В наш век, когда у каждого своя "фотолаборатория" в кармане, сложно представить, каких трудов требовала фотография еще 100 с лишним лет назад
Форматная камера дорожная – считалось, что такой компактный аппарат удобно взять с собой в дорогу. Но даже он снимал на стеклянные фотопластины. И везти с собой их приходилось десятки, а то и сотни.
Однако именно заезжим фотографом, скорее всего, сделан один из самых первых снимков Барнаула. Он теперь и самый старый из дошедших до нас. Виды сибирских городов в своем издании напечатал столичный книгоиздатель Карл Риккер. Здесь Барнаул образца 1864 года. На переднем плане – еще работающий сереброплавильный завод, нынешний проспект Ленина – тогда Московский – и руины после пожара. Тогда от огня город сильно пострадал.
Кстати, в 1860-е в Барнауле начали появляться и первые фотоателье, посещать которые к концу 19-го века стало обычным делом.
"Сохранившиеся фотоснимки ясно дают понять, что любая семья, даже крестьянское сословие, могли себе позволить в какой-то период жизни собраться с семьей, прийти в фотоателье и сделать фотографии. В середине 19-го века каким-то чудом или вершиной технического прогресса фотография уже не являлась. Это было вполне нормальное, рядовое явление жизни", – рассказывает старший научный сотрудник музея "Город" Дмитрий Калашников.
Большинство снимков того времени – студийные. Однако один из дореволюционных фотографов Барнаула Сергей Борисов все же вышел на улицы. Благодаря ему теперь мы можем увидеть, что, например, здание того же музея "Город", а в то время городской Думы, до 1916 года выглядело совсем иначе. Или какой была лютеранская церковь на Московском проспекте, рядом с нынешним магазином "Красный".
И уж совсем не такой, как теперь, больше века назад был вид с Демидовской площади на барнаульскую Гору.
Кстати, в Горный Алтай на рубеже 19-20-х веков тоже впервые отправился человек с фотоаппаратом. Чаще всего это были ученые. Например, ботаник Виктор Верещагин организовывал экскурсии для гимназистов, в том числе чтобы зафиксировать многообразие растительного мира Алтая.
"Эти экскурсии помогли в комплектовании гербария, который находится в нашем краеведческом музее и в Томском университете. Манжерок проходили, Чемал, водопад Корбу... Туда, в труднодоступные места, шли на лошадях пешком и ходили по месяцу", – поясняет сотрудник музея "Мир Времени" Александр Даниленко.
Уникальные экспонаты – стеклянные негативы, те снимки, которые больше века назад делал в своих экспедициях Виктор Верещагин.
Контактная печать – это когда негатив кладут прямо на фотобумагу, крепко прижимая, а после засвечивают лампой.
На снимках, которые удалось напечатать со старых негативов, оказались Чертова гора в Чемале, мост через реку Каракол, водопад Корбу на Телецком озере, дом при "Теплых ключах" в Белокурихе. При этом снимки двойные – это стерео, дореволюционное 3D. Их снимали на аппарат с двумя объективами, расстояние между которыми примерно такое же, как между нашими глазами.
Нужно вставить стереоснимок в стереоскоп, и он представляется в объеме. В итоге передний фон как бы отделялся от заднего, и картинка становилась трехмерной. Такое впечатляет и сегодня... Так что не спешите говорить о чем-то простом и примитивном – "ну, это как в прошлом веке".