле бензин – один из самых дешевых в стране?
- Любой рынок зависит от того, какие правила игры устанавливают монополисты. До 2014 года у нас были представлены две компании с государственным участием - «Роснефть» и «Газпромнефть». Помимо этого на рынке Алтайского края начала появляться компания «Лукойл». Вертикально интегрированные нефтяные компании диктуют определенные правила игры, именно они устанавливают цену и, соответственно, тот предприниматель, который занимается реализацией нефтепродуктов через АЗС, эти правила должен принимать. За последние четыре года независимые операторы терпят серьезные убытки, исчисляемые миллионами рублей из-за монопольно установленных цен. Некоторые предприниматели теряют бизнес и разоряются, ведь оптовые цены порой превышают розничные. У нефтяных компаний мы наблюдаем разбалансированность в ценообразовании, а это прямое нарушение «Закона о защите конкуренции». Обращения в УФАС рассматриваются, с ними ведется активная работа, однако в короткие сроки исправить этот баланс невозможно. До 2010 года было более 20 нефтяных компаний, после поглощения Роснефтью и Газпромом большинства крупных НПЗ, оптовый рынок нефтепродуктов практически прекратил свое существование. Раньше заводы предлагали различные условия оплаты и конкурентные цены, но это не устраивало наши госкомпании и соответственно конкуренты были поглощены. И теперь сложная ситуация и на розничном рынке ГСМ, так как топливо можно купить только у этих нефтяных компаний.
Хотел бы отметить, что ни одна из трех нефтяных компаний не является плательщиком налогов в региональный бюджет.
Более 50 независимых автозаправочных станций прекратили свое существование в регионе за последние несколько лет.
- Удается ли конкурировать местным игрокам с государственными компаниями? Какими стратегиями частная розница пользуется, чтобы достойно соперничать с ними?
- Частным АЗС приходится развивать дополнительный сервис - магазины, мойки, шиномонтаж, гостиницы, кафе. Только развивая дополнительный сервис можно выжить в такой конкуренции.
- Могут ли жители Алтайского края столкнуться с дефицитом топлива, и по каким причинам он возникает?
- Дефицит топлива возникает в следующих случаях: когда НПЗ встают на профилактические работы, или когда происходит какое-то ЧП, вот в таких случаях мы получаем дисбаланс спроса и предложений.
Сибирский федеральный округ замкнут на Омском и Ачинском НПЗ. Минимум раз в год завод должен остановить производство и произвести ремонтные и профилактические работы, что по времени занимает от трех до шести недель. Нефтеперерабатывающий завод – это опасное производство и если не делать профилактику, то можно нажить большие неприятности. В основном это происходит летом, так как такие работы очень сложно вести зимой. Именно во время этих профилактических работ возникает дефицит. Министерство энергетики старается разнести эти работы таким образом, чтобы не получилось отсутствия нефтепродукта в том или ином регионе, но к сожалению последние четыре года Минэнерго не совсем контролирует эту ситуацию, особенно в летнее время.
На сегодняшний день дефицита нет, заводы работают, все профилактические работы закончены.
Проверка на качество
- Правоохранительные органы часто проводят проверки на автозаправочных станциях и выявляют множество нарушений. Почему многие жалуются на качество бензина?
- В августе Росстандарт совместно с прокуратурой проводили проверки автозаправочных станций по всей России. Я участвовал в этих мероприятиях. Во всей России было проверено 3251 АЗС. Это практически 15 процентов всех АЗС страны.
Около 20 процентов нарушений было выявлено в качественных показателях нефтепродуктов - топливо не соответствовало либо по сере, либо по экологическому классу тем нормам и правилам, которые утверждены техническим регламентом. Порядка 13 процентов нарушений правил метрологии, к примеру, колонка не доливала бензин.
В основном нарушения допускались при ведении документооборота, либо совершались отступления от пожарных и санитарных норм.
Основная причина нарушений по качеству топлива заключается в том, что НК поднимают оптовые цены практически до розничных, либо вообще не продают топливо независимым операторам. Тогда оператору ничего не остается делать, как покупать топливо, которое есть на рынке. А оно не всегда соответствует нормам и правилам. Но и нарушения на нефтебазах и самих нефтяных компаний присутствуют. Когда заводы выходят на производство после профилактических работ, качество топлива не совсем стабильно.
В Алтайском крае проверки на качество бензина тоже прошли. По краю было отобрано чуть больше ста проб, и примерно 20 процентов от проверенного топлива не соответствовало нормам технического регламента. Около 20 процентов нарушений было у частных АЗС и более 7 процентов у АЗС нефтяных компаний. Так что, где работают люди, везде могут быть отклонения от стандартов.
Фото Олега Укладова и Михаила Хаустова.